News

Уран будет дорожать, но его дефицит России не грозит?

Опубликовано: 22/02/2005

Автор: Владислав Никифоров

По оценкам экспертов, мировые цены на уран могут вырасти на 20%. Такой прогноз опубликовала в январе консалтинговая компания International Nuclear, inc. Рост цен на уран подтверждают и представители российской атомной индустрии.

Согласно прогнозу американской консалтинговой компании International Nuclear, inc., добывающие компании не справляются с увеличением спроса на топливо со стороны атомных станций, производящих около 1/6 всей потребляемой в мире электроэнергии.


За последние два года контрактная цена урана, по которой его покупают энергокомпании, выросла более чем вдвое — с $24,2 за килограмм урана до $55. Цены по долгосрочным контрактам в январе этого года уже достигли $63-65 за килограмм. По прогнозам компании International Nuclear, inc. (iNi), цены на уран до 2025 года будут колебаться на уровне $50-75/кг. «Прогнозы контрактной цены урана выше $66 за килограмм небеспочвенны», — приводит агентство Bloomberg слова главы iNi Дастина Гэрроу. Господин Гэрроу уверен, что опасения по поводу возможного дефицита урана на мировом рынке вызывают планы Китая, Индии и России по строительству новых реакторов. По оценке господина Гэрроу, дефицит урана в мире будет наблюдаться с 2006 года и усилится к 2010 году, сообщает «Коммерсант». Однако здесь необходимо отметить, что Гэрроу не принимает во внимание, что к 2010 году часть реакторов в Европе и России будет выведена из эксплуатации.


Сейчас атомные реакторы (общим числом 439) работают в 31 стране мира. В США на долю АЭС приходится 20% всей вырабатываемой электроэнергии, во Франции — 78%, в России — около 16%, однако в европейской части страны этот показатель приближается к 40%. Другой причиной повышенного спроса на уран согласно докладу iNi, стало увеличение мощности действующих реакторов после модернизации (в Испании, Финляндии и Швейцарии) и увеличению срока топливного цикла в реакторах, что также приводит к росту потребления урана.


Разрыв между потреблением урана и его добычей

Собственно, разрыв между добычей урана и потребностями атомных станций в последнее десятилетие стабильно держится на уровне 40-45%. По данным iNi, с 1985 по 2003 год коммерческие запасы урана в мире сократились на 50%. На шахтах было добыто около 55% всего урана, использованного в 2003 году. Однако складские запасы урана — основной источник покрытия дефицита — год от года истощаются. В то же время 87% мировой добычи урана обеспечивают семь ведущих производителей. Более половины добычи приходится на Канаду и Австралию. Россия занимает пятое место после Казахстана и Нигера. Чтобы не потерять свою нишу на рынке, России нужно развивать новые месторождения урана. По оценкам экспертов Россия занимает до 40% мирового уранового рынка. Без учета российско-американского соглашения ВОУ-НОУ, по которому в США поставляется разбавленный оружейный уран, — около 30%.


«Росатом сейчас самым серьезным образом анализирует наши запасы урана и перспективные месторождения и особенно внимательно следит за тем, чтобы форсированно наращивать мощности освоенных месторождений и проводить геологоразведку. В бюджете агентства на это заложено несколько десятков миллионов рублей», — прокомментировал «Коммерсанту» планы по развитию геологоразведки глава Федерального агентства по атомной энергии (Росатома) Александр Румянцев. «С проблемой дефицита урана Россия действительно может столкнуться лет через 20-30 лет — если ничего не делать в геологоразведке сейчас. Поэтому, чтобы этого не случилось, мы плотно занялись этой проблемой уже сегодня», — подчеркнул господин Румянцев.


По словам вице-президента ОАО «ТВЭЛ» Станислава Головинского, дефицит урана России не грозит. «На сегодняшний день наши потребности обеспечивают в первую очередь Приаргунский комбинат и два других наших предприятия. Плюс мы используем складские запасы. Но в то же время мы увеличиваем свои запасы в недрах: так, вложив в 2004 году в геологоразведку 51,5 млн. рублей и добыв 3,2 тыс. тонн урана, мы прирастили запасов на 3,5 тыс. тонн. Планы на 2005 год — разведать не меньше. Мы работаем в соответствии с правилом, которое требует, чтобы запасов приращивалось не меньше, чем извлекается из недр», — сказал Головинский в интервью «Коммерсанту».


По словам Головинского, «в Канаде концентрация урана в рудах месторождений, отрабатываемых подземным способом, в 100 раз превосходит то, что находится в недрах Приаргунского комбината. Соответственно, чтобы получить такое же точно количество, нам надо добыть в 100 раз больше».


Добыча для России может стать экономически эффективной только при существенном повышении цен на уран. Продажа же складских запасов — является очень выгодным бизнесом для «ТВЭЛа», поскольку уран (в частности оружейный уран) остался еще со времен СССР, т.е. на его производства нынешний атомпром не потратил ни копейки. Но эти запасы не бесконечны.


Россия увеличивает экспорт несмотря на возможность уранового дефицита

Несмотря на возможность уранового дефицита, Россия увеличивает экспорт урана. В целом объем экспорта российского урана вырос в 2004 году на 5% по сравнению с 2003 годом. В прошлом году «Техснабэкспорт» начал поставки в Мексику и Бразилию, в партнерстве с немецкой компанией Nukem. Кроме того, продолжается работа с Японией; в прошлом году «Техснабэкспорт» подписал еще несколько контрактов с японскими энергетическими компаниями. По словам Генерального директора ОАО «Техснабэкспорт» Владимира Смирнова, «наша стратегическая задача на ближайшие пять лет — освоить 30% японского рынка, что вполне соответствует политике японских энергокомпаний: они выступают за диверсификацию поставщиков. Мы начали поставки в Южную Африку. Там, правда, всего одна действующая АЭС, но Южная Африка относится к категории рынков, где присутствие России принципиально важно. Нас нет только на Тайване в силу политических ограничений», — добавил Владимир Смирнов в интервью «Коммерсанту».



Теоретически проблему нехватки урана для производства свежего ядерного топлива можно было бы решить путем переработки отработавшего ядерного топлива или использованием МОКС-топлива, в котором наряду с ураном можно использовать оружейный плутоний. Однако эти способы довольно дороги, а также представляют опасность для экологии и режима нераспространения. Поэтому Россия пока делает ставку на геологоразведку и добычу урана.