News

МНЕНИЕ: Радиоактивные продукты питания

Myriams-Fotos

Опубликовано: 06/04/2017

Автор: Лариса Белобржецкая-Коста

В статье 16 Главы IV «Обеспечение радиационной безопасности при производстве пищевых продуктов и при потреблении питьевой воды» ФЗ «О радиационной безопасности населения» говорится: «Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям к обеспечению радиационной безопасности и подлежат производственному контролю в соответствии с настоящим Федеральным Законом».

Хорошо известно, что авария на ЧАЭС – это мировая трагедия, которая нанесла многомиллиардный (в долларовом эквиваленте) удар по экономике и социальной политике Украины, Беларуси и России, привела к экспоненциальному увеличению смертности и жуткому количеству генетических мутаций и раковых заболеваний у человека и животных.

Суммарный выброс продуктов деления (без инертных радиоактивных газов) был оценен в 1,85*1018 Бк (по данным приведенным к 06 мая 1986 с учетом радиоактивного распада). Например, содержание радионуклидов в активной зоне реактора IV блока ЧАЭС перед аварией (в Бк): йод-131 – 3.2*1018 (оценка РНЦ Курчатовский институт), цезий-137 – 2.6 1017, стронций-90 – 2,3*1018. Выявлены серьезные загрязнения радионуклидами плутония: Pu238, Pu239, Pu240, Pu241. Более того, по уточненным данным, в атмосферу было выброшено 50-60% накопленного количества радиоактивного йода-131; из этого следует, что выброс радиоактивного йода в 2,5-3 раза превышает первоначальные оценки. 134Cs и 137Cs оцениваются в 23-43% от их содержания в активной зоне, что в 2-4 раза выше по сравнению с данными 1986 года.

К сожалению, последствия катастрофы на ЧАЭС наблюдаются до настоящего времени, при этом ученые и медики регистрируют миграции и аккумуляции радионуклидов в окружающей среде, а также загрязнение продуктов питания.

Например, ученые из Мордовского государственного Университета (г. Саранск, Россия) выявили у пастбищных животных, питавшихся на загрязненных радионуклидами йода пастбищах, соматическое расстройство здоровья. Это, в свою очередь, приводит к росту заболеваемости человека (в особенности детей) среди потребителей продукции, полученной от данных животных, с диагнозом раковые опухоли щитовидной железы. Хотя время полураспада радиоактивного йода составляет всего семь дней, злокачественные опухоли щитовидной железы наблюдались (и наблюдаются) у значительного числа граждан, живущих на зараженных территориях в Беларуси и Украине. Считается, что наиболее пострадавшие вследствие катастрофы регионы – это Могилевская и Гомельская области в Беларуси.

Всего же в Беларуси загрязнено суммарно около 23% территории. Из них 20% – цезием-137, 10% – стронцием-90, изотопами трансурановых элементов – до 2%. Причем наибольшая концентрация загрязнения наблюдается как раз в этих двух областях. В Украине загрязнено 4,8% территории, в России – 0,5%.

В научном сообщении и в реферате «Радиоактивное молоко», сделанном в 2016 г. Л. А. Мальцевой из Политехнического Университетского Колледжа (руководитель – преподаватель химии Л. Н. Коста-Белобржецкая) приводится случай обнаружения экспертами Минского центра гигиены и эпидемиологии в молоке, производимом на ферме Хойникского района Гомельской области, повышенного уровня стронция-90. Исследование было проведено по заказу информационного агентства Associated Press, которое 25 апреля 2016 года опубликовало материал на эту тему.

Как выяснили журналисты, ферма, производящая данное молоко по заказу гомельского предприятия «Милкавита», расположена в 45 км от Чернобыльской АЭС и в 2 км от зоны, в которой запрещено селиться для постоянного проживания. Стадо состоит из 50 голов и приносит до двух тонн продукции в день. Уровень стронция-90 в продукции данной фермы превышает принятые Министерством сельского хозяйства Беларуси нормативы в 10 раз и составляет 37,5 Бк/кг вместо 3,7 Бк/кг.

Представители молочной компании «Милкавита» говорят, что проверяют продукцию на стронций раз в полгода. Ее руководитель утверждает, что результаты измерений невозможные. Более того, заместитель главного врача Минского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Петр Амвросьев заявил после выхода данной публикации, что  молоко проверялось только на цезий-137, содержание которого осталось в обозначенных законом рамках, а измерение по стронцию-90 не проводилось ввиду недостаточности доставленного объема молока.

Белорусский информационный портал БелаПАН приводит мнение анонимного специалиста по радиационному контролю молочной продукции: «Анализы очень дорогие. Содержание лаборатории на самом маленьком заводе стоит миллиарды рублей в месяц. Если проверять каждую партию, то у вас не хватит денег, чтобы купить это молоко. Конечно, все возможно. Но официально зарегистрированных превышений за последние 20 лет не было».

Кто бы ни был прав в данном конкретном случае, об обнаружении стронция-90 в молоке, производимом в Гомельской области, говорят не только журналисты и анонимные специалисты, но и представители официальных органов Республики Беларусь. Всего за три с половиной месяца до выхода публикации Associated Press начальник Департамента по ликвидации последствий катастрофы аварии на ЧАЭС МЧС Беларуси Владимир Черников заявил, что только в 2015 году здесь было зафиксировано 7 подобных случаев. В результате было произведено 15 тонн загрязненного молока.

Кроме того, не проводится анализ продукции на содержание плутония и америция – это слишком сложно и затратно. Так что нет никаких гарантий отсутствия превышения нормативов по содержанию данных изотопов в пищевой продукции.

Следует напомнить, что данная угроза будет сохраняться еще не один десяток лет.  По расчетам ученых, рост активности почв, загрязненных трансурановыми изотопами, за счет 241Am будет продолжаться до 2060-го года. Через 100 лет после аварии на ЧАЭС общая активность почвы на загрязненных территориях Беларуси будет в 2,4 раза выше, чем в начальный послеаварийный период. Снижение альфа-активности почвы от 241Am до уровня 3,7 кБк/м2 ожидается только после 2400 года!

При этом то и дело звучат предложения использовать загрязненные земли в хозяйстве.

А. С. Калиниченко, И. В. Яночкин и др. из Республиканского научно-исследовательского унитарного предприятия «Институт Радиологии» г. Гомеля отмечают: «На современном этапе экономического развития Республики Беларусь очень важным является максимальное использование в народном хозяйстве имеющихся территориальных ресурсов, в том числе и загрязненных радионуклидами земель. Основные массивы кормовых угодий с плотностью радиоактивных загрязнений 137Cs > 550 кБк/км2 (>15 км/км2) находятся в Гомельской и Могилевской областях».

«За период 1986-2001 гг. в Гомельском ПЛХО создано лесных культур на землях с различным уровнем радиоактивного загрязнения 37720 Га, в том числе с плотностью радиоактивного загрязнения от 1 до 5 Ки/км2 — 22378 Га, от 5 до 15 Ки/км2 — 7865 Га, и от 15 до 40 Ки/км2 — 4456 Га и 40 Ки /км2 — и выше >3026 Га…» (Институт леса города Гомеля Республики Беларуси — научный сотрудник Копытов О. В.)

Напомним, что хоть и в меньшей степени данная проблема касается и России с Украиной. Суммарно не было выведено из оборота 265 тысяч Га сельскозяйственных угодий. Если говорить о России, здесь территории, подвергшиеся наиболее сильному радиоактивному загрязнению, находятся в Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях. Причем «лидирует» Брянская, где существует «полноценная» зона отчуждения, в которой запрещено проживание.

И, как в Белоруссии, здесь пытаются более активно использовать загрязненные территории. Так, Постановление правительства РФ №1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» смягчает режим зонирования загрязненных территорий. Часть из них вообще выводится из категории загрязненных, часть переводится в категории менее загрязненных земель.

К проблеме загрязнения мясных и молочных продуктов питания следует добавить и проблемы, связанные с радиоактивными «дарами леса» – грибами и ягодами, которые собирают местные жители. Таковые были обнаружены, в том числе и в Брянской области.

Однако, если проблема радиоактивных грибов и ягод в основном остается проблемой местных жителей, то, если говорить о мясомолочной продукции, ситуация куда более пугающая, поскольку такая продукция зачастую является предметом экспорта не только в соседние регионы, но и в соседние страны. Это значит, что группа риска возрастает экспоненциально.

При этом контроль, как во время производства, так и во время транспортировки и реализации данной продукции явно недостаточный. Помимо этого не следует забывать и о том, что  нужно увеличить финансирование на реабилитацию зараженных территорий и на исследование последствий их радиоактивного загрязнения.

 

16 января 2017 года Санкт-Петербургская общественная организация Экологический Правозащитный центр «Беллона» внесена Министерством юстиции РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента».