News

Дышите, не дышите…

flickr.com/photos/cifor/

Опубликовано: 10/03/2020

Автор: Елена Ростовская

Загрязнение воздуха из-за сжигания ископаемого топлива приводит к 4,5 миллионам преждевременным смертей в год и наносит ущерб мировой экономике $8 миллиардов ежедневно – эксперты независимого Центра исследований по энергетике и чистому воздуху (CREА) представили новый отчет.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), загрязнение воздуха – основной фактор риска для здоровья, связанный с влиянием окружающей среды.

«Загрязнение воздуха увеличивает число хронических и острых заболеваний, приводит к миллионам обращений за медицинской помощью и миллиардам отсутствий на работе из-за болезней каждый год. Это также наносит ущерб нашей экономике и природе», – к такому выводу приходят эксперты CREA.

В своем Исследовании «Расчет экономической стоимости загрязнения воздуха от ископаемого топлива» аналитики приводят данные: около 3 миллионов преждевременных смертей взрослого населения связаны с сердечно-сосудистыми заболеваниями, респираторными заболеваниями и раком легких.

Основные выводы исследования:

  • 40 тыс. детей умирают в первые пять лет жизни из-за воздействия взвешенных частиц (которые образуются из диоксида азота при сжигании ископаемого топлива). Происходит это главным образом в странах с низким уровнем дохода.
  • Диоксид азота (NO2), источником которого в основном является транспорт, электростанции и заводы, учёные связывают примерно с 4 млн новых случаев астмы у детей каждый год.
  • Загрязнение воздуха взвешенными частицами по всему миру ежегодно приводит к 1,8 млрд дней отсутствия на работе из-за болезней, что вызывает экономические потери в размере $101 млрд в год.

Данные нового отчета свидетельствуют, что количество «жертв» загрязнения воздуха различается по регионам. Так, в Европе это число составляет 398000 человек, в США – 230000, в Китае – 1,8 млн и 1 млн в Индии. Наиболее серьезные последствия для здоровья возникают из-за твердых частиц, образующихся в результате сжигания ископаемых энергоносителей. Также угрозу представляют диоксид азота и озон. В мире с загрязнением воздуха связаны 29% всех случаев рака легких и около четверти смертей от сердечных заболеваний и инсульта.

«Стоимость загрязнения воздуха ископаемым топливом составляет значительную долю валового внутреннего продукта (ВВП) многих стран», – говорится в отчете. На материковом Китае самые высокие экономические издержки от загрязнения воздуха, приводящие к потере примерно $900 млрд в год. На втором месте США с оценочными ежегодными потерями в $600 миллиардов, а на третьем – Индия с $150 миллиардов в год.

Хотя данные показывают, что наиболее серьезный ущерб терпят страны с низким уровнем дохода, страны с высоким уровнем дохода тоже не застрахованы от этой проблемы: в отчете подсчитано 398 000 ежегодных преждевременных смертей в Европейском союзе и 230 000 смертей в США, связанных с загрязнением воздуха, вызванным сжиганием ископаемого топлива.

Во всех регионах Европейского Союза с 2000 по 2015 г. была изучена концентрация в воздухе мелкодисперсных взвешенных частиц (РМ2,5 – по данным ВОЗ, эти частицы наиболее вредны для здоровья и повышают смертность в мире) и взаимосвязь этих показателей с производительностью труда. Зависимость и закономерность есть, уверены исследователи – увеличение показателя содержания этих веществ на 1 куб. м приводит к снижению валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения на 0,8%. Если же концентрация уменьшается, показатель, соответственно, растет от 0,5 до 1,5%. В среднем за время наблюдения в Европе число частиц РМ2,5 в воздухе уменьшалось на 0,2 мкг на 1 куб. м в год, что дало рост регионального ВВП (в постоянных ценах) на 1% и за 15 лет сформировало до 15% роста валового внутреннего продукта.

Таким образом ученые доказывают, что борьба с загрязнением от ископаемого топлива имеет и экономический смысл. В докладе упоминается Закон о чистом воздухе в США, который предполагает «существенно большие экономические выгоды по сравнению с затратами на реализацию: в период 1990-2020 гг. каждый доллар, вложенный в уменьшение загрязнений воздуха, принес прибыль в размере не менее 30 долларов».

Исследование доказывает, что экономическая выгода от сокращения загрязнения намного больше, чем предполагалось ранее. По данным Еврокомиссии, сокращение выбросов частиц РМ2,5 на 25% по всей Европе обойдется в 1,2 млрд евро ежегодно, а выгода от этого будет как минимум вдвое больше. При этом в оценку не входит выгода от снижения смертности.

По расчетам исследователей, Россия является одним из лидеров списка стран с  «грязным воздухом» и по ущербу от него: потери только в 2015 г. аналитики оценили в $447,6 млрд (12,5% ВВП). Из-за загрязнения воздуха в России каждый год преждевременно умирает от 80 000 до 140 000 человек.

Влияние загрязнения воздуха при сжигании ископаемого топлива для России оценивается в докладе в 89-160 тыс. (в среднем в 120 тыс.) преждевременных смертей в год (данные 2018 года). Экономический ущерб оценивается в $50-97 млрд (в среднем $68 млрд) в год. Эта сумма сопоставима со всеми расходами российского нацпроекта «Экология», запланированными на период с 2019 по 2024 годы. Они составляют 4041 млрд рублей (около $65 млрд).

Актуальность проблемы загрязнения воздуха в России демонстрирует и интерактивная карта «SOS!Воздух», запущенная российским отделением Гринпис год назад. Карта позволяет увидеть, в каких регионах людям сложнее всего дышать.

По данным Росгидромета, в 143 городах России с общей численность населения более 56 млн человек показатель загрязнения воздуха в несколько раз превышает безопасный уровень. Всего превышение нормы загрязненности воздуха зафиксировано в 89% российских городов.

Согласно расчётам Росстата, с 2000 по 2017 год происходил рост заболеваемости населения России. Общая заболеваемость по основным классам болезней (впервые зарегистрированным) в этот период увеличилась на 7,6%. При этом заболеваемость органов дыхания увеличилась на 12,4%, а количество зарегистрированных случаев болезней системы кровообращения возросло почти в два раза – на 88,8%.

Самыми загрязненными городами России считаются Абакан, Новокузнецк, Ангарск, Норильск, Петровск-Забайкальский, Барнаул, Братск, Свирск, Зима, Селенгинск, Иркутск, Улан-Удэ, Искитим, Усолье-Сибирское, Красноярск, Черемхово, Кызыл, Черногорск, Лесосибирск, Чита, Минусинск и Шелехов. В общей сложности в них проживают около 5,5 млн человек. Самым пыльным российским городом названа Махачкала. По сравнению с прошлыми годами количество городов, где зафиксировано превышение концентрации вредных веществ, уменьшилось. В целом Росгидромет назвал неудовлетворительным качество воздуха в России.

Представители Гринпис России считают, что позитивно повлиять на ситуацию может публикация данных о загрязнении воздуха, а также принятие мер в тех случаях, когда действующие нормативы превышены. Постепенный отказ от дизельных и бензиновых автомобилей, доступный и более совершенный общественный транспорт, переход на возобновляемые источники энергии – всё это позволит сделать воздух в городах чище и сократить экономические и социальные убытки, считают экологи.

Верхние строчки рейтинга заняли Москва и Санкт-Петербург, где загрязнение в основном обусловлено транспортом. Представители Гринпис призывают ввести в крупных городах зоны с ограничением движения транспортных средств низкого экологического класса (например, «Евро-3» и ниже). Этот призыв был поддержан президентским Советом по правам человека, а также администрациями Москвы и Санкт-Петербурга.

Проблему выбросов осознают и на официальном уровне. Контроль за качеством воздуха – одна из основных целей национального проекта «Экология» – он предусматривает снижение выбросов к 2024 г. на 22%. Согласно паспорту нацпроекта, городов с «высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха» в стране восемь. К 2024 г. их число должно сократиться до нуля. На весь проект будет потрачено более 500 млрд руб. Правда, пока финансирование отстает от планов – на 1 декабря было потрачено лишь 33,3% денег, выделенных из федерального бюджета на проект, свидетельствуют данные Счетной палаты.

«Данные исследований подтверждают, что более жесткие требования, на которые зачастую негативно реагирует бизнес, влияют не только на людей, но и на экономику, – говорит директор Института экологии Национального исследовательского университета Высшей школы экономики Борис Моргунов. – У бизнеса есть два способа бороться с основными загрязнителями: устанавливать более качественные фильтры (но они очень дорогие и требуют постоянной замены) или регулярно менять оборудование».

«Беспроигрышный сценарий улучшения качества воздуха включает в себя поэтапный отказ от ископаемого топлива и переход от частного транспорта к транспортным системам с нейтральным уровнем выбросов углерода, улучшение общественного транспорта и улучшение инфраструктуры для пеших и велосипедных прогулок», – констатируют эксперты CREA.

«Перемещение сектора производства энергии с ископаемого топлива на возобновляемые источники энергии является важным шагом на пути к предотвращению катастрофических изменений климата и защите нашего здоровья, – говорится в докладе. – Справедливый переход к возобновляемой энергии возможен, и мы не можем больше ждать. Города, правительства стран и компании должны принять меры сейчас».