Арктический шельф на паузе

Prirazlomnoe_neft[1]

Развитие проектов на российском Арктическом шельфе в условиях санкций и низких цен на нефть, а также их экологическая составляющая стали основными темами ежегодной международной конференции «Освоение Арктического шельфа: шаг за шагом», завершившейся сегодня в Мурманске.

По словам начальника отдела обеспечения производства «Газпромнефть-Сахалин» Алексея Фадеева, несмотря на то, что российский Арктический шельф малоизучен, его ресурсы оцениваются в 130 млрд тонн условного топлива.

«На сегодняшний момент на месторождении Приразломное в эксплуатации находятся две скважины, добыто более 800 000 тонн нефти, для транспортировки которой понадобилось 12 танкерных проводок», – рассказал он.

Напомню, что Приразломное нефтяное месторождение расположено в Печорском море в 60 км от берега. Извлекаемые запасы превышают 70 млн тонн нефти. Добыча в рамках опытно-промышленной эксплуатации началась в декабре 2013 года.

По словам Фадеева, в период с 2015 по 2017 годы планируется строительство и ввод в эксплуатацию еще девяти скважин, а добыча планируется на уровне 5 млн тонн нефти.

Эксперты сходятся во мнении, что Приразломное месторождение важно для российских нефтегазовых компаний для наработки опыта работы на Арктическом шельфе.

«Приразломное месторождение – это первая ласточка. Он не очень экономически выгоден, но бесценен как методический опыт», – рассказал директор компании «Гекон» Михаил Григорьев в интервью «Беллоне.Ру».

Он также отметил, что в настоящий момент в вопросах исследования Арктического шельфа наступила пауза.

«Геологоразведочные работы проводятся только те, которые можно сделать своими силами. Основной тормоз связан с приостановкой глубокого бурения, поскольку своих буровых установок у нас нет, а привлечение иностранных связано с трудностями и запретами», – рассказал он.

По словам Григорьева, ресурсный потенциал Арктического шельфа оценивается  в 13 017 млн тонн нефти и 93 099 млрд кубометров газа.

«В соотношении с ресурсной базой страны, в Арктике сосредоточено чуть больше 10% нефти, газа тоже немного. Но это предварительная оценка, поскольку мы не знаем своего шельфа. Мы изучили только Печорское, Баренцево и небольшую часть Карского моря», – уверен эксперт.

Несмотря на то, что в настоящее время на Арктическом шельфе России не осваивается ни одно месторождение, кроме Приразломного, эксперты считают, что ведется работа по обеспечению экологической безопасности возможных будущих проектов.

По словам Александра Глазова, руководителя компании «ЭкоСервис», занимающейся ликвидацией разливов нефти на суше, система ликвидации аварийных разливов нефти (ЛРН) в нашей стране есть, и она работает.

«Сейчас невозможно оценить, насколько эта система эффективна, поскольку у нас, слава богу, не случилось еще ни одной крупной аварии. А работоспособность и эффективность системы проверяется именно при крупных авариях», – рассказал Глазов, отметив, что с 2003 года его компания устранила 29 разливов нефтепродуктов.

«Не стоит забывать, что при крупных авариях практически никогда сразу не приступают к ликвидации нефтеразливов. Сначала спасают людей, используя все силы и средства, потом оборудование, и только потом занимаются локализацией разливов», – поделился эксперт наблюдением из своего опыта.

В России планомерная работа по созданию системы ЛРН началась только в 2005 году. С одной стороны, нормативно-правовая база уже устарела и нуждается в модернизации. Но с другой стороны, последние изменения в законодательстве, касающихся системы реагирования и ликвидации разливов, только тормозят развитие этой системы.

Экологические организации всего мира много лет говорят, что в мире нет ни одной компании, способной ликвидировать разливы нефти в условиях Арктических морей. Да и надежных технологий для этого тоже нет.

«Не стоит забывать о том, что природные и погодные условия Арктики (полярная ночь, сильные шторма, очень низкие температуры) часто не позволяют начать операцию по ликвидации нефтеразливов в течение долгого времени, а средства и силы реагирования находятся далеко от месторождений, и не могут быть вовремя стянуты к месту аварии», – считает координатор нефтегазовых проектов Баренцевоморского офиса WWF Вадим Краснопольский.

 

Анна Киреева

anna@bellona.ru