News

Всемирный конгресс по охране природы: российская делегация отчиталась об успехах в защите ООПТ

Моржи на фоне мыса Останцового, остров Хейса, заказник «Земля Франца-Иосифа».
Моржи на фоне мыса Останцового, остров Хейса, заказник «Земля Франца-Иосифа».
Николай Гернет

Опубликовано: 12/09/2016

Автор: Игорь Ядрошников

Среди ключевых тем прошедшего конгресса – борьба с климатическими изменениями и сохранение океанов, в том числе, создание морских особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В мероприятии приняла участие и российская делегация, чтобы продемонстрировать успехи РФ в сфере охраны ООПТ. Однако в стране по-прежнему остается огромное количество нерешенных проблем как в этой области, так и в области защиты природы в целом.

Как говорится в официальном пресс-релизе Минприроды, участие российской стороны в VI Всемирном конгрессе по охране природы, проходившем с 1 по 10 сентября на Гавайях,  «даст возможность продемонстрировать достижения России в сфере охраны биологического и ландшафтного разнообразия, масштабность федеральной системы ООПТ России и перспективы ее дальнейшего развития».

В состав российской делегации вошли руководители и профильные специалисты Минприроды России, Росприроднадзора, государственных природных заповедников и национальных парков, а также общественных природоохранных организаций.

Туристическое освоение ООПТ

Одна из наиболее актуальных для России тем, связанных с разрушением природных комплексов, – это проблема развития туризма в ООПТ, в том числе расположенных по берегам крупных водных объектов. Российская делегация организовала (совместно с группой по туризму Всемирной комиссии по охраняемым территориям) на конгрессе специальный круглый стол. Правда, назывался он «Справедливое распределение благ от туризма на ООПТ», что лежит несколько в стороне от проблем экологических.

Нужно сказать, что у России накоплен богатейший опыт уничтожения особо ценных природных территорий путем развития туризма.

Один из вопиющих примеров – озеро Байкал, где туризм буквально уничтожает все на своем пути. В первую очередь на слуху Ольхонский район, где строительство турбаз и сотни тысяч туристов не оставили живого места на протяжении сотни километров побережья.

Самый свежий пример того, как в нашей стране развивают туризм на ООПТ, – это ценнейший Кургальский заказник в Ленинградской области. Здесь помимо незаконной прокладки газопровода Nord Stream 2, проект которого, напомним, так до сих пор и не утвержден, планируют развивать мощную «рекреационную зону».

О ней говорит руководитель сосновоборской организации «Зеленый мир» Олег Бодров «Проект «Северный поток -2» будет помогать тотальному освоению территории полуострова, и на этом фоне сам газопровод покажется маленькой бедой. Значительную часть полуострова планируют сделать рекреационной территорией для Усть-Лужского сельского поселения и работников Усть-Лужского морского торгового порта. При этом население поселка Усть-Луга, в котором сейчас живет 5-6 тысяч человек, планируют увеличить до 35 тысяч! Населенные пункты на полуострове, которые расположены на территории заказника, должны увеличить численность жителей в 7-8 раз».

К сожалению, наступление на ООПТ туристической инфраструктуры идет при полной поддержке главного природоохранного органа страны – Минприроды РФ (МПР).

В рамках программы МПР по развитию туризма в ООПТ организуются незаконные маршруты по заповедным территориям.

В Госдуме в третьем чтении был принят закон о биосферных полигонах, который может разрушить 35 биосферных заповедников по всей стране. Этот закон также связан с развитием туризма.

Туризм уничтожает территории всемирного природного наследия, которые Россия обязалась защищать, подписав международную Конвенцию.

Биоразнообразие океанов

По статистике сегодня только 2% площади мирового океана находятся под охраной, а по расчетам экспертов, чтобы сохранить здоровье планеты, эта цифра должна быть увеличена до 30%. Данная проблема также крайне актуальна для России, берега которой омывают 12 морей, относящихся к трем океанам.

На конгрессе прозвучал доклад о вымирании морских животных и растений. При его обсуждении указывалось на то, что необходимо ужесточить условия кредитования потенциально опасных проектов. Соответствующие обращения прозвучали в адрес крупных финансовых институтов.

Здесь, справедливости ради, надо отметить, что Россию похвалили за исправление ситуации с редчайшими серыми китами охотско-тихоокеанской популяции. Был представлен специальный доклад, в котором подведены итоги 12-летнего эффективного взаимодействия ученых, общественных организаций и нефтедобывающей компании Сахалин Энерджи. За время реализации проекта численность популяции кита выросла со 115 животных в 2004 году до 174 в 2015 году.

Представитель WWF Алексей Книжников сообщил: «мы уже добились внедрения аналогичных прогрессивных практик у ряда компаний, ведущих свою работу в российской Арктике, например, Ямал СПГ».

К сожалению, далеко не все нефтяные компании следуют экологическим нормам. К примеру, «Эксон Нефтегаз Лтд» (проект «Сахалин 1») проводил летом 2016 года морские перевозки, которые крайне негативно могли сказаться на популяции серых китов. Но объединенными усилиями экологов и Росприроднадзора проблему удалось решить. По крайней мере, на время.

Еще одна оптимистическая новость с конгресса касается сохранения хрупкой природы Арктики. Есть надежда, что в российском арктическом секторе появятся обширные морские ООПТ.

Российские ученые провели масштабное исследование и выявили в части Арктики, принадлежащей РФ, 47 районов наибольшей экологической ценности, суммарная площадь которых составляет 25% от площади морей региона. В случае создания эта система морских особо охраняемых природных территорий станет самой большой в Арктике. Конечно, ключевые слова тут – «в случае создания».

Примеров тому, как неохотно у нас создают ООПТ, немало.

Так, Президент России Владимир Путин трижды распоряжался о создании нацпарка «Ладожские шхеры». Идея его создания возникла более 25 лет назад и должна была быть реализована еще в 2010 году. Однако парка до сих пор нет, и от его будущей территории все время пытаются «отрезать» самые лакомые части.

Показательна и история с нацпарком «Хибины», которая тянется с 1917 года! Именно тогда было впервые предложено создать ООПТ на уникальном горном массиве. Парка нет, и неизвестно когда он будет.

Отдельная тема о том, как Россия относится к арктическим ООПТ.

Много сообщалось о том, что «Роснефть» получила лицензионные участки около объекта всемирного наследия «Остров Врангеля». На территории этого заповедника Минобороны незаконно организовало военные учения и приступило к строительству военной базы.

В общем, нет никакой уверенности в том, что доклад о расширении арктических ООПТ –это что-то серьезное, а не очередной пиарный ход российских властей.

Вклад в сохранение морского биоразнообразия

Чтобы оценить реальный вклад России в сохранение биоразнообразия океанов, не нужно тратить много усилий. Об этом говорит многое. Возьмем из этого многого лишь несколько примеров.

Платформа Приразломная.

Россия осуществляет проект нефтедобычи в ледовых условиях, который чрезвычайно опасен для арктической природы. Расчеты возможной аварии для платформы говорят о том, что последствия могут быть катастрофическими, и ликвидировать их будет невозможно.

Нефтедобыча в Охотском море.

Российская власть допускает осуществление опасных для морских обитателей проектов, подобных неоправданной морской перевозке грузов для строительства порта на Сахалине.

Сейсморазведка в Арктике.

Российские нефтяники проводят сейсморазведку при помощи оборудования, которое наносит колоссальный ущерб китам и другим обитателям океана.

Нефтяное загрязнение Арктики.

Нефтедобыча на сухопутных месторождениях сопровождается катастрофическими разливами нефти, в результате которых в Ледовитом океане оказываются огромные объемы нефтепродуктов. По официальным данным Росгидромета, в северные реки (Лену, Обь, Печору, Северную Двину), а также в Северный Ледовитый океан попадает от 300 до 500 тысяч тонн нефти в год: это единственные официальные данные, по которым косвенно можно оценить, какой объем нефти теряется в результате добычи и транспортировки ресурсов.

Сюда же можно присовокупить непрекращающееся морское браконьерство, нарушения правил рыболовства и многие другие проблемы, остающиеся весьма острыми для России.

Подводя итог, можно заключить, что российская власть пока еще не сумела добиться комплексного соблюдения международных норм охраны природы в целом и охраны океанов в частности.