News

Госатомнадзор обнаружил потерю ядерного топлива

Опубликовано: 05/02/2002

Автор: Игорь Кудрик

ВМФ России "потерял" фрагменты отработавшего ядерного топлива; транспортировка топлива происходит в поврежденных вагонах и контейнерах.

Глава Госатомнадзора России Юрий Вишневский обратился с тревожным письмом к вице-премьеру Илье Клебанову. В своем письме Вишневский обращает внимание на серьезные нарушения ядерной безопасности во время транспортировки ОЯТ выведенных из эксплуатации АПЛ на ПО "Маяк", Южный Урал, для переработки.

Письмо удалось добыть организации Гражданский центр ядерного нераспространения из Красноярска. Из этого документа становится ясно, что, несмотря на заверения Минатома, транспортировка ОЯТ не так безопасна.

Начальник Госатомнадзора пишет, что в мае 2001 года были выявлены очередные нарушения, допущенные при загрузке ОЯТ АПЛ в транспортные упаковочные комплекты — ТУК-18. В некоторых тепловыделяющих сборках отсутствовало до половины положенного количества ядерного топлива, найти его не удалось. Нарушения не были отражены в сопроводительных документах поставщика и были обнаружены лишь при разгрузке ОЯТ на ПО "Маяк". Согласно Вишневскому, такое происходит не первый раз.

Увеличение темпов выгрузки ОЯТ
В настоящий момент более 180 АПЛ выведены из эксплуатации на Северном и Тихоокеанском флотах. 113 АПЛ находятся в отстое на Северном флоте, из них около 70 до сих пор имеют ОЯТ в реакторах. За последние годы темпы выгрузки ОЯТ из отстойных АПЛ постоянно росли, благодаря увеличению финансирования Минатомом проектов по утилизации. В 1998 году ОЯТ было выгружено только из четырех АПЛ при финансировании Минатомом в 3,5 миллиона долларов; в 1999 году бюджет составил 8,6 миллионов долларов и было выгружено топливо из шести АПЛ; 14 АПЛ было разгружено в 2000 году при бюджете в 16 миллионов долларов; в 2001 году финансирование достигло 20,3 миллионов долларов и топливо было извлечено из 15 отстойных АПЛ. Финансирование было получено, главным образом, благодаря продажам оружейного урана в США по межправительственному соглашению между двумя странами, подписанному еще в 1993 году.

Положительный сдвиги в этом направлении начались в 1998 году, когда Минатому постепенно начали передавать ответственность по обращению с ОЯТ и радиоактивными отходами ВМФ. Два печально известных хранилища ОЯТ и РАО в Андреевой Губе на западе и Гремихе на востоке Кольского полуострова были, наконец, переведены под юрисдикцию представительства Минатома в Мурманске компании "СевРАО".

Выгрузка ОЯТ, однако, до сих пор осуществляется силами ВМФ, судоремонтными заводами и Мурманским морским пароходством, в доверительном управлении у которого находится атомный ледокольный флот. Работа, выполняемая ВМФ, вряд ли удовлетворяет требованиям ядерной безопасности.

Пренебрежение ядерной безопасностью
Нарушения, описанные в письме Юрия Вишневского, имели место на заводе в Полярном в Мурманской области. Вероятно, поврежденные тепловыделяющие сборки были извлечены из АПЛ К-192 пр. 675, класса "Эхо-II", на которой в 1989 году произошла радиационная авария. АПЛ находилась в Полярном до 2000 года, пока не было выгружено топливо.

Инспекторы Госатомнадзора не присутствовали при погрузке поврежденных ТВЭЛов в контейнеры ТУК-18 для перевозки на ПО "Маяк". Госатомнадзор был отстранен от контроля над военными ядерными объектами указом Президента РФ еще в 1993 году. А инспекция по ядерной безопасности Министерства обороны не потрудилась проинформировать ПО "Маяк" о прибытии поврежденных сборок с ОЯТ. ПО "Маяк" не может перерабатывать поврежденные сборки, и могло просто отказать в приеме такого груза. Военные нашли выход, "не заметив" отсутствия нижней части у разрушенных ТВЭЛов и потери больше половины положенного количества ядерного топлива. Имеющиеся хранилища ОЯТ на Северном флоте заполнены, а безопасные методы обращения с поврежденным ОЯТ еще не найдены.

Подобное пренебрежение безопасностью вызвало недовольство Госатомнадзора России. Юрий Вишневский пишет, что население в регионах следования вагонов с ОЯТ и персонал ПО "Маяк" были подвергнуты риску.

Опасный груз
Темпы перевозок ОЯТ на ПО "Маяк" также увеличились за последние годы. В 2000 году спецэшелоны совершили семь рейсов из Мурманска на Урал по сравнению с двумя рейсами в 1997 году.

Минатом имеет два спецэшелона (всего 9 вагонов) для транспортировки ОЯТ. Каждый эшелон способен перевозить 2-3 активных зоны АПЛ, размещенных в контейнерах ТУК-18, за один рейс. Министерство иностранных дел Норвегии профинансировало строительство второго спецэшелона. Он был принят в эксплуатацию в 2000 году. Однако ГАН предупреждает о плохом качестве спецвагонов и контейнеров ТУК-18. Недавно было выявлено образование трещин в сварных соединениях восьми контейнеров, а также в деталях конструкции вагонов для их перевозки, что делает опасным их использование. В настоящее время эти контейнеры ТУК-18 также используются для временного хранения ОЯТ.

Минатом предполагает начать применение модифицированных железобетонных контейнеров типа ТУК-108. Площадка для этих контейнеров в настоящее время строится на базе атомных ледоколов РТП "Атомфлот" в Мурманске. Однако ГАН обнаружил ряд нарушений при проектировании и испытании ТУК-108 и свою отозвал лицензию на их производство. В результате, Госатомнадзор был отстранен от участия в проекте под предлогом, что ТУК-108 будут использоваться только для обращения с топливом объектов Министерства обороны.

ГАН требует независимой оценки ядерной безопасности
Госатомнадзор настаивает на независимом расследовании состояния работ и обеспечения ядерной и радиационной безопасности, учета и контроля ядерных материалов на объектах Минобороны России. Конкретные факты, описанные в письме Вишневского, всего лишь иллюстрируют широко распространенную ситуацию на военных объектах, покрытых завесой секретности. В последние годы права Госатомнадзора были серьезно подорваны Министерством обороны и Минатомом. Военные не хотят вмешательства гражданских в их дела, а Минатом хочет облегчить ситуацию для развития атомной энергии и выполнить сомнительные планы ввоза ОЯТ из других стран. Учитывая слабость позиции ГАНа в иерархии российской исполнительной власти, его требование вряд ли будет выполнено.