News

«БЕЛЛОНА» провела первый этап «Школы экологического журналиста»

ponce_photography

Опубликовано: 18/11/2019

Автор: Всеволод Левченко

В начале ноября состоялся первый этап «Школы экологического журналиста». Цель нового проекта «БЕЛЛОНЫ»: создание условий для практической подготовки молодых журналистов, которые могли бы в дальнейшем профессионально освещать в средствах массовой информации проблемы экологии и прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Освещение в СМИ природоохранных кампаний и судебных процессов, проведение журналистских расследований, общение с экоактивистами – в рамках Школы обсуждались эти и многие другие практические вопросы. Помимо этого участники трёхдневного обучающего семинара получили возможность ознакомиться с различными онлайн-инструментами, призванными облегчить работу журналиста. Соответствующую сессию провела Екатерина Ульянова из «Теплицы социальных технологий». А для того, чтобы лучше понять, какие проблемы сегодня волнуют экоактивистов  и профессиональных экологов, и чтобы взглянуть на их деятельность «изнутри», будущие выпускники «Школы экологического журналиста» были приглашены поучаствовать в конференции РСоЭС «Климат, энергия, ресурсы – решения для будущего».

Но в самом начале, перед тем как перейти непосредственно к рассмотрению практических вопросов, ведущие и участники Школы попытались осмыслить, каково вообще место экологической журналистики  в современной России, и что ждёт это направление в будущем. Впрочем, данный вопрос поднимался и на многих последующих сессиях.

До недавнего времени журналист, специализирующийся именно на экологической тематике, скорее был редкостью не только для большинства российских СМИ, но и для информационных ресурсов профильных НПО. Однако в последние два-три года ситуация стала меняться.

«Экожурналистика начала бурно развиваться, несмотря на то, что в целом в общественной жизни сейчас наблюдается застой», – считает один из спикеров Школы Анастасия Пяри, редактор портала Activatica.org. Более того, «зажимы» в общественной и политической жизни, по её мнению, в чём-то как раз и спровоцировали это развитие.

C8Jh_By9-xQ

Журналист «БЕЛЛОНЫ» Виктор Терешкин, ведущий сессии «Расследовательская экологическая журналистика» согласен с коллегой. Когда крупным мегаполисам некуда девать свои отходы, переработка практически отсутствует, страна интенсивно эксплуатирует нефть и газ, а на охране окружающей среды экономят, ущерб окружающей среде неизбежен. Неизбежны экологические катастрофы. А значит будет спрос на экологическую журналистику, уверен Виктор.

«Когда я был юным, был популярен лозунг – начни с себя», – рассказывает пресс-секретать Гринпис Евгений Усов. Многие промышленники, бюрократы и чиновники находят для себя в этом лозунге оправдание – зачем им что-то делать, решать какие-то проблемы, ведь, пока граждане сами не начнут вести экологичный образ жизни, любые подобные действия будут бессмысленны. Ещё один популярный аргумент – разовьем промышленность, страна разбогатеет, вот тогда можно будет «заняться и экологией». Как считает Евгений, это одна из причин того, что «сейчас идёт перекос от вопросов природоохраны к вопросам бытовой экологии».

«Это тоже важно. Но нужна сбалансированность – нужно максимально гармонично освещать все аспекты», – резюмирует он.

«Нужен баланс. Важны обе составляющие. Человека, который начал делать что-то у себя дома, проще подвести к осознанию глобальных проблем», – считает участница семинара журналист, экоблогер Анастасия Приказчикова.

Главное, уверен Евгений Усов, взять за правило стараться дойти до источника проблемы. К сожалению, крупным СМИ не всегда удается сделать это – журналистика сейчас находится в кризисе, рынок поделен, свобода слова задавлена, считает пресс-секретарь «БЕЛЛОНЫ» Никита Петров.

И это отражается в том числе и на экологической журналистике. Поэтому экожурналистика сейчас развивается в первую очередь благодаря низовым инициативам – благодаря активизму. Однако, как подчеркнул Петров, если журналистикой заниматься в свободное от основной работы время, то страдает качество. Впрочем, даже профессиональные журналисты часто задавлены различными обстоятельствами. Зачастую нет времени и ресурсов делать качественные материалы. Особенно это касается фрилансеров: они вынуждены работать от проекта к проекту, выполнять одновременно несколько заданий, у них почти нет никаких социальных гарантий. Конечно, это также будет влиять на качество конечного материала и шире – на качество журналистики. И это не российская специфика – это то, что происходит во всём мире. Даже в таких крупных и известных СМИ, как «Нью-Йорк таймс».

DSC_1130

«Я в журналистике с 99 года. Более 10 лет работы фрилансером, плюс есть ряд изданий, с которыми я сотрудничаю на постоянной основе, – рассказывает другой спикер, редактор журнала «Экология и Право» Ангелина Давыдова. Действительно, постоянная работа с полным соц. пакетом, типа ДМС и т.д., и достойной зарплатой осталась только в Москве, но, если вы фрилансер, и ваше имя становится известным, вам начинает поступать вал предложений, делится опытом Ангелина.

Другой плюс современной журналистики – появилось огромное количество  новых форматов работы. О них рассказал Александр Титов, редактор проекта +1:

«Вообще журналистика должна быть беспристрастной и объективной. Блогер не должен ни того ни другого – он должен эмоционально ярко и живо доносить до аудитории точку зрения. Если журналист хочет сделать текст про бытовую химию, он должен взять разные бренды и т.д., дать слово представителю каждого. Если я активист – роль похожая на роль блогера. Активисты априори ангажированы. Допустим, выступаем против строительства мусоросжигательных заводов. У нас нет задачи дать обзор технологии мусоросжигания. Мы выходим с определенным месседжем».

Сейчас корреспондент может сдать в редакцию не только заметку, но и видео, фото, может перевоплотиться в героя своего текста и писать от своего лица – стать полноправным участником описываемых событий.  Порой требуется самому «превратиться в СМИ» – уметь создавать контент от и до (снимать видео, редактировать его, ставить на сайт, писать тексты в различных жанрах, адаптироватьих  для той или иной соц. сети, для различной аудитории, делать и обрабатывать фото и т.д.).

Цель «БЕЛЛОНЫ» в этой ситуации – дать будущим молодым специалистам конкретные практические навыки, при помощи которых они смогут с легкостью ориентироваться во всем этом многообразии подходов и форматов.