News

Доклад призывает приступить к решению проблемы российского оружия массового поражения

Опубликовано: 17/02/2003

Автор: Чарльз Диггес

Соединенные Штаты, Россия и Европа должны приложить больше усилий к сокращению риска ядерного распространения, исходящего из остающихся в России накоплений ядерных, биологических и химических вооружений, утверждает недавний доклад, подготовленный совместно пятнадцатью влиятельными частными исследовательскими центрами и представленный вниманию общественности в Лондоне в конце января.

Более конкретно, авторы доклада объясняют, что Соединенные Штаты и их союзники в Европе должны начать относиться к России как к партнеру в свои усилиях в области разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения, а не как к объекту благотворительности, служащей определенным стратегическим целям. Россия, в свою очередь, должна стать более открытой и устранить препятствия, мешающие сотрудничеству международного сообщества, пытающегося обезвредить самое опасное в мире оружие и технологии и предотвратить риск их попадания в руки террористических организаций и государств, неблагонадежных с точки зрения ядерного распространения. Москва, кроме того, должна взять на себя больше финансовой ответственности для выполнения этих задач.


Уместившийся в четырех томах доклад был задуман как одно из самых обстоятельных аналитических исследований, посвященных десятилетию работы американцев и их европейских союзников, стремящихся помочь России обеспечить надежные условия хранения накопленного в советскую эпоху стратегического оружия и сократить угрозу, унаследованную со времен холодной войны, ведение которой требовало производства особых видов вооружений.


Для того чтобы успешно продвигаться в деле обуздания этой угрозы, настаивают авторы доклада, необходимо выполнить, и даже перевыполнить, те финансовые задачи, которые были поставлены международным сообществом семи мировых индустриальных держав и России — так называемой «большой восьмеркой» — на саммите, состоявшемся в прошлом июне в Канаде, где участники саммита договорились выделить России 20 миллиардов долларов в ближайшие десять лет с тем, чтобы помочь уменьшить опасность, исходящую от российских накоплений оружия массового поражения. В соответствии с этим соглашением, — получившим название «Глобального Партнерства» или «Плана 10 плюс 10 за 10 лет», — Соединенные Штаты обязались выплатить России 10 миллиардов долларов, в то время как остальные 10 миллиардов должны быть выделены шестью другими участниками договора.

—>
Доклад пятнадцати исследовательских центров должен также заложить фундамент для нового законопроекта, который будет представлен вниманию членов Конгресса США летом текущего года. Целью этого законопроекта является реализация плана по радикальному расширению полномочий в области разоружения и нераспространения оружия массового поражения для программы, спонсирующей эти проекты — «Совместное Уменьшение Угрозы», или CTR, также известного под названием «программы Нанна-Лугара».


Выводы и предложения, содержащиеся в докладе, предназначены для обязательного ознакомления членами правительств стран «большой восьмерки», а также других государств, оказывающих содействие проектам по нераспространению на территории бывшего Советского Союза. Кроме того, как сказал Марк Хелмке, консультант по общей политике Комитета по иностранным делам, работающего при Сенате США, копии доклада были разосланы по штабам членов американского Конгресса.


«Цель доклада — дать нечто вроде инструкций, направлений, для работы по реализации «Плана 10 плюс 10 за 10 лет»», — сказал Хелмке в интервью корреспонденту Bellona Web. После того, как доклад был представлен вниманию общественности, — это произошло в понедельник, 20 января, на конференции по нераспространению оружия массового уничтожения, состоявшейся в Лондоне, — сотрудники исследовательских центров, участвовавших в подготовке доклада и представлявших на конференции десять различных государств, улетели домой для того, чтобы, по словам Хелмке, собраться для заседаний с членами своих правительств и организовать «на местах» поддержку усилиям Глобального Партнерства.


Трехлетний труд исследователей получил заглавие «Защита против распространения ядерных, биологических и химических вооружений». Доклад был подготовлен и написан представителями пятнадцати исследовательских организаций из стран Европы, из России, Японии и Соединенных Штатов с помощью средств, выделенных «Корпорацией Карнеги в Нью-Йорке» и «Инициативой по Сокращению Ядерной Угрозы», или NTI, — базирующейся в Вашингтоне неправительственной организацией, основанной Тедом Тернером и бывшим сенатором-демократом от штата Джорджия Сэмом Нанном.


Авторами первого тома доклада стали Роберт Айнхорн и Мишель Флорной, сотрудники вашингтонского Центра cтратегических и международных исследований, или CSIS, ранее работавшие в администрации президента Билла Клинтона в качестве старших консультантов в области обороны и контроля над вооружениями.


В докладе подчеркивается, что, — учитывая опасность того, что ядерные, биологические и химические материалы могут оказаться в руках террористов и поддерживающих международный терроризм государств, — страны, оказывающие финансовое содействие России в борьбе с распространением оружия массового поражения, должны воспринимать свои спонсорские обязательства в рамках договоренности «большой восьмерки» скорее как фундамент для будущего финансирования, чем как «потолок» своей деятельности. Также, в виде отдельной рекомендации, в четырехтомном исследовании указывается, что эти государства «могли бы пожелать отказаться от требований возвращения долгов» России, в обмен на обещания России пустить средства, отложенные на выплату долга, на проекты по разоружению в форме дополнительного финансирования.


Авторы доклада анализируют тот прогресс, которого уже удалось достичь в проектах по нераспространению в России с помощью семи миллиардов долларов, выделенных в качестве финансового содействия Соединенными Штатами — по большей части, в рамках проектов программы CTR, стартовавших в 1992 году с принятием законопроекта, написанного, совместно с бывшим сенатором Нанном, сенатором от штата Индиана Ричардом Лугаром, недавно вновь занявшим пост председателя сенатского Комитета по иностранным делам.


За последние десять лет, отмечают авторы доклада, применимые для производства оружия ядерные материалы были полностью удалены с территории Украины, Казахстана и Белоруссии. С помощью программы CTR было дезактивировано более 13 тыс. ядерных боеголовок и демонтировано 48 подводных лодок-носителей баллистических ракет. Кроме того, было ликвидировано самое большое в мире производство бациллоносителей сибирской язвы, работавшее в городе Степногорск, в Казахстане.


Благодаря программе Нанна-Лугара, закончен и готов начать работу только что построенный в уральском городе Щучье первый в своем роде комплекс по ликвидации химического оружия, проект которого должен послужить прототипом для будущих объектов по химическому разоружению. Также более 50 тыс. ученых, работавших в области разработки и производства ядерного, биологического и химического оружия, получили финансовую помощь и смогли найти трудоустройство в сфере мирных исследований.


Несмотря на достигнутые успехи, говорят составители доклада, необходимы более серьезные и обширные усилия, и к этим усилиям должен быть привлечен более широкий круг государств. К примеру, авторы исследования подсчитали, что самые примитивные меры по обеспечению безопасности были приняты пока что в отношении «предприятий, которые содержат, в целом, всего лишь 46 процентов из всех 603 кубических тонн применимых для производства вооружений российских ядерных материалов». Данные по объему, специфике и критериям употребимости этих материалов для получения оружия были предоставлены авторам доклада Департаментом энергетики Соединенных Штатов.


До сих пор не удалось обезвредить «практически ни одного килограмма» российского плутония, и только менее «одной седьмой доли» российского высокообогащенного урана было обработано до состояния непригодности для употребления в производстве оружия, указывается в докладе. «Таким же образом обстоят дела и в Соединенных Штатах», — говорится в исследовании.


Одним из рисков, связанных с этими материалами, остаются хищения. «За последнее десятилетие», — отмечают авторы доклада, — «на территории государств, [входивших в состав Советского Союза] произошло 18 подтвержденных правительствами этих стран инцидентов, в ходе которых был изъят украденный ранее высокообогащенный уран или плутоний». Самым тревожным случаем, продолжают исследователи, стало происшествие в 1998 году, когда правоохранительные органы раскрыли готовящийся на одном из закрытых ядерных предприятий около Челябинска преступный план по хищению более 20 килограммов высокообогащенного урана.


Авторы доклада также призывают обратить внимание на неотложность проблемы демонтажа растущего год от года в России количества списанных, но до сих пор ожидающих утилизации, небаллистических — или многоцелевых — подводных лодок, средства на ликвидацию которых пока что не обеспечиваются программой CTR, занимающейся только теми подводными лодками, которые были нацелены на США и представляли непосредственную угрозу безопасности Соединенных Штатов.


Кроме того, «тысячи ученых и специалистов, которые когда-то были заняты в области производства и разработки оружия, остаются невостребованными в России и до сих пор лишены трудоустройства или имеют нерегулярную и плохооплачиваемую работу», сообщается в докладе, и поэтому могут легко поддаться соблазну принять выгодные предложения о работе со стороны государств, преследующих секретные программы разработки ядерных, химических и биологических вооружений.


Проект законодательного пакета, который должен расширить функции CTR за рамки ликвидации только тех стратегических вооружений, которые представляют прямую угрозу национальной безопасности Соединенных Штатов, будет закончен сенатором Лугаром к марту или апрелю текущего года, сказал Хелмке.


Новый законопроект будет также включать в себя положения о привлечении в сферу деятельности Нанна-Лугара следующих областей: инвентаризация и ликвидация тактических ядерных вооружений; вывод из эксплуатации и демонтаж некоторых типов ядерных реакторов; поиск и ликвидация рассеянных по различным труднодоступным уголкам бывшей советской территории радиоактивных батарей, которые когда-то использовались в этих отдаленных областях в качестве источников электроэнергии, но уже давно оказались заброшены теми государственными ведомствами, в чьей ответственности они находились; организация под эгидой Нанна-Лугара центрального штаба, который отвечал бы за координацию различных американских проектов, работающих в области нераспространения ядерного и других особых видов оружия; и включение в поле деятельности программы Нанна-Лугара и других стран, которые выражают желание избавиться от своих запасов оружия массового уничтожения.


Новый пакет документов должен предстать вниманию членов Конгресса США в качестве формального законопроекта о внешней финансовой помощи — поданный в такой форме законопроект подразумевает более строгие политические обязательства в отношении использования денежных средств и обнадеживающую перспективу прохождения в Конгрессе, если учесть, что недавно, после пятнадцатилетнего перерыва и благодаря обновившемуся составу республиканского большинства в Палате Представителей и Сенате Конгресса США, сенатор Лугар опять возглавил Комитет по Иностранным Делам.


Впрочем, программе CTR давно приходится преодолевать немалое сопротивление со стороны многих сотрудников администрации президента Джорджа Буша, а также консервативных членов Конгресса, которые утверждают, что Россия использует помощь, предоставляемую ей Соединенными Штатами, чтобы высвободить свои собственные средства и пустить их на обновление своего военного арсенала, и что нельзя давать России возможность пользоваться содействием американцев, когда она не слишком охотно раскрывает информацию о предприятиях, подозреваемых в незаконных разработках в области вооружений. Кроме того, американские официальные лица давно выражают недовольство содействием, оказываемым Россией иранской ядерной программе, проблема вокруг которой недавно встала еще более остро, когда из фотографий, сделанных с помощью коммерческого спутника, выяснилось, что в Иране существуют два ядерных комплекса, посредством которых Тегеран может осуществлять производство высокообогащенного урана и плутония — двух способов получения атомной бомбы.


Однако, в заключение, авторы доклада настаивают на том, что необходимость помочь России в задаче обеспечения надежных условий хранения и ликвидации запасов особых видов вооружений намного важнее этих подозрений, и усилия по реализации этой задачи не должны стать заложниками подобных разногласий.