Власти Петербурга согласны «экологизировать» город

Saint_Petersburg Credit: jaime.silva

Как выживать в условиях потепления в асфальтобетонных мегаполисах, страдающих от выхлопов автомобилей, пыли и чудовищных темпов застройки? В конференц-зале «Матисов дворик» на набережной реки Пряжки все эти проблемы воспринимались не столь драматично: это одно из немногих мест в центре города, где царят почти что тишина и покой. Однако выступления экспертов по климату и экологии не давали забыть, что в случае бездействия даже относительно благополучный Петербург (относительно таких мегаполисов как, например, Пекин и Шанхай) ждет судьба вышеуказанных городов-катастроф.

Что же делать? Иван Серебрицкий, заместитель председателя комитета по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности СПб (КПООС) рассказал о разработке «Климатической стратегии Санкт-Петербурга до 2030 года». Ее цель – реализация «адаптационных мероприятий» ради снижения климатических рисков для городского хозяйства, экосистем и здоровья жителей. Что  радует – власти Петербурга климатические риски полностью признают, а вовсе не объявляют «инсинуациями прозападных грантососущих организаций» (а ведь это было в тренде еще совсем недавно).

Серебрицкий поведал о неутешительных прогнозах дальнейшего повышения температуры атмосферного воздуха, резких смен волн тепла-холода, увеличения количества осадков и подъема уровня Финского залива и Балтийского моря. Последнее связано также с риском подтопления и разрушения (размыва) берегов Финского залива. (Впрочем, как мы уже писали, размыв берегов залива детерминируется не только фактором глобального потепления).

Кроме того, климатические изменения могут негативно воздействовать на вполне утилитарные аспекты городского хозяйства, такие как инженерные сети, способствуя их износу, а значит – возможным перебоям с поставкой тепла, газа и питьевой воды. Рост количества осадков перегрузит систему очистки ливневой канализации, что приведет к увеличению попадания в Финский залив загрязненных стоков. Таким образом, и напрямую, и опосредованно изменения климата могут привести к ухудшению качества жизни людей и проблемам со здоровьем.

Чтобы хотя бы частично предупредить отрицательные последствия, Стратегия предлагает «адаптироваться» к проблеме. В этом могут помочь разработка новых строительных нормативов и документов градопланирования, учитывающих климатическую проблему, развитие зон особого режима землепользования (попадающих в «территорию риска»), совершенствование систем берегозащиты. Кроме того, большое значение будет иметь информирование населения, экопросвещение, создание карт уязвимых зон, совершенствование системы оповещения и реагирования. Этап оценки рисков и разработки «адаптационных мер» Стратегия предлагает закончить к 2020 году, а следующее десятилетие потратить на их реализацию.

Представитель организатора семинара – объединения «350.org» Олег Романко добавил свои пожелания к созданию климатических стратегий городов. По его мнению, в них обязательно должно найтись место внедрению экологичного транспорта, возобновляемых энергоресурсов, индустрии переработки отходов, созданию большого количества зеленых зон и просто открытых пространств. Обязательным условием климатической стратегии, на его взгляд, должно быть снижение количества вредных выбросов в атмосферу, которое невозможно без договора между властью, бизнесом и общественностью. Например, в Стокгольме благодаря реализации подобной стратегии удалось реально сократить выбросы, заменив к 2010 году существенное количество обычных автомобилей на электромобили и гибриды, а также внедрив в сфере общественного транспорта автобусы, работающие на возобновляемых источниках энергии.

Последующие выступления были посвящены конкретным предложениям по оздоровлению наших городов – начиная от создания комфортных рекреационных зон и велосипедных дорожек до идей по «влажной уборке» первых этажей зданий с целью уменьшения количества пыли.

Представивший ассоциацию «Здоровые города» главный внештатный специалист по международному сотрудничеству и общественному здравоохранению комздрава Санкт-Петербурга Юрий Петров сообщил аудитории, что за последние годы первичная заболеваемость жителей города выросла на 5%. Особенно высок процент легочных заболеваний – 47%. Главные причины подобного состояния вещей (помимо курения, разумеется) – это пыль, а также выбросы от автотранспорта и энергообъектов, работающих за счет сжигания ископаемого топлива. Таким образом, даже если забыть о глобальном изменении климата, от экологизации транспорта и энергетики нам не уйти никуда – если, конечно, мы хотим, чтобы через 20-30 лет в городах жило здоровое население.

Ирина Андрианова