News

Перерабатывающий завод Thorp будет вновь запущен в эксплуатацию

Bildet viser røret som sprakk lekk på Sellafield denne vinteren. Røret er 4 cm tykt, og leder høyaktiv flytende væske ned i en større tankt. Uhellet førte til at 83000 liter med høyaktiv flytende væske lakk ut. Anlegget er midlertidig stengt.
Foto: BNG

Опубликовано: 15/07/2005

Автор: Чарльз Диггес

Перевод: Вера Пономарева

ЗАПАДНАЯ КУМБРИЯ, АНГЛИЯ – впервые после апрельской утечки представители неправительственных организаций посетили ядерный перерабатывающий завод Thorp в Селлафилде. Чиновники и инженеры проводят подготовительные работы для запуска завода в эксплуатацию.

По словам специалистов завода Thorp, дата запуска перерабатыывающего блока пока неизвестна. «Для того чтобы исправить повреждение, появившееся в результате прорыва трубы 18 апреля, потребуются месяцы», – сказали представители Thorp корреспонденту «Беллоны вэб», посетившему завод на прошлой неделе.
Вопреки своим прежним высказываниям в британской прессе, представители управляющей компании British Nuclear Group (BNG) заявили о намерении вновь ввести завод в эксплуатацию.
В то же время BNG опубликовала доклад об утечке, беспрецедентный по самокритичности и глубине анализа. Доклад доступен на сайте Доклад доступен на сайте BNG.

—>
Предыдущие интервью высокопоставленных чиновников NDA – ведомства по ядерной утилизации – говорили о том, что завод собираются закрыть после сообщения об утечке 83 кубометров плутония, урана и азотной кислоты. Смесь тогда вылилась в специальную камеру, которая, по словам работников завода, рассчитана на утечку более 250 кубометров жидкости.
Окончательное решение о судьбе завода фактически зависит от решения британского правительства, которое будет основыватся на финансовых расчетах BNG. Кроме того, NDA также должна взвесить результаты этого анализа и вынести свои независимые рекомендации.

Что такое камера очистки топлива?

Камера очистки топлива на заводе THORP представляет собой помещение размерами 60 на 20 метров, и 20 метров в высоту, ее бетонные стены толщиной 2-3 метра поглощают радиацию. Как пояснил пресс-секретарь компании BNG Нигель Монктон, возможность утечки была предусмотрена при проектировании камеры: благодаря обшивке из нержавеющей стали, нерастворимой в азотной кислоте, утечка была локализована.
«В результате утечки облучения персонала завода, а также радиоактивного выброса в атмосферу не произошло», – подтвердил пресс-секретарь инспекции по ядерным установкам (NII).
В качестве сырья на заводе Thorp используются отработавшие тепловыделяющие стержни с атомных электростанций. После доставки они хранятся на заводе несколько месяцев для снижения уровня радиоактивности. Затем стержни разрезают и опускают в азотную кислоту.
Уран, плутоний и продукты деления растворяются, а остатки стержней удаляются из раствора. Для дальнейшей очистки раствор проходит этап центрифужной обработки, на котором как раз и произошла утечка.

Последовательность событий

Хронология происшествия такова: 18 апреля в связи с понижением уровня радиоактивной смеси в резервуарах была начата видео-проверка камеры очистки топлива. Проведено взвешивание жидкости в каждом из резервуаров.
В результате видео-проверки обнаружилось, что из трубы, соединенной с резервуаром в течение девяти месяцев на пол камеры вытекала радиоактивная жидкость. Сначала причиной называли производственный дефект трубы, но позже расследование показало, что трещина образовалась из-за износа металла.
Сейчас радиоактивная смесь выкачана из камеры. Далее инженерам завода предстоит привести в рабочее состояние сложную систему труб и резервуаров, а также подумать о том, как предотвратить подобные инциденты в будущем.

Причина утечки

В интервью «Беллоне вэб» инженеры Thorp высказали предположение, что именно конструкция трубопровода стала причиной произошедшего: трубы, прикрепленные к подвесным резервуарам, испытывали очень большую нагрузку.
Как объяснили представители компаний NDA и BNG, с трубами происходит примерно то же, что и с обычной алюминиевой банкой из-под лимонада, если ее несколько раз согнуть посередине.
«В конце концов вы сломаете банку», – сказал инженер Thorp. Однако он поспешил добавить, что из всех труб, соединенных с резервуаром, лишь одна подверглась подобному эффекту. И конечно, стенки треснувшей трубы на несколько миллиметров толще, чем у банки из-под содовой. Тем не менее, проверки трубопровода продолжаются.

Система оповещения могла бы быть лучше, признали в BNG

В интервью корреспонденту «Беллоны вэб» представители компаний NDA и BNG открыто признали, что допустили ошибку, не сообщив об инциденте всем заинтересованным сторонам. Несмотря на то что сотрудники BNG проводили публичные консультации на местном уровне в течение нескольких недель после происшествия, вся страна узнала о нем только после публикации в Guardian 2-го мая. Сейчас, после визита на завод, «Беллона» может подтвердить, что информация об утечке в этой статье была во многом преувеличена.
Сотрудники BNG принесли свои извинения в том, что недостаточно оперативно оповестили общественность и правительства – в том числе и норвежское правительство, которое было застигнуто врасплох публикацией в Guardian.
«Мы не стремимся к закрытости, – заявил один из сотрудников BNG. – Причина в том, что по нашим начальным оценкам последствия инцидента не вышли за пределы завода и никто из персонала или населения не пострадал, что не давало оснований для международного беспокойства».
Тем не менее, событие было классифицировано как «серьезный инцидент», соответсвующий третьему уровню на семибальной шкале INES. Четвертый номер по этой шкале – это уже «авария без значительного риска для окружающей среды».
В интервью «Беллоне вэб» сотрудники NDA и BNG выразили свое недоумение относительно номера, присвоенного происшествию – которое было ограничено пределами завода и не вызвало облучения ни персонала, ни населения. Но технические подробности, в соответствии в классификацией INES, повысили номер до третьего.