РЕПОРТАЖ: Слушания как хвалебная ода АЭС

Ростовская АЭС На Ростовской АЭС достраивается четвёртый энергоблок. Credit: Андрей Ожаровский

Последний реактор ВВЭР-1000/В-320

В Ростовской области достраивается последний в стране энергоблок с реактором ВВЭР-1000/В-320. Этот тип реакторной установки был разработан в 1970-х годах. Строить Ростовскую АЭС начали 37 лет назад, в 1979 году. После Чернобыльской катастрофы, в том числе из-за массовых протестов населения, атомную стройку остановили, на тот момент под четвёртый блок был только вырыт котлован. 

Строительство АЭС было возобновлено в 2000 году, в настоящее время в эксплуатации находятся три энергоблока, третий энергоблок был принят в промышленную эксплуатацию в октябре 2015 года.

Морально устаревший проект 1970-х годов

Несмотря на то, что имелись все возможности повысить безопасность четвёртого энергоблока, в проект сорокалетней давности существенных изменений внесено не было. В нём отсутствует такой важный для безопасности элемент конструкции как ловушка расплава активной зоны. К тому же защитная оболочка энергоблока будет одинарная, а не двойная, как на современных АЭС.

Zal Участники слушаний в селе Дубовское, 28 июня 2016 г. Credit: Андрей Ожаровский

Это будет последний на территории России энергоблок с реактором ВВЭР-1000 модели В-320, сооружаемый по хоть и хорошо обкатанному, но морально устаревшему проекту. Но об этом участникам слушаний ни представители проектировщика, АО «НИАЭП», ни представители АЭС не рассказывали. Наоборот, собравшихся убеждали, что реакторы хорошие, что эти элементы безопасности излишни, что авария на ВВЭР-1000 просто не может произойти.

Конечно, за 40 лет у реактора ВВЭР-1000 появились более продвинутые модификации, например для Болгарии была разработана модель В-466, для Индии – В-412, для Китая – В-428. Но в «Росатоме» решили, что для Ростовской АЭС современные разработки не нужны.

Слушания продолжались 2,5 часа

Для получения лицензии на эксплуатацию энергоблока требуется проводить общественные обсуждения, элементом которых являются общественные слушания, собрания граждан с целью информирования о деятельности и выявления общественного мнения.

Listy2 Регистрационный лист участников слушаний в селе Дубовское 28 июня 2016 г.: большинство участников – сотрудники Ростовской АЭС. Credit: Андрей Ожаровский

28 июня 2016 года в селе Дубовское Ростовской области прошли общественные слушания по теме: «Обсуждение материалов оценки воздействия на окружающую среду при эксплуатации энергоблока №4 Ростовской АЭС АО «Концерн Росэнергоатом». Слушания продолжались 2,5 часа, по данным оргкомитета зарегистрированных участников было 281 человек, в качестве представителей общественности выступило 19 человек.

Половина из выступивших на слушаниях представителей общественности, и, наверное, большинство из собравшихся были сотрудниками атомной станции и предприятий, участвующих в строительстве четвёртого энергоблока. Совершенно естественно то, что они выражали доверие своему работодателю и поддерживали строительство энергоблока. Рядом с Домом культуры, в котором проходили слушания, я насчитал 4 больших автобусов с символикой АЭС, так что численное превосходство атомщикам было обеспечено.

bus Один из четырёх автобусов, привозивших сотрудников Ростовской АЭС на слушания в селе Дубовское, 28 июня 2016 г. Credit: Андрей Ожаровский

Докладчики всячески старались усилить веру собравшихся в атомную энергетику. Участники слушаний им верили. Преподаватель русского языка Наталья Расникова назвала слушания «хвалебной одой» АЭС, что, пожалуй, лучше всего характеризует стиль этого собрания. Альтернативную точку зрения смог озвучить лишь автор этой публикации, но за 5 минут рассказать о всех не афишируемых проблемах старого и опасного проекта атомного энергоблока было непросто, к тому же ведущий сократил время моего выступления на полминуты. (Видео выступления Андрея Ожаровского на слушаниях в с. Дубовское 28 июня 2016 года доступно по ссылке).

Основной докладчик, Александр Андреев, заместитель директора АО «НИАЭП» утверждал, что скоро произойдёт десятикратный рост стоимости добычи природного газа, хотя, в действительности, в последнее время наблюдается тенденция к падению стоимости углеводородов. По его мнению, ветровые электростанции «неэффективны», к тому же их развитие «усложняется сложностью изготовления лопастей».

На самом деле почти во всём мире, за исключением России, ветровая энергетика развивается невиданными темпами. К примеру, в 2015 рост установленной мощности ветроэлектростанций в мире составил 17%, валовой прирост мощности – 67 гигаватт, что в 15 раз превышает прирост мощности АЭС. Изготовление лопастей ветряков – задача сложная, но она несравнимо проще, чем изготовление корпуса ядерного реактора или тепловыделяющих сборок. Но представителю атомной проектной организации важно было убедить собравшихся в безальтернативности атомного сценария.

Хвалебная ода АЭС

Выступившие сотрудники АЭС и жители Дубовского района были хорошо осведомлены о достоинствах АЭС, и, все кроме двоих, не сомневались в надёжности сооружаемого энергоблока. Почти никто на материалы обсуждаемой оценки воздействия не ссылался, многие выступления продолжались не больше минуты, некоторые, запинаясь, зачитывали выступления по бумажке.

exkursii В ОВОС упомянута одна из технологий манипулирования: экскурсии на АЭС проводятся с целью «формирования у людей уверенности в безопасности и надёжности АЭС». Credit: ОВОС

Несколько пенсионеров на слушаниях поделились впечатлениями от экскурсии на АЭС. Нина Гударина сообщила, что в поездке на АЭС участвовало 26 человек. «Комфортабельный автобус, ухоженные территории, часовня на въезде. Мы внимательно осматривали корпуса. Удивила нас доброжелательность! Поразила чистота всех помещений АЭС. Нас накормили вкусным обедом!» – сказала она. Иван Золотарёв, ветеран Великой Отечественной войны также ездил на экскурсию. «На АЭС можно поехать и отдохнуть, какая там высокая эстетика! Инженеры в белых сорочках, в галстуках. Глянешь – специалист высшего звена!» – сказал он. Осталось не ясным, как именно чистота и ухоженность территории, опрятность сотрудников и часовня на въезде связаны с вопросами обеспечения безопасности строящегося энергоблока.

Часть выступающих были более конкретны: их лояльность к АЭС держится на материальной помощи. Александр Земляк поблагодарил руководство АЭС за ремонт амбулатории в станице Жуковское. Пенсионер Дмитрий Понамарёв сообщил, что АЭС участвует в жизни района, помогает ветеранам Великой Отечественной войны. Он рассказал, что в 2012 году брасс-квинтет из Дубовского при поддержке АЭС ездил в Грецию и участвовал в европейском конкурсе. По его сведениям, АЭС выделяет миллионы рублей на строительство детских площадок, оказывает помощь в сооружении храма и даже оплачивает приобретение церковной утвари.

pop Отец Алексий, настоятель храма в селе Дубовское, на слушаниях 28 июня 2016 г.

Отец Алексий, настоятель храма в селе Дубовское, выступая на слушаниях, подтвердил это: «мне звонят подрядчики атомной станции: «Отец Алексей, что мы ещё должны Богу?» «На АЭС работают неравнодушные люди. … АЭС всегда приходит на помощь!» – сказал он и тут же сообщил, что, по его мнению, сейчас больше всего в селе не хватает воскресной религиозной школы для детей.

Конечно, это хорошо, когда предприятие из своей прибыли занимается благотворительностью, поддерживает медицину, ветеранов. Но на слушаниях выяснилось, что при этом Ростовская АЭС пользуется рядом налоговых льгот и не полностью платит все налоги. Отвечая на вопрос «Беллоны», замдиректора АЭС Владимир Дудка сообщил, что хотя АЭС выплачивает налог на имущество, от уплаты этого налога освобожден один из немаловажных объектов станции – хранилище твёрдых радиоактивных отходов (ХТРО). «ХТРО налог не платит, около 200 млн рублей в год экономится», – сказал он. Он также подтвердил, что земельный налог в муниципальные бюджеты АЭС, в том числе в бюджет Дубовского района, не платит: «По промплощадке мы налог не платим по закону, но мы платим арендные платежи».

Таким образом, пользуясь предоставленными налоговыми льготами, Ростовская АЭС экономит сотни миллионов рублей, поэтому предприятие и может выделять деньги на поездки музыкантов в Грецию или на закупку церковной утвари. Но, снова вынужден отметить, это не имеет прямого отношения к безопасности энергоблока, к его воздействию на окружающую среду, обсуждению которого и должны быть посвящены слушания.

Любовь инженера к устаревшему реактору

Gorbunov2 Андрей Горбунов, главный инженер Ростовской АЭС, на слушаниях в селе Дубовское 28 июня 2016 г. Credit: Андрей Ожаровский

Пожалуй, наиболее эмоциональным было выступление второго основного докладчика, Андрея Горбунова, главного инженера Ростовской АЭС. В начале он буквально признался в любви к реактору. «Я люблю очень этот проект В320! В нём были сконцентрированы все самые лучшие технические новшества», – сказал он, забыв, конечно, сообщить, что эти «новшества» – 40-летней давности. Как и многие другие влюблённые, главный инженер Андрей Горбунов отказывался замечать изъяны предмета своей любви. Дело дошло до того, что на слайдах, которыми иллюстрировал своё выступление влюблённый инженер, была показана не российская, а французская АЭС с вертикальным, а не горизонтальным парогенератором. На другом слайде с одной стороны была изображена устаревшая одинарная защитная оболочка энергоблока, а с другой – двойная, современная, которая на данном энергоблоке не предусмотрена.

slide-ZO Андрей Горбунов, главный инженер Ростовской АЭС, на слушаниях показал слайд, на котором слева – одинарная, а справа – двойная защитная оболочка. Пример запутывания участников слушаний. Credit: Андрей Ожаровский

«В случае аварии защитная оболочка удержит в себе все радиоактивные вещества», – заявил Андрей Горбунов. Отвечая на вопрос «Беллоны» о том, сможет ли защитная оболочка четвёртого энергоблока выдержать падение самолёта, он заявил, что является экспертом по защитным оболочкам, поскольку его курсовая работа в МИФИ была посвящена этому вопросу. Андрей Горбунов заявил, что защитная оболочка Ростовсской АЭС может выдержать падение самолёта массой 28 тонн, летящего со скоростью 800 км/ч. Эта информация вызывает недоумение. Во-первых, по информации «Росатома» даже двойная защитная оболочка «АЭС-2006» может выдержать падение самолёта массой не более 5,7 тонн. Выходит, на Ростовской АЭС защитная оболочка лучше, чем на «АЭС-2006»? Но даже если Андрей Горбунов не ошибся, всё равно современные авиалайнеры имеют массу 100 тонн и более. Падение такого самолёта на АЭС в результате террористической атаки исключать нельзя, близ Ростовской АЭС проходит оживлённая авиатрасса. Даже самый маленький российский лайнер АН-148 имеет максимальный взлётный вес в 41,5 тонны и крейсерскую скорость 850 км/ч. «Беллона» ранее подробно рассказывала о возможных катастрофических последствиях падения самолёта на АЭС.

ZO-dvojnaya Двойная защитная оболочка (выделено синим) и ловушка расплава активной зоны (выделено красным) предусмотрены в проекте «АЭС-2006», но на Ростовской АЭС эти элементы безопасности отсутствуют. Credit: МАГАТЭ

Ни ловушка расплава, ни двойная защитная оболочка не нужны?

На слушаниях «Беллоной» был задан вопрос: «почему в проекте четвёртого энергоблока Ростовской АЭС отсутствует важный для безопасности элемент, ловушка расплава активной зоны?» Представитель АО «НИАЭП» Александр Андреев отвечал: «в случае, если происходит авария, мы, с помощью систем безопасности, не позволим довести ситуацию до проплавления корпуса реактора. Данный элемент попросту не требуется!»

На вопрос, почему на Ростовской АЭС защитная оболочка одинарная, а не двойная, как в новом проекте «АЭС-2006», он ответил, что проект «АЭС-2006» подготавливался как вариант экспортного предложения для выхода на международный рынок. «Требования европейцев в части безопасности, в части выхода радиоактивных веществ из защитной оболочки несколько жестче, чем у нас, – сказал Александр Андреев. – Это [двойная защитная оболочка] скорее моральный фактор, чем фактор защиты. Иными словами, данное решение было принято, для того, чтобы повысить конкурентоспособность наших блоков по сравнению с заграничными». По его мнению, отсутствие ловушки расплава и двойной защитной оболочки «на безопасность не влияют».

Andreev2 Александр Андреев, заместитель директора АО «НИАЭП», на слушаниях в селе Дубовское 28 июня 2016 г. Credit: Андрей Ожаровский

Всему этому можно было бы поверить, но на ряде других слушаний по новым энергоблокам, сооружаемым по проекту «АЭС-2006» на второй Ленинградской и второй Нововоронежской АЭС да и на Балтийской АЭС в Калининградской области, строительство которой приостановлено, представители «Росатома» уверяли, что, наоборот, дорогостоящие элементы безопасности, такие как ловушка расплава и двойная защитная оболочка, совершенно необходимы и на российских АЭС.

Выходит, на Ростовской АЭС сэкономили, не доработав проект, не доведя до современных российских стандартов?

Риск аварий недооценивается

«В мире периодически происходят аварии на атомных электростанциях», – признал на слушаниях общеизвестные факты Андрей Горбунов, но он не привёл никаких данных о последствиях тяжёлой радиационной аварии на так им любимом энергоблоке Ростовской АЭС.

19950105 При тяжёлой аварии на Ростовской АЭС плотность выпадений цезия-137 в районе Ростова-на-Дону может составить 1 мегабеккерель на кв.м. – красный цвет на карте. (Фрагмент карты FlexRISK). Credit: flexrisk.boku.ac.at

Следует напомнить, что по данным австрийского исследования FlexRISK при запроектной аварии на энергоблоке с ВВЭР-1000/В-320 при наихудшем сценарии в окружающую среду может быть выброшено до 20% накопленного в реакторе цезия-137, что составляет 51 000 терабеккерель. Это может привести к загрязнению почвы радиоактивным цезием плотностью более 1 мегабеккерель на квадратный метр на расстояниях в 200-250 километров от аварийного реактора. То есть имеется серьёзная угроза сельскому хозяйству обширных регионов Ростовской и Волгоградской областей, а при наиболее неблагоприятных погодных условиях не исключена эвакуация жителей Ростова-на-Дону или Волгограда, в зависимости от направления ветра. По понятным причинам этой информации ни в обсуждаемых документах, ни в докладах атомщиков на слушаниях не содержалось. Очевидно, что несмотря на то, что атомщики хотят игнорировать неудобную для них оценку последствий тяжёлой аварии, хотя бы указать на имеющиеся различия в оценках последствий необходимо.

На вопрос «Беллоны», «почему в ОВОС не указано, что имеются существенные неопределённости при оценке выбросов радионуклидов при запроектной аварии на АЭС с реакторной установкой ВВЭР-1000/В320», представитель АО «НИАЭП» Александр Андреев заявил, что, по его мнению, в ОВОС это указывать не надо. «Все мероприятия, которые реализованы в проекте, с огромной долей вероятности исключают разрушение защитной оболочки и возможный выброс радионуклидов за её пределы», – сказал он.

Ситуация напоминает дочернобыльскую, когда атомщики распространяли, как оказалось потом, не соответствовавшие действительности сведения, что реакторы РБМК столь безопасны, что их можно строить на Красной площади в Москве. Сейчас они говорят нечто подобное о реакторах ВВЭР… Подобная самоуверенность и самоуспокоенность как проектировщиков, так и эксплуатационщиков АЭС опасна – она может стать предпосылкой для новых аварий.

20 реакторов вдоль Дона?

В завершение слушаний главный инженер Ростовской АЭС Андрей Горбунов сказал, что, по его мнению, длина Цимлянского водохранилища большая, и он бы «настроил там штук 20» энергоблоков. Надеюсь, сбыться мечтам влюблённого в устаревший реактор главного инженера не суждено, ведь АЭС в настоящее время дают электроэнергию, которая для конечного потребителя обходится дороже, чем газовая генерация, да и сооружение атомных энергоблоков – долгое и дорогое дело (см. например, доклад «Беллоны»). Так что Ростовская АЭС ограничится четырьмя энергоблоками, если, конечно, четвёртый удастся достроить.

Андрей Ожаровский

idc.moscow@gmail.com