News

Россия планирует перезапустить Запорожскую АЭС

Запорожская АЭС до войны. Фото: Ralf1969
Запорожская АЭС до войны. Фото: Ralf1969

Опубликовано: 02/05/2024

Об этом заявил Владимир Путин на встрече с МАГАТЭ

В условиях, когда на станции помимо технического персонала присутствуют военные, а сама она находится в непосредственной близости от линии фронта, это еще больше увеличивает вероятность ядерной аварии.

Крупнейшая АЭС в Европе с шестью ядерными реакторами была оккупирована в марте 2022 года. Сейчас на ней размещены российские войска, она окружена минными полями, с территории вблизи нее ведется артиллерийский огонь и запускаются ракеты. Уже несколько раз она была в шаге от возможной катастрофы.

«Перезапуск Запорожской АЭС в нынешних условиях представляет собой серьезную опасность, и планы по его осуществлению не могут не беспокоить общественность и специалистов в области ядерной энергетики, включая представителей международного сообщества», – уверен эксперт Атомного проекта «Беллоны» Александр Никитин.

В начале апреля станция подверглась атаке беспилотников, которые попали по зданию реактора и крыше учебного центра. Сразу после этого Украина и Россия обменялись обвинениями в произошедшем и созвали экстренное заседание Совета управляющих МАГАТЭ.

Контроль над станцией перешел в руки Госкорпорации «Росатом» в октябре 2022 года, что вызвало международное осуждение. Российские силы безопасности, размещенные на ней, задерживали украинский персонал и оказывали на него давление, чтобы склонить к работе на Росатом. Также сообщалось о неоднократных случаях пыток.

По данным The Wall Street Journal и других изданий, планы по перезапуску реакторов ЗАЭС были озвучены Путиным во время встречи с генеральным директором МАГАТЭ Рафаэлем Гросси, прошедшей в прошлом месяце в Сочи.

Российские официальные лица пока не обнародовали сроки, в которые планируется осуществить перезапуск. В настоящее время все шесть энергоблоков станции находятся в режиме холодного останова. Четвертый энергоблок до 11 апреля 2024 года находился в состоянии горячего останова, производя пар, необходимый для обеспечения основных нужд станции, включая функции, связанные с ее безопасностью.

МАГАТЭ разместило на станции небольшие ротационные группы экспертов, и европейские дипломаты, знакомые с ходом их работы, сообщили Wall Street Journal, что Россия намерена вернуть станцию в строй уже в этом году. По их словам, задача состоит в том, чтобы перезапустить хотя бы один реактор к декабрю, когда будет отмечаться 40-я годовщина подключения Запорожской АЭС к советской электросети в 1984 году.

Однако перезапуск даже всего одного реактора станции, которая до захвата российскими войсками обеспечивала одну пятую поставок электроэнергии в Украине, будет сопряжен с огромными техническими трудностями, говорит эксперт «Беллоны» Дмитрий Горчаков.

Во-первых, из-за массового оттока украинских специалистов после оккупации станции численность персонала на ней сократилась с 11 000 человек до минимально возможного количества – в примерно 3000 человек. При этом Росатом попытался компенсировать этот отток за счет завоза работников с российских АЭС.

Однако с 1991 года, когда после распада СССР Украина обрела независимость, Запорожская атомная электростанция, построенная при Советском союзе, была подвергнута серьезной модернизации и теперь работает на компьютерных системах, финансируемых ЕС, а также – с недавних пор – на реакторном топливе американской корпорации Westinghouse.

Эти преобразования вызывают серьезные трудности у российского персонала, привыкшего к советским и российским технологиям, и поэтому делают перезапуск любого из реакторов ЗАЭС небезопасным, рассказывают западным СМИ украинские атомщики, работавшие на ней до оккупации.

Численность персонала станции сейчас настолько мала, что за работой зала управления реактором может следить всего один сотрудник, говорится в докладе Министерства энергетики США.

В докладе также подчеркивается, что из-за серьезных модификаций, которым подверглись реакторы ВВЭР на ЗАЭС, российский персонал не обладает достаточной квалификацией для управления ими.

«Чтобы обучиться работе с реакторами, подвергшимися настолько серьезным изменениям, требуется длительная подготовка с квалифицированными инструкторами и тренажерами, которую Россия не смогла обеспечить в полной мере», – говорится в докладе.

Кроме того, из-за подрыва плотины Каховской ГЭС в прошлом году могут возникнуть проблемы со снабжением прудов-охладителей станции водой, отмечает Александр Никитин.

Еще один важный вопрос, по мнению Дмитрия Горчакова, заключается в том, куда пойдет электроэнергия, произведенная на ЗАЭС после ее возможного перезапуска.

«Российское руководство станции не будет запускать реакторы только для того, чтобы снабжать электричеством Украину, – говорит он. – Вместо этого выработанная на станции электроэнергия будет перенаправлена в российскую энергосистему. Это длительный и технически сложный процесс, особенно в разгар полномасштабного военного конфликта».

К тому же это подкинет дров в топку российской пропаганды, уверен Горчаков.

«На данном этапе подключение к российской энергосети может стать для России важным шагом, если не самоцелью. Это связано с тем, что, если Украина попытается помешать этому, атакуя подстанции и другую энергетическую инфраструктуру на оккупированной территории, что несложно с военной точки зрения, Россия обвинит Украину в том, что она пытается нарушить энергоснабжение станции и тем самым угрожает ее безопасности», – сказал Горчаков.

«В этом случае ситуация после запуска реакторов может стать еще более опасной и еще более невыгодной для Украины», – добавил он.