News

Двойные стандарты: специально для экологии

Опубликовано: 06/06/2008

Автор: Рената Горошкова

В последнее время в прессе проходят сообщения представителей власти о важности неправительственных организации. Руководство страны говорит: нужно усиливать общественный экологический контроль. На деле происходит обратное. В этом сотрудники организации «Беллона» смогли убедиться воочию - недавно экологам на невразумительных основаниях было отказано в проведении общественной экологической экспертизы Ленинградской АЭС-2.

Наша служба и опасна и трудна – теперь такое о себе может сказать не только милиционер или пожарный, но и представитель любой неправительственной общественной организации. Опасна – потому что в любой момент власти могут закрыть НПО, которая, по их мнению, создает "угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности, национальному единству и самобытности, культурному наследию и национальным интересам Российской Федерации". Трудна – из-за того, что приходится сталкиваться с незаконными действиями со стороны чиновников, которые могут, например, запросто запретить провести экологическую экспертизу опасного объекта.

На днях проходило совещание у Министра природных ресурсов и экологии РФ по вопросу о мерах улучшения экологической безопасности в стране. Юрий Трутнев заявил о переходе к режиму диалога с НПО, а также рассуждал о вариантах возрождения государственной экологической экспертизы. Вторил министру и Руководитель Росприроднадзора Владимир Кириллов. Чиновник заявил, что сотрудничество с НПО — неотъемлемая часть политики его ведомства. Он поделился планами: при Росприроднадзоре предполагается создать Общественный Совет и усилить как государственный, так и общественный экологический контроль, в том числе в форме привлечения членов НПО к работе госэкспертизы.

Да что там Трутнев с Кирилловым, если даже нынешний и бывший президенты России утверждали, что нужно всячески поддерживать независимые общественные организации. Например, вспомним слова Дмитрия Медведева, сказанные им еще тогда, когда он занимал пост премьер-министра: «Власть не должна зарываться, власть должна находиться в постоянном критическом сотрудничестве с гражданским обществом. Власть должна реагировать на те слова, которые произносятся обычными людьми».

bodytextimage_Medvedev.jpg Photo: (Foto: Wikimedia Commons)

Однако практика показывает: слова чиновников зачастую разнятся с делами.

В конце мая петербургская общественная организация «Беллона» решила провести общественную экспертизу ЛАЭС-2, а именно: проверить соотвествие документации, обосновывающей лицензию на сооружение нового блока станции, экологическим требованиям. Однако общественникам не удалось это сделать: администрация МО «Смольнинское» отказалась зарегистрировать заявление «Беллоны». Причем доводы были самые неубедительные: якобы Ленинградская атомная электростанция относится к объектам, входящим в перечень сведений, которые составляют государственную тайну.

Однако, как прокомментировал ситуацию адвокат Юрий Шмидт, «объект экспертизы не является военным, что, вероятно, не позволяет относить его к объектам, составляющим государственную тайну».
По словам председателя правления ЭПЦ Александра Никитина, отказ в проведении экспертизы ни на чем не основан, ссылка на государственную тайну является личным мнением главы администрации МО «Смольнинское» В.И.Секушина, подписавшего отказ.

Отметим, что «Беллона» ни на какие секретные сведения не претендует. Общественная экологическая экспертиза – дело до сей поры обычное, например, осенью 2007 года предполагаемое наличие государственной тайны не стало препятствием для проведения общественной экологической экспертизы материалов «Обоснования инвестиций строительства Ленинградской АЭС-2» двумя проатомными московскими структурами — «Движением конкретных дел» и «Экосферой». Их заявления на проведение экспертизы, а также итоговые заключения экспертиз были официально зарегистрированы. Кроме того, в 2005 году Балаковское отделение Всероссийского общества охраны природы провело аналогичную экспертизу проекта достройки Балаковской АЭС в Саратовской области. Правда, ее результаты были нерадостными для проектировщиков этого проекта (эксперты заявили, что строительство 2-й очереди БАЭС незаконно и смертельно опасно).

В настоящее время сотрудники «Беллоны» ожидают ответа суда на иск организации «признать незаконным отказ» чиновника муниципального образования и обязать их зарегистрировать наше заявление.

В том случае, если суд не удовлетворит иск «Беллоны», будет создан опасный прецедент, который может привести к тому, что любой НПО будет отказано в проведении общественной экспертизы объектов ядерного комплекса. Кроме того, вся эта судебная волокита может привести к тому, что экологи могут пропустить срок окончания государственной экологической экспертизы, тогда уже будет невозможно что-либо менять (общественная экспертиза должна быть завершена до окончания государственной).

Добавим, в начале президентства Путина в этой стране было зарегистрировано 650 тыс. НПО. Сегодня осталось около 277 тыс.