News

РЕПОРТАЖ: В Москве прошли слушания по деятельности приборостроителей «Росатома»

АО «СНИИП».
АО «СНИИП».
Андрей Ожаровский

Опубликовано: 10/07/2017

Автор: Андрей Ожаровский

МОСКВА–В районе Щукино вечером 5 июля прошли общественные слушания по деятельности приборостроительного института АО «СНИИП», использующего в работе радиоизотопные источники.

Акционерное общество «Специализированный научно-исследовательский институт приборостроения» (АО «СНИИП») входит в АО «Атомэнергомаш», одну из компаний «Росатома». Основное направление деятельности предприятия – создание приборов, установок, систем автоматики как для АЭС, так и для ВМФ. В частности, для разработки и испытаний средств измерения ионизирующих излучений и концентрации радионуклидов в аэрозолях необходимо использовать радиоизотопные источники. Для этого нужна лицензия, для получения которой необходимо положительное заключение Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). В комплект документов для ГЭЭ должны входить материалы обсуждения планируемой деятельности с общественностью. Обсуждения в форме общественных слушаний состоялись в московском районе Щукино 5 июля. Слушания продолжались около двух часов, в них приняло участие 49 человек, в основном, местные жители.

SNIIP4 АО «СНИИП» расположено в московском районе Щукино. Credit: Андрей Ожаровский

«Правильные» слушания

«Для каждого человека атомная энергетика изначально вызывает недоверие», – выразила общее мнение одна из участниц слушаний. Но несмотря на недоверие и озабоченность части собравшихся, слушания прошли в доброжелательной и конструктивной атмосфере. Это стало возможным, поскольку заказчик обсуждений не стал прибегать к часто используемым в  таких случаях приёмам манипулирования. При количестве сотрудников, превышающем 500 человек, для АО «СНИИП» не составило бы труда добиться численного превосходства в зале, но этого делать не стали – слушания проводились для местных жителей, а не для работников предприятия. Также приборостроители не стали сводить слушания к формальной заорганизованной процедуре и позволили собравшимся задавать вопросы и выступать с места, по ходу обсуждения. Такой подход требует немного больше времени, но зато все интересующие собравшихся вопросы были в достаточной степени обсуждены.

Это резко отличается от стиля слушаний по деятельности атомных станций, на которых, как правило, зал заполняется сотрудниками АЭС, а регламент не предполагает возможности реального обсуждения.

zal1 Слушания по деятельности АО «СНИИП» 5 июля 2017 г. Credit: Андрей Ожаровский

В самом начале слушаний ведущая, представитель Управы Щукино Елена Ямщикова, приняла предложение по изменению регламента. Изначально предлагалось после выступлений представителей АО «СНИИП» дать слово собравшимся и только потом отвечать на их вопросы. Это нелогично, поскольку представители общественности сначала должны получить информацию, как из презентаций, так и из ответов на вопросы, и лишь потом они могут сформировать своё мнение и его высказать. Удивительно, но на слушаниях по АЭС всё происходит наоборот – сначала выступают представители общественности, и лишь в конце даются ответы на вопросы.

Воздействие незначительное, деятельность допустима

Первым на слушаниях с пятиминутным сообщением выступил Алексей Михайлов, исполняющий обязанности главного инженера АО «СНИИП».

Он рассказал о предприятии, сообщил, что институт был основан в 1952 году по инициативе И.В. Курчатова. «Нами было создано свыше 2500 приборов и систем, – сказал Алексей Михайлов. – Мы являемся специалистами в области ядерной и радиационной безопасности, мы контролируем ситуацию, мы создаём приборы».

Mihailov Алексей Михайлов, исполняющий обязанности главного инженера АО «СНИИП». Credit: Андрей Ожаровский

На обсуждение были вынесены Материалы обоснования лицензии (МОЛ), включающие материалы оценки воздействия на окружающую среду, объёмом 131 страницы с приложениями. Обсуждаемые документы были размещены на официальном сайте Управы района Щукино г. Москвы. «Беллона» ранее опубликовала подробный обзор этих документов. На слушаниях эти материалы представил Денис Королёв, начальник службы радиационной безопасности.

«Целью намечаемой деятельности является обеспечение текущей деятельности АО «СНИИП» в области ядерного приборостроения с целью обеспечения радиационной безопасности населения страны и сохранения благоприятной окружающей среды», – сказал Денис Королёв.

«При проведении научно-исследовательских работ по созданию аппаратурных комплексов, предназначенных для измерения полей ионизирующих излучений, в технологических операциях используются источники ионизирующего излучения (ИИИ), – сообщил он. – Сам источник ионизирующего излучения – небольшой, примерно 3 см в диаметре. Хранятся и транспортируются источники в защитных контейнерах».

Денис Королёв сообщил, что намечаемая деятельность, эксплуатация радиационного источника, включает в себя следующие операции: получение ИИИ от поставщика; хранение ИИИ; выдачу ИИИ для проведения технологических операций и проведение технологических операций с ИИИ; обратный прием ИИИ после проведения технологических операций; периодическую инвентаризацию хранящихся ИИИ на предмет окончания установленного срока эксплуатации ИИИ, с последующим переводом отработавшего ИИИ в категорию радиоактивных отходов (РАО); передачу РАО в специализированную организацию.

iii Радионуклидные источники, контейнеры. Слайд из презентации на слушаниях. Credit: АО «СНИИП»

«Категория радиационной опасности – четвёртая, то есть радиационное воздействие при аварии ограничивается помещениями, где проводятся работы с источниками ионизирующих излучений», – сказал Денис Королёв.

Денис Королёв сообщил, что институт оказывает радиационное воздействие на население, но оно остаётся в допустимых пределах. «Максимальное воздействие не превысит 0,2% от естественного природного радиационного фона, – заявил он. – Наличие АО «СНИИП» сказывается позитивно, мы обеспечиваем рабочими местами жителей Москвы».

«Реализация намечаемой деятельности позволит обеспечить дальнейшую деятельность предприятия по выполнению задач в рамках Государственного оборонного заказа и по обеспечению ядерной и радиационной безопасности ядерных установок и радиационно-опасных объектов гражданского назначения, а также задач по обеспечению радиационной безопасности населения страны и сохранения экологии окружающей среды. Негативное воздействие на окружающую среду и население при реализация намечаемой деятельности оценивается как незначительное, – сказал Денис Королёв. – Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает презумпцию экологической опасности любой хозяйственной и иной деятельности, но так как в результате проведенной оценки воздействие на окружающую среду при сооружении и эксплуатации Комплекса является незначительным, а положительный эффект от реализации намечаемой деятельности ожидается существенным, то планируемую деятельность следует считать допустимой».

Korolev Денис Королёв, начальник службы радиационной безопасности АО «СНИИП». Credit: Андрей Ожаровский

Доклад Дениса Королёва неоднократно прерывался вопросами из зала. На часть вопросов он ответил по ходу выступления, на остальные ответ был дан позднее.

Как правильно оповещать население о слушаниях?

Вопросы собравшихся касались как обсуждаемой деятельности, так и организации самих слушаний.

Трое из шести выступивших представителей общественности были недовольны недостаточным, по их мнению, информированием населения о слушаниях. «Оповещение провели очень плохо! В газете объявление было за месяц до слушаний, все уже газету выбросили и забыли. Объявления на дом не повесили!», – жаловалась Алина. Ей ответила другая участница слушаний, Дарья: «Мне кажется, что можно зайти на различные сайты! … Но должны хотя бы на подъезды оповещения о слушаниях повесить!». «Извещения не было – нам сами жители повесили объявление на подъезде за 2 часа до слушаний. Оповещение плохое. Не у всех есть интернет. Это должна сделать управа! – сказала Раиса, – Нужны замеры, нужны слушания, нужно доводить информацию до жителей!»

Но организаторы обсуждений досконально исполнили требования закона – разместили анонс в газетах за месяц до даты слушаний. Размещать обсуждаемые материалы в интернете закон не обязывает, но сейчас это стало общей практикой. То, что жители Щукино смогли самоорганизоваться, пригласить на слушания соседей по дому, распечатать объявление – это хорошо и правильно. Конечно, было бы ещё лучше, если бы им в этом также помогли Префектура и районные Управы.

Zal2 Слушания по деятельности АО «СНИИП» 5 июля 2017 г. Credit: Андрей Ожаровский

«Цель слушаний – оповестить вас, услышать. Вас оповестили – деятельность безопасна! – сказал Денис Королёв. – Раньше подобная деятельность осуществлялась без информирования жителей».

«Если бы собрали всех жителей на обсуждение, то вынесли бы отсюда и Курчатник, и Бочвара, и СНИИП», – высказал мнение один из участников слушаний. Важно отметить, что общественные слушания по деятельности НИИ Бочвара проводятся регулярно, Курчатовский институт, на территории которого расположены несколько исследовательских ядерных реакторов, пока слушания не проводит.

Вопрос с радиоактивными отходами ясен, угроза теракта минимальна

Другая группа вопросов касалась радиоактивных отходов (РАО), образующихся при деятельности предприятия. В МОЛ указано, что ежегодно образуется не более тонны РАО, эти сведения подтвердили и на слушаниях.

Жидких радиоактивных отходов АО «СНИИП» не производит. Твёрдые радиоактивные отходы – это, кроме отработавших радионуклидных источников, средства индивидуальной защиты, фильтры, обтирочные материалы, пояснил Денис Королёв. Отходы накапливаются и передаются в подмосковное ФГУП «Радон» на временное хранение. За 3 года было вывезено менее 4 кубометров РАО, сообщили на слушаниях.

Также был дан ответ о составе выбросов в воздух радионуклидов. «Контрольные радионуклиды – это плутоний и кобальт. … Выбросы ниже контрольных уровней мы даже не можем приборами зарегистрировать!», – сказал Денис Королёв.

О суммарной мощности всех имеющихся радионуклидных источников сообщили, что она составляет 1,43*1014 Бк.

Часть обсуждения была посвящена последствиям возможных аварий. На вопрос о последствиях падения самолёта Александр Карцев, первый заместитель директора института, сообщил, что СНИП основан в 1952 году, построен «в период жёсткого противостояния с США». «Все объекты, где используются радиоактивные источники, находятся на значительном заглублении – до 6 метров», – сказал он. В таком случае теракт действительно бессмыслен.

Bashnya Высотное строительство в районе Щукино. Credit: Андрей Ожаровский

Жители привлекли внимание к тому, что территория вокруг института интенсивно застраивается высотными зданиями, построены башни высотой 85 метров, с которых все здания находятся в прямой видимости как для жителей, так и для злоумышленников. Александр Карцев сообщил, что предприятие не отвечает за противотеррористическую деятельность – это ответственность государства.

Был также задан вопрос, почему приборостроители не производят радиометры и дозиметры для населения. Оказалось, что СНИИП производил ранее приборы бытового назначения. «После Чернобыля СНИИП производил всё… Но сейчас спад интереса к этой теме. Конкуренция. Мы занимаемся только промышленным сегментом», – ответил Александр Карцев.

Использование источников приостановлено до получения лицензии

На слушаниях выяснилось, что действие имеющейся лицензии на обращение с источниками ионизирующих излучений окончилось 15 июня 2017 года. В связи с этим деятельность по использованию источников была приостановлена, но сами источники остаются на территории АО «СНИИП». В случае успешного прохождения Государственной экологической экспертизы деятельность может быть продолжена.

В заключении Александр Карцев, первый заместитель директора АО «СНИИП» сказал: «Я понимаю вашу озабоченность. Предприятие впервые проводит такие слушания. Мы тоже учимся, учимся взаимодействовать с общественностью. Мы – приборостроители, часть большого комплекса атомного машиностроения. Мы хотим взаимопонимания. Мы должны производить интеллектуальные продукты!».