News

Как вывести атомграды из социального тупика?

Опубликовано: 19/11/2012

Автор: Лина Зернова

15 ноября в здании правительства Ленинградской области состоялся семинар «Обеспечение нормативно-правовой базы для создания благоприятной социальной и экологической обстановки на территории городов расположения объектов атомной отрасли».

К этой теме Экологический правозащитный центр «Беллона», являющийся соорганизатором семинара,  обращается не впервые

На этот раз обсудить социальные проблемы «атомных» городов собрались представители Госкорпорации «Росатом», правительства Ленинградской области и депутаты регионального ЗакСа, представители администрации города Сосновый Бор и депутаты местного Собрания, активисты общественных организаций из Соснового Бора, Удомли, Железногорска, Санкт-Петербурга, эксперты, члены Ассоциации журналистов-экологов Союза журналистов России. Собравшиеся  попытались понять, что происходит в «атомных» городах, а также найти ответы на  извечные российские вопросы – кто виноват и что делать.

В законодательной  ловушке

Атомные города вконец обнищали после законодательной реформы середины 2000-ых годов. Федеральное законодательство оказалось «зачищено» таким образом, что основная часть налоговых сборов стала уходить из местных бюджетов в федеральный и бюджет субъекта федерации. К примеру, если в 2000 году налоговые поступления от  Ленинградской АЭС составляли  67,8% бюджета Соснового Бора, что позволяло ему поддерживать и развивать социальную инфраструктуру, то сегодня они снизились в 5-6 раз, составляя порядка 10 %. В аналогичной законодательной ловушке оказались все города  атомного комплекса страны.

– При полутора миллиардном годовом муниципальном  бюджете налоговые поступления от предприятий Соснового Бора составляют 4 млрд. рублей, – говорит председатель Комитета финансов МО «Сосновоборский городской округ» Ольга  Козловская. – Но нам остается четвертая часть – 3 млрд. выводится в федеральный (30%) и региональный (60%) уровни. Правда, городу  возвращается 500 миллионов из областного и федерального бюджетов в виде безвозмездных дотаций. Поэтому упреки Сосновому Бору, которые слышишь на тех или совещаниях, о больших инвестициях в город-атомщик, к решению социальных  проблем отношения не имеют. Да, строятся блоки новой АЭС, а «социалка» продолжает деградировать.

Точно такая же история в ЗАТО (закрытом территориальном образовании) Железногорск: «Налоговые сборы в нашем городе  — одном из крупнейших ядерных центров России, где действует единственный в мире подземный атомный терминал, составляют 5 млрд., – говорит председатель Союза предпринимателей Железногорска Анатолий Мамаев. – В местном бюджете от них остается десятая часть – 500 миллионов. 2,5 затем дотирует государство. Формально наш  промышленно-развитый город считается дотационным. Абсурд!»

– Города атомного комплекса – территории с эффективно организованной экономикой, — считает исполнительный директор Ассоциации ЗАТО атомной промышленности Александр Макаренко. – Это не депрессивные образования, они кормят себя и могут прокормить других. Почему они поставлены в столь унизительное положение?  

Поправить региональные законы?  

– Российское законодательство позволяет субъектам федерации принимать законы о дополнительных мерах социальной защиты тех или иных категорий граждан, – считает  руководитель направления по экспертизе законодательства проекта «Антикоррупционная инициатива» «Беллоны»  Наталия Евдокимова. — Так как согласно 72 статье Конституции РФ  социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.  Росатом платит большой налог субъекту РФ – Ленобласти,  и последняя своим законодательством может перечислять  муниципалитетам, на территории которых находятся атомные объекты, часть средств из регионального бюджета. 

Исходя из этого, Наталия Евдокимова предлагает внести в региональный Закон «Об областном бюджете Ленинградской области» статью, в соответствии с которой доходы от уплаты налога на имущество организаций атомного комплекса будут оставаться  в муниципальном бюджете. По данным Комитета финансов МО «Сосновоборский городской округ»,  годовой налог на имущество таких предприятий  составляет 1 млрд. 200 млн. рублей. То есть бюджет амтограда увеличится почти вдвое.

Тот же результат можно получить другим путем: внести соответствующие поправки в Закон Ленинградской области «Об установлении единого норматива отчислений от налога на имущество организаций».

Поправки в региональное законодательство – путь вполне легитимный. Но на него требуется политическая воля. И здесь самое главное – убедить депутатов ЗакСа, правительство  Ленобласти проявить готовность к диалогу. Пока у города-энергетика заработанное изымается. (Нужно учесть, что в муниципальный бюджет поступают средства лишь от двух налогов: земельного и налога на имущество физических лиц, а атомные объекты освобождены  законодательством  от земельного налога.) Вместе с тем нельзя забывать, что маргинализация атомных городов – процесс весьма рискованный. Речь в данном случае — о рисках ядерной аварии.

Внести дополнения в Госпрограмму?

 Еще один путь – внесение дополнительной строки в проект Госпрограммы «Развитие атомного энергопромышленного комплекса на период 2012-2020 года».

– Одно из направлений Госпрограммы – обеспечение инновационного развития гражданского сектора атомной отрасли, – говорит  профессор СПбГУЭФ, заслуженный экономист РФ Мария Попова. – Предлагается дополнить и включить в данное направление пункт: «Повышение качества и уровня жизни граждан, проживающих на территории  расположения объектов атомной отрасли». В таком случае на социальную защиту жителей «атомных» городов будет предусмотрено  финансирование.

Понятно, что редакция подпункта Госпрограммы потребует разработки соответствующих региональной, а, возможно, и муниципальной программ. Это весьма серьезная работа,  на которую могут уйти годы. Однако в  итоге «атомные» города могут получить серьезную государственную  поддержку.

— Достаточное финансирование социальной сферы атомградов обеспечат необходимые уровни безопасности и рисков, — подвел итоги второй сессии семинара председатель Ассоциации журналистов-экологов СЖ России Александр Федоров. 

Трехсторонние соглашения 

Как выяснилось в ходе семинара, Госкорпорации «Росатом» решила идти  своим  путем.

– Финансирование станционных городов, начиная с 2013 года, существенно увеличится, – заявила заместитель директора, руководитель Управления коммуникаций с органами  государственной власти и  общественностью Департамента информации  и  общественных  связей ОАО  «Концерн  Росэнергоатом»  Светлана Чурилова. 

Как рассказала Светлана Викторовна, в 2013 году Росатом переходит к новой системе отчисления и распределения налогов в региональные бюджеты. Она стала возможной, благодаря принятию в 2012 году новой главы  3.1 Налогового кодекса РФ о консолидированной группе налогоплательщиков (КГН). В Росатоме решили образовать КГН из части своих предприятий, расположенных в городах атомного комплекса. Этот механизм позволяет перенаправить региональную часть налога на прибыль в тот субъект РФ, где предприятие реально расположено.

С этой  целью между Госкорпорацией,  правительствами регионов и муниципальными образованиями был заключен ряд трехсторонних соглашений, причем, по словам Светланы Чуриловой, в ноябре 2012 подписание соглашений будет проведено во всех регионах, где имеются АЭС или ЗАТО. Уже в 2013 году их бюджеты увеличатся примерно на одну треть. А в некоторых случаях, как пишется в газете «Росэнергоатом», даже в два-три раза.  

Уже в наступающем году Росатом должен перевести в правительство Ленобласти 600-700 миллионов рублей, львиная доля которых будут переведена в бюджет Соснового Бора.

На коротком поводке   

Сказать, что сообщение представителя концерна «Росэнергоатом» вызвало среди участников  семинара приятное изумление – ничего не сказать. Оказывается, проблема решена? Только почему об этом до сих пор никому неизвестно?

«Да, более полугода назад глава муниципалитета обмолвился о неком трехстороннем соглашении, — говорит депутат Собрания МО «Сосновоборский городской округ» Тамара Маврина. – Но о смысловом содержании этого документа, а тем  более  субсидиях, речи не шло». Ни сном, ни духом о соглашении и представители Удомли, Железногорска…

Правда, день спустя выяснилось, что на момент проведения семинара, именно 15 ноября, главы администрации и муниципалитета Соснового Бора собрали депутатов и почетных граждан в здании мэрии, чтобы  «посоветоваться, как потратить сотни миллионов рублей, которые даст Росатом». Почему именно 15 ноября, когда соглашение Сосновый Бор подписал еще 8 месяцев назад, в марте 2012? Вопрос.

На семинаре состоялся еще один приятный сюрприз: все участники  получили из рук Светланы Чуриловой газету «Росэнергоатом», в которой опять-таки рассказывалось о сути трехстороннего соглашения. Газета была напечатана в ноябре (могло сложиться впечатление — к семинару).

Безусловно, к хорошим новостям претензий быть не может – «Беллону», поднявшую в июле 2011 проблему кризисного положения атомградов, услышали. «Росатом» разворачивается к социальным проблемам профильных городов лицом. И все-таки непонятно: зачем информацию о социальной ответственности, которая работает на положительный имидж Госкорпорации, держать на коротком поводке? 

Закон или политес?

Так противоречат ли друг другу  устремления общественности и атомного ведомства? Скорее всего, нет, они об одном и том же. При этом Росатом предлагает быстрое решение – инвестиции в «социалку» атомградов поступят уже в наступающем году. Это серьезная подвижка. Но у нее есть слабое место.

— Инициативу Росатома можно только приветствовать, – говорит председатель Комиссии по экологии, вице-спикер ЗакСа Ленобласти, Николай Кузьмин. – Но такого рода соглашения держатся исключительно на политической воле руководства  Госкорпорации. Сегодня она есть. Но кто гарантирует, что она будет завтра?

— Предложения общественности, направленные на изменение законодательства, более долговременны, — считает эксперт «Беллоны» Наталия Евдокимова. – Законы, региональные или государственные программы будут работать, невзирая на лица. Даже если в Госкорпорации случится большая кадровая перестановка.

***

Рекомендации, высказанные представителями общественности и принятые в итоге  семинара, решено доработать и в срок до 1 декабря 2012 отправить в Законодательное собрание и правительство Ленинградской области, Госдуму, правительство  РФ.