News

Дайджест новостей о Российской Арктике. Март 2024

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Опубликовано: 29/04/2024

Автор: Беллона

Обзор событий, влияющих на окружающую среду в российской Арктике – в первую очередь факторов, вызывающих риски загрязнения и влияющих на процесс изменения климата

Доступ к достоверной экологической информации в России никогда не обеспечивался в полной мере. А после начала российского вторжения в Украину 24 февраля 2022 года ситуация стала еще хуже – часть информации перестали публиковать вовсе, например, ежедневные данные о добыче нефти и ежегодные отчеты некоторых промышленных компаний. Независимые экологические организации власти закрыли, выдавив из страны.

Арктический регион является ключевым для понимания глобальных процессов изменения климата и наблюдения за ними, а России принадлежит около трети этой территории, включая исключительную экономическую зону Северного Ледовитого океана. Поэтому каждый месяц мы отслеживаем изменения законодательства, планы промышленных компаний, Северный морской путь (СМП), действия международных экономических санкций, аварии и ЧС в российской Арктике, систематизируем и комментируем новости.

1. Международная обстановка в Арктике и санкции в отношении деятельности России в Арктическом регионе  

Россия заявила о возможном выходе из Конвенции ООН по морскому праву в части Арктики

Россия рассматривает возможность выхода из Конвенции ООН по морскому праву в части Арктики «в целях защиты национальных интересов», сообщил председатель комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов в интервью российскому изданию «Известия».

Конвенция ООН является ключевым международным документом, определяющим права и обязанности государств в мировом океане, включая национальные границы, добычу ресурсов и рыболовство. Профессор юридического факультета Арктического университета Норвегии Туре Хенриксен отмечает, что, выйдя из конвенции, Россия, скорее всего, продолжит придерживаться ее ключевых норм, поскольку они соответствуют международным нормам, зафиксированным в других соглашениях.

Однако выход из Конвенции ООН позволит России вернуться к секторальному подходу к определению морских границ в Арктике, применявшемуся до принятия этой Конвенции в 1997 году. Это означает, что Россия будет считать своей всю территорию по меридианной линии, направленной от материковой части к Северному полюсу.

На данный момент действует иной подход к определению национальных границ в мировом океане. Согласно этому подходу, Конвенция ООН устанавливает исключительные экономические зоны и континентальные шельфы, где прибрежные государства осуществляют свои суверенные права, в то время как остальные могут пользоваться свободами открытого моря, такими как свобода судоходства.

Комментарий «Беллоны»:

«Озвученные депутатом Госдумы размышления о возможном выходе России из Конвенции ООН по морскому праву выглядят как очередная политическая демонстрация, намеренно противопоставляющая Россию устоявшемуся международному праву. Серьезных практических последствий такой шаг, скорее всего, не принесет, если Россия все еще хочет торговать с другими странами и не оказаться в полной изоляции»

Япония ужесточила ограничения на импорт алмазов

Япония ввела новые санкции, вступившие в силу 31 марта, с целью ужесточения контроля над импортом российских алмазов. Эти ограничения запрещают поставки алмазов непромышленного использования из третьих стран. С марта действует запрет на косвенный импорт российских алмазов в страны «Большой семерки».

Один из выработанных карьеров компании «Алроса» в Якутии. Фото: zebra0209 / Shutterstock.com

С сентября планируется запустить систему отслеживания страны происхождения драгоценных камней, а с марта начинается ее тестирование. Предполагается, что каждый алмаз будет иметь свой электронный сертификат, гарантирующий его происхождение и хранящийся в централизованной базе.

Запрет на поставки российских алмазов был введен странами Евросоюза и «Большой семерки» в декабре 2023.

Комментарий «Беллоны»:

«Насколько успешно будут применяться санкции в отношении российских алмазов, будет понятно только к середине-концу 2024 года. Но уже по результатам 2023 года видно, что, несмотря на увеличение доходов с продаж алмазов, компания «Алроса», главный производитель алмазов в России, контролирующих более 90% добычи, столкнулся с увеличением издержек, что снизило чистую прибыль на 15% по сравнению с 2022 годом.

Добыча алмазов в 2023 году также сократилась – на 2,8% к 2022 году. Тем не менее, один из основных покупателей российских алмазов – Индия – увеличила закупки в январе 2024 года на 28% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Скорее всего, Индия пытается сделать запасы российского алмазного сырья до вступления в силу системы отслеживания происхождения камней, после чего она уже не сможет реализовывать на мировом рынке бриллианты, произведенные из российских алмазов. Если Россия не сможет обойти новую систему отслеживания происхождения алмазов, то снижение их экспорта неминуемо.

В настоящее время в Арктической зоне РФ добывается 100% алмазов»

Индийская компания отказалась импортировать российскую нефть, доставляемую танкерами «Совкомфлота» из-за санкций США

По данным Reuters, индийская компания Reliance Industries, оператор крупнейшего в мире нефтеперерабатывающего комплекса, приняла решение отказаться от покупки российской нефти, транспортируемой танкерами, принадлежащими «Совкомфлоту» после введения санкций США против российской судоходной компании в феврале этого года.

Другие индийские нефтепереработчики также планируют отказаться от использования судов «Совкомфлота» в ближайшее время. Это может снизить объем импорта российской нефти в Индию и оставить Россию с меньшим количеством рынков сбыта.

Комментарий «Беллоны»:

«Это еще один пример того, что угроза вторичных санкций со стороны США может успешно влиять на решения третьих стран об импорте товаров из России. После снижения продаж российской нефти на европейском рынке в 2022 году Индия стала одним из крупнейших покупателей российской нефти, перепродавая потом в Европу нефтепродукты, сделанные из нее.

Сейчас, возможно, такой обход санкций будет сокращен, и желающих покупать российскую нефть станет меньше. С другой стороны, это может повлечь за собой замену танкеров Совкомфлота танкерами, принадлежащими неизвестным иностранным компаниям с недостаточным страхованием, что увеличит риски аварий и разливов нефти при ее перевозках»

2. Усиление промышленной нагрузки на Арктическую зону РФ

В Арктическую зону РФ были включены два новых муниципальных района

В Арктическую зону Российской Федерации (АЗРФ) были включены два новых муниципальных района – Березовский и Белоярский, расположенные в Ханты-Мансийском автономном округе. 25 марта президент подписал соответствующий указ.

Губернатор Югры Наталья Комарова отметила, что новый статус этих территорий будет способствовать привлечению инвестиций в регион. По ее словам, Березовский и Белоярский районы могут стать перспективными для различных отраслей, включая разработку месторождений полезных ископаемых, лесоперерабатывающую промышленность, энергетику, производство потребительских товаров, продуктов питания, строительных материалов и туристический бизнес.

Комментарий «Беллоны»:

«В январском дайджесте мы уже писали о том, что развитие промышленности в расширяющейся Арктической зоне РФ ведет к повышению экологических рисков. Это связано с тем, что для бизнеса в этой зоне действуют различные льготы и особые условия, нацеленные на стимулирование промышленного развития, в том числе облегчённые условия экологического контроля.

Вышеуказанные районы Югры, составляющие примерно 2,5% сухопутной части АЗРФ, представляют собой зоны активной промышленной деятельности. В Березовском районе в настоящий момент расположено Березовское нефтегазовое месторождение, разрабатываемое компанией «Газпром», а в Белоярском районе деятельность ведут «Сургутнефтегаз» и «ЛУКОЙЛ».

Кроме того, эти районы обладают существенными запасами металлических руд и других твердых полезных ископаемых. В феврале было выставлено на торги право разработки Тэлаизского и Тынаготского месторождений золота в Березовском районе. Единственный участник торгов – московская компания ООО «Азот Трейдинг» – выиграла аукцион в марте»

В Коми готовится запуск нового газового проекта

ООО «Тимано-Печорская газовая компания» планирует расконсервировать 5 газовых скважин и пробурить одну новую в приполярном городе Инта, сообщил глава республики Коми Владимир Уйба 14 марта. Компания также проектирует газопровод. До конца 2024 года ТПГК планирует вложить порядка 1 млрд руб. в дорогостоящую процедуру бурения и расконсервации скважин.

ТПГК была создана в 2006 году, владеет 13 участками Тимано-печорских углеводородных месторождений и планировала добывать и перерабатывать газ в метанол. Но освоение месторождений шло медленно. С 2021 года компания была выставлена на продажу, однако нашла покупателя только в середине 2023 года по цене в 3 раза ниже изначальной.

В планах новых владельцев выйти на добычу 500 млн м3 газа в 2025 году, а к 2027-му – на 2 млрд м3. К 2029 году планируется строительство газохимического комплекса по российским технологиям. Также инвестор планирует строительство завода по сжижению природного газа на 1,5 тонны в час. Инвесторы планируют получить государственную поддержку от Министерства развития Дальнего Востока и Арктики.

Комментарий «Беллоны»:

«Разведка и добыча углеводородов в Арктике сопряжена с высокими экологическими рисками. Создание необходимой инфраструктуры, включая буровые площадки, производственные объекты и дороги, оказывает значительное воздействие на окружающую природу, включая нетронутые экосистемы.

Эксплуатация газовых месторождений сопровождается выбросами метана – короткоживущего, но интенсивного парникового газа. По данным Росгидромета, в 2020 году выбросы метана от добычи газа в России составляли 1,8 млн тонн. Введение запрета на разработку новых нефтегазовых месторождений в Арктике может стать важным инструментом для сохранения ее уязвимой природной среды и предотвращения нежелательных последствий для климата и экосистем»

Росатом планирует увеличить добычу и переработку руды на Ловозёрском месторождении редкоземельных металлов в Мурманской области

Горнорудный дивизион Госкорпорации «Росатом» сообщил о разработке технологии извлечения редкоземельных металлов в массиве Ловозёрских тундр. Представитель Горнорудного дивизиона Росатома Алексей Шеметов отмечает, что основная цель заключается в обеспечении полной сырьевой независимости высокотехнологичных отраслей российской промышленности от импорта редкоземельных металлов.

Ловозёрский ГОК. Фото: strana-rosatom.ru

Ранее лопаритовая руда, обогащенная на Ловозёрском горно-обогатительном комбинате, направлялась на завод в Соликамске, где из нее выделялись ниобий, тантал и титан, при этом другие редкоземельные металлы оставались в составе общего концентрата. Новая технология позволит разделять этот концентрат на церий, лантан, неодим, празеодим и концентрат среднетяжелой группы редкоземельных элементов, которые используются для производства магнитов, катализаторов для нефтехимии и другого высокотехнологичного производства.

Для увеличения добычи лопаритовой руды начато проектирование подземных горных выработок на руднике Карнасурт, а также планируется освоение новых месторождений на горе Аллуайв в Ловозерском районе Мурманской области. Освоение месторождений на горе Аллуайв может обеспечить до 20 тыс. тонн лопаритового концентрата в год в течение 80 лет. Сейчас предприятие производит около 7,5 тыс. тонн концентрата в год.

Комментарий «Беллоны»:

«Расширение Ловозёрского месторождения идет в соответствии с планами Росатома по развитию добычи и производства редкоземельных металлов для использования их в атомной и другой высокотехнологичной промышленности. На сегодняшний день сектор добычи и производства РЗМ в России не развит и составляет менее 1% от мирового производства. Амбициозные планы по разработке месторождения несут за собой увеличение количества отходов (хвостов пород), деградацию земель, где ведется добыча и складируются отходы.

По данным Росприроднадзора, на Ловозёрском ГОКе ежегодно образуются и размещаются рядом на площадке 17,8 млн тонн отходов»

Росатом ведет переговоры с китайскими компаниями о разработке проекта Павловского серебросодержащего свинцово-цинкового месторождения

25 марта во время международного форума «Атомэкспо-2024» «Первая горнорудная компания», дочернее предприятие Росатома, владеющее месторождением, подписала меморандумы о реализации проекта Павловского месторождения с китайскими компаниями NFC и Pauerite. Планируется, что эти компании будут проектировать обогатительную фабрику для свинцово-цинкового месторождения, а также искать новых покупателей металлов в Азии.

Комментарий «Беллоны»:

«Павловское свинцово-цинковое месторождение является одним из крупнейших в мире с оцененными ресурсами в 19 млн тонн (1967 тыс. тонн цинка, 453 тыс. тонн свинца, 672 тонн серебра). Росатом планировал запустить добычу на нем в 2021 году, но реализация проекта отодвигалась, в том числе по причине недостатка собственных инвестиций и технологий.

В 2020 году было заключено соглашение с финской компанией Metso Outotec на проектирование плавучей обогатительной фабрики для месторождения. Но в 2022 году после российского вторжения в Украину финская компания отказалась от сотрудничества. Сейчас Росатом нашел новых партнеров, которые займутся проектированием предприятия с нуля, но насколько реалистичным окажется новый план, пока неясно.

После начала вторжения России в Украину экспорт свинца и цинка из России резко снизился. Швейцария, крупнейший импортер свинца, отказалась от российских поставок еще до введения санкций. В июне 2022 года российские заводы по производству свинца были вынуждены остановить производство из-за международных санкций и введения российским Минпромторгом системы экспортных лицензий на каждую экспортную продажу, что дополнительно затормозило экспорт. В декабре 2023 года Великобритания также ввела запрет на импорт российских металлов, включая цинк и свинец.

Успех разработки этого месторождения полностью зависит от решительности китайских партнеров и возможности Росатома найти новых покупателей в Азии в условиях, когда действуют международные санкции, а другие страны могут легко нарастить объемы добычи и производства этих металлов.

Да и в самой России есть конкуренты – уже готово к запуску Озёрное месторождение цинково-свинцовых руд в республике Бурятия, которое должно было начать работу в 2023 году, но из-за санкций так и не сделало этого»

3. Северный морской путь и судоходство

В Арктике будут созданы новые районы контроля выбросов от судоходства

18-22 марта прошла 81 сессия Международной Морской Организации (ИМО), на которой было одобрено предложение о создании новых районов контроля выбросов от судоходства в арктических водах Канады и Норвегии.

Этот шаг направлен на сокращение выбросов оксидов серы и азота, а также твердых частиц, в том числе сажи, копоти и дыма, происходящих в результате морских перевозок. Благодаря этим мерам ожидается улучшение качества воздуха, а также сокращение загрязнения черным углеродом, ускоряющим изменение климата в Арктике.

Планируемые районы контроля выбросов от судоходства в арктических водах Канады и Норвегии. Фото: cleanarctic.org

Подобные меры уже реализованы в Балтийском и Северном морях, а также на западном и восточном побережьях США за исключением Аляски. Работа по созданию регулируемых зон ведется также в северо-восточной части Атлантического океана от Португалии до Великобритании и Исландии.

Новые зоны контроля выбросов планируется окончательно утвердить на 82 сессии ИМО в октябре, после чего они вступят в силу не раньше, чем с 1 марта 2026 года.

Комментарий «Беллоны»:

«Вступление в силу новых международных норм повлияет на российских судовладельцев, чьи суда будут проходить районы контроля выбросов. Предполагается, что в Норвегии этот район составит исключительная экономическая зона – 200 морских миль или 370,4 км от берега, включающие основные судоходные коридоры в северных водах страны. Воды Норвегии к югу от 62-й параллели северной широты уже являются частью Зоны контроля выбросов.

Российские судовладельцы будут вынуждены соблюдать установленные ограничения: перейти на экологически более чистое и дорогое топливо или установить скрубберы – системы очистки выбросов («Беллона» считает, что использование скрубберов не является оптимальным решением, поскольку данная технология хоть и позволяет снизить вредные выбросы в атмосферу при сжигании топлива, но увеличивает загрязнение морской воды, куда в конечном счете сливаются все отфильтрованные отходы), чтобы соответствовать предельно допустимым уровням выбросов серы. Новая политика предусматривает снижение содержания серы в топливе, сжигаемом в двигателях судов, до 0,1% вместо текущего уровня в 0,5%.

Несмотря на то, что в мае 2022 года Норвегия запретила заходить в свои порты российским судам, исключение было сделано для рыболовных судов и судов, перевозящих лекарства, продукты и энергоресурсы»

В России к 2029 году могут появиться танкеры ледового класса на метаноле

Группа «Русхим», строящая в Арктике крупный газохимический комплекс, разработала проект судов, предназначенных для вывоза метанола и способных использовать перевозимый метанол в качестве топлива. На зарубежных верфях заказаны 3 судна ледового класса, они должны быть поставлены в 2029 году, когда Русхим планирует ввести в эксплуатацию газохимический комплекс в Ненецком автономном округе.

Планируется, что эти суда будут курсировать между НАО и Мурманском, откуда метанол будет экспортироваться в дружественные России страны преимущественно через Суэцкий канал, а также частично через Северный морской путь.

Комментарий «Беллоны»:

«Метанол представляет собой перспективное альтернативное топливо для судов. Несмотря на его высокую воспламеняемость и токсичность для человека, его воздействие на окружающую среду ограничено. Он менее вреден для водных организмов, таких как рыбы, водоросли и микроорганизмы, и быстро разлагается в морской воде. Группа экспертов по научным аспектам охраны морской среды утверждает, что острая опасность для морской жизни в случае разлива метанола крайне маловероятна.

Однако в зависимости от того, как метанол производится, его воздействие на окружающую среду оценивается по-разному. Например, «зеленый» метанол, полученный из возобновляемых источников, считается альтернативным видом топлива в морской промышленности, который поможет снизить выбросы парниковых газов. «Зеленый» метанол может сократить выбросы углерода до 95% по сравнению с традиционными видами топлива.

Но в случае с группой «Русхим» речь идет о так называемом «сером» метаноле, который производится из природного газа. Если рассматривать выбросы такого метанола непосредственно при его сжигании, они будут на 7% ниже, чем у дизельного топлива.

Однако, если учитывать экологический след всего производственного цикла серого метанола начиная с его добычи из скважин, выбросы эквивалента диоксида углерода окажутся выше, чем у дизельного топлива. Поэтому, с точки зрения выбросов парниковых газов, проект Русхима нельзя считать экологичным решением.

Также существует некоторые сомнения относительно будущего этого проекта, запланированного к запуску после 2029 года. Представитель Русхима сообщил, что основным рынком для экспорта метанола, произведенного в рамках проекта, станет Китай. Однако аналитические прогнозы показывают, что спрос на метанол в Китае будет снижаться после 2030-х годов, достигнув к 2050 году уровня ниже, чем в настоящее время»

Грузооборот морских портов России в Арктике за январь-февраль 2024 года снизился по сравнению с предыдущим годом на 4,5%

По данным РосМорРечФлота, общий грузооборот морских портов России уменьшился на 1%, однако в Арктическом бассейне наблюдается самое значительное снижение – до 15 млн тонн (-4,5%). В эту цифру входит снижение перевалки сухих грузов до 4,2 млн тонн (-8,3%) и наливных грузов до 10,8 млн тонн (-3%). Всего за 2023 год грузооборот Арктических портов России составил 97,9 млн тонн, что на 0,7% ниже, чем в 2022 году.

Комментарий «Беллоны»:

«На фоне планов по увеличению грузопотока по Северному морскому пути с 36,6 млн тонн в 2023 году до 72 млн тонн в 2024 году (в декабре 2023 года этот плановый показатель был скорректирован в сторону уменьшения с 80 млн тонн) снижение грузооборота арктических портов, скорее всего, говорит о снижении внутренних морских перевозок»

4. Аварии и ЧС в Российской Арктике

В Норильске произошло сильное загрязнение воздуха диоксидом серы

6 марта в Норильске было зафиксировано сильное загрязнение воздуха диоксидом серы. Его предельно допустимая концентрация в воздухе (ПДК) была превышена в 4,26 раза, по официальным источникам, и в 7 раз, по данным местных природоохранных активистов, которые также жалуются на бездействие ответственных органов, в частности прокуратуры, в отношении предполагаемого источника выбросов – заполярного филиала «Норильского никеля», – которая не реагирует на обращения горожан. Месяцем ранее, 8 февраля, было зафиксировано превышение ПДК диоксида серы в 10 раз.

При этом в конце 2023 года «Норильский никель» сообщил о запуске «Серной программы», которая должна снизить объемы выбросов в Норильске на 20% уже в 2024 году. В марте 2024 году компания «Норникель» обновила свою стратегию в области экологии и изменения климата, принятую в 2021 году, подтвердив намерение снизить выбросы диоксида серы на 90% к 2031 году. Этот шаг был вызван изменениями в геополитической обстановке, ужесточением природоохранного законодательства и международных стандартов, как сообщила пресс-служба компании.

Панорама Норильска. Фото: Shutterstock

Новая стратегия разделена на две части: обязательную и добровольную.  Обязательная часть включает в себя выполнение требований законодательства в области чрезвычайных ситуаций, качества воздуха и воды, управления отходами и хвостохранилищами, а также охраны почв и биоразнообразия. Крупнейшим проектом остается «Серная программа» в Норильске, направленная на снижение выбросов диоксида серы в атмосферу, а также аналогичный проект в Мончегорске в Мурманской области.

Добровольная часть стратегии включает в себя работу с отходами, участие в международных инициативах и стандартах, а также климатические меры.

Комментарий «Беллоны»:

«Подавляющую часть атмосферных выбросов в Норильске (порядка 97-98%, согласно официальным отчетам компании и данным Росприронадзора) составляет диоксид серы, произведенный Заполярным филиалом Норникеля. Поэтому сомнений по поводу источника выбросов 6 марта и 8 февраля нет. Учитывая, что «Серная программа» Норникеля по захвату и утилизации диоксида серы была запущена в октябре прошлого года, ее эффективность на сегодняшний день вызывает вопросы.

Кроме снижения выбросов в атмосферу, другие целевые показатели стратегии направлены на то, чтобы Заполярный филиал соответствовал законодательным экологическим стандартам. Это показывает, что регулярная работа предприятия систематически не соответствует установленным нормативам. Например, 44% стоков в 2022 году не соответствовали нормативам по концентрации в них загрязняющих веществ, а 5% отходов были размещены неправильно.

Таким образом, Норникель продолжает оставаться одним из самых «грязных» предприятий не только в Российской части Арктики, но и в Арктике в целом, а Норильск годами не выходит из топ-10 городов России с самым загрязненным воздухом, периодически его возглавляя»