Дальний Восток переходит с дизельного топлива на возобновляемые источники энергии

renewable energy wind power Credit: flickr.com/ Aaron

Тысячи небольших поселков на Дальнем Востоке исторически находятся в децентрализованных энергетических системах, и поддержание инфраструктуры в этих поселках стоит очень дорого, а себестоимость электроэнергии доходит до 100 рублей за 1 кВт⋅ч.

Так продолжаться больше не может, считает заместитель Министра энергетики Российской Федерации Антон Инюцын.

«Со всеми государственными субсидиями завоз топлива в отдаленные поселки стоит 150 млрд в год, ситуацию надо менять. И помочь в решении вопроса могут возобновляемые источники энергии (ВИЭ), тем более что стоимость таких технологий в последнее время снижается. Только в Иркутской области можно заменить 32 МВт мощности на комбинированные ВИЭ-установки», – рассказал Инюцын на прошедшем во Владивостоке Восточном Экономическом Форуме.

Стоит отметить, что Мурманская область испытывает похожие трудности с завозом дорогостоящего топлива в удаленные поселения.

«Конечно, наша ситуация, не смотря на схожие климатические условия, несколько легче, так как количество удаленных поселений в разы меньше. В последние годы в регионе был реализован ряд проектов по обеспечению постоянным электроснабжением удаленных поселений Терского берега с целью экономии дорогого привозного дизтоплива», – рассказал советник международного Объединения Bellona Юрий Сергеев.

bodytextimage_Pyalitsa1-1..jpg Photo: G. Popov

В 2013 году администрация села Варзуга (в состав которого входит семь населенных пунктов) получила грант в 30 млн руб. на разработку программы по использованию ВИЭ для четырех населенных пунктов и установки оборудования в одном из них. Пилотный проект в селе Пялица был реализован в рамках региональной программы энергосбережения с привлечением федерального финансирования. Всего полгода действия установки дали экономический эффект около 3,5 млн руб. После успешной реализации проекта в Пялице, опыт был распространен на села Чаваньга, Чапома, Тетрино.

Общая стоимость проекта, начатого в 2014 году, составила 103 млн рублей. Всего в его рамках было установлено 360 солнечных панелей общей мощностью 93 кВт, 18 ветроэнергоустановок общей мощностью 140 кВт и 8 дизель-генераторов общей мощностью 447,2 кВт. Еще в два села Кузомень и Кашкаранцы были проведены ЛЭП.  Таким образом, электрификация поселений Терского берега завершилась. На сегодняшний день в регионе осталось всего три населенных пункта не обеспеченных  круглосуточным  электричеством. Это Краснощелье, Каневка и Сосновка.

Anatoliy Chubais Anatoly Chubais Credit: http://forumvostok.tassphoto.com

Дальнему Востоку нужен Фонд ВИЭ

По словам Председатель правления ООО «УК «РОСНАНО» Анатолия Чубайса, уровень износа энергосистемы на Дальнем Востоке гораздо выше, чем по стране. Высокая себестоимость кВт⋅ч и высокий потенциал ветра и солнца создают прекрасные природные и экономические предпосылки для использования возобновляемой энергетики.

«Не хватает одной важной вещи. Весь российский национальный проект запуска ВИЭ основан на идее договоров на поставку мощности, работающих на оптовом рынке. А на дальнем Востоке нет договоров на поставку мощности (ДПМ), здесь нет оптового рынка. Его не может быть в силу целого ряда причин. Поэтому мы внесли в правительство предложение о создании Дальневосточного Фонда ВИЭ, который был бы аналогом ДПМ. Это даст возможность инвесторам гарантировать тариф без прямых дотаций», – рассказал Чубайс на Форуме.

По словам генерального директора ООО «Хевел» Игоря Шахрая, если этот Фонд заработает, либо же будет какое-то другое подтверждение тарифа даже на минимальный период окупаемости, то появится настоящий рынок, на который придет большое количество компаний.

«Никаких субсидий не понадобится. Компании будут инвестировать свои средства, если им дадут гарантию возврата инвестиций с минимальной доходностью», – отметил он.

Сейчас компания работает, в том числе в Якутии, и собирается строить там солнечные станции общей мощностью до 2-3 МВт. Окупаемость проектов в Якутии составляет от 7-ми до 15-ти лет.

В этом регионе в основном используются автономно-гибридные станции, сочетающие в себе новые дизельные установки, литий-ионные батареи отечественного производства, солнечные станции, а также систему интеллектуального управления станцией (смарт-система управления).

Необходимо оборудование отечественного производства

По словам представителей компаний ПАО «РусГидро» и ООО «Хевел», которые занимаются объектами ВИЭ в России, они все стремятся к использованию оборудования отечественного производства, но это не всегда возможно, особенно, когда речь идет о работе в Арктических условиях.

Ветроэнергетические установки так называемого «Арктического исполнения» – очень сложная конструкция. Сейчас японские фирмы «Мицуи» и «Камаи» разрабатывают их специально на проект «РусГидро» для Тикси. Однажды компания уже столкнулась с ситуацией, при которой ветряки в Арктике уносило в море в течение двух дней эксплуатации.

По словам первого заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) Николая Дураева, если ветряки японских компаний заработают, то ими можно будет заставить всю Арктику.

«На Чукотке ВИЭ может заместить до 50% дизельного топлива в отдаленных поселках», – уверен Дураев.

По словам Анатолия Чубайса, российских серийных предприятий, изготавливающих объекты ветроэнергетики в арктическом или даже стандартном исполнении, сегодня не существует.

Он отметил, что лидерами производства оборудования сейчас являются две компании: «Роснано» и «Фортум», которые начинают изготовление лопастей для ветроустановок в Ульяновске, и производство башен в Таганроге. Еще одна компания в бизнесе – ГК «Росатом», которая на заводе «Атоммаш» разворачивает производство российских ветроустановок.

«Мы обречены на то, что через полтора-три года в России появится машиностроение для ветроэнергетики. Сначала нужно создать производство, которого в России сегодня вообще нет, а потом создать премиальный сегмент – арктическое исполнение», – полон оптимизма Чубайс.

И когда появятся отечественные технологии, можно будет постепенно отказаться от дизеля.

«Отказаться от дизеля можно к 2025 году. Тепловая энергетика должна взять на себя функцию резервного энергоснабжения, она не понадобится в значительной части изолированных регионов через 10-15 лет. Солнце, ветер, смарт-системы управления и накопители способны на 90-95% заменить традиционную энергетику, оставив дизельной функцию резервного источника энергоснабжения», – уверен он.

Анна Киреева

anna@bellona.ru