News

В деревне Мамыри спилили все дубы

Опубликовано: 03/09/2003

Автор: Надежда Попова


Что представляет собой «ИКЕА»? Эта интернациональный конгломерат юридически независимых компаний, связанных общим менеджментом, более того — одним человеком, основателем компании Ингваром Кампрадом, уроженцем Швеции. Холдинговая компания «IКЕА Group», объединяющая более 100 торговых комплексов по всему миру, зарегистрирована в Нидерландах. Голландской является и «Inter IKEA Systems B.V», владеющая торговой маркой «ИКЕА» и определяющая порядок деловых отношений с торговыми центрами. Штаб-квартира управляющей компании «IKEA International A\S» расположена в Дании, откуда осуществляется общее руководство, управление финансами и недвижимостью. Компания «IKEA Sweden AB», принимающая стратегические решения по развитию бизнеса, зарегистрирована в Швеции. Вершину иерархической структуры венчают псевдоблаготворительные голландские фонды «Stichtung INGKA Foundation» и «INGKA Holding B.V.», группирующие активы компаний по территориальному признаку в дочерних структурах. Использование благотворительных фондов и общественных организаций в качестве официальных владельцев крупных коммерческих структур широко практикуется и в России. Это мы знаем.

«ИКЕА» долго и старательно обихаживала цивилизованный европейский мир, прежде чем решилась объявиться в России. До своего появления на российской территории эта торговая компания успела открыть 157 магазинов в 29 странах мира. Годовой оборот «ИКЕА» составляет около 17 млн голландских гульденов (что равняется 8,5 млрд долларов). Первый магазин в нашей стране «ИКЕА» торжественно открыла в марте 2000 г. В магазин пришло более 45 тыс. покупателей. Специалист компании «ИКЕА» по связям с общественностью Ирина Ваненкова объясняла тогда нам, журналистам, как именно работает «ИКЕА»: «В основе концепции работы с покупателями компании лежит бизнес-идея – предлагать широкий ассортимент товаров для дома по таким низким ценам, чтобы как можно больше людей имели возможность их купить. «ИКЕА» старается не только предложить товары покупателям, но и показать интересные идеи и дать советы по оформлению интерьера…» Торговая компания из кожи лезла, дабы только оставить свой след в благодарных сердцах жителей Москвы и Подмосковья. Чего стоит только акция «Завтрак в пижамах», о которой объявили накануне первого дня рождения магазина «ИКЕА» в Химках. Тогда более 3000 жителей Москвы и Подмосковья в пижамах примчались чуть свет в магазин, дабы попасть на завтрак от «ИКЕА». Некоторые особо предусмотрительные захватили домашние тапочки. Все эти люди получили бесплатный горячий завтрак и кучу подарков.


Вообще-то к российскому покупателю «ИКЕА» примерялась почти 10 лет. И именно 10 лет назад торговая компания впервые попыталась открыть свой первый магазин в Подмосковье, но потерпела неудачу: не смогла перешагнуть через огромное количество чиновничьих барьеров. Но «ИКЕА» не унывала: у специалистов торговой компании уже был опыт «приручения» Польши. Поэтому корпорация вновь попыталась попасть на российские просторы. «ИКЕА» не остановил даже август 1998 года. В конце концов, как говорят материалы рекламной кампании, «ИКЕА» — концептуальная корпорация, и ей нужен в России не просто магазин, а магазин, полностью отражающий концепцию торговой компании. Потом именно по инициативе «ИКЕА» и была создана концепция так называемого «губернского кольца» – ряда магазинов транснациональных сетей вокруг столицы на основных транспортных развязках. Все это встретило жесткое сопротивление как городской администрации, так и отдельных магнатов, таких, как «Гранд» и «Три кита». Поддержку «ИКЕА» во всех ее начинаниях обеспечивал губернатор Московской области Борис Громов. К слову, в свое время, поняв, что эпохе Тяжлова в Подмосковье пришел конец, именно торговая компания «ИКЕА» субсидировала избирательную кампанию генерала Громова. Одержав победу, генерал Громов в долгу не остался…


Почему «ИКЕА» так упорно добивалась «прописки» на российской земле? Причин много. Это и дешевая рабочая сила, и совсем недорогое сырье, чиновники, продающиеся почти задаром, а также возможность эффективного давления на Россию через различные международные организации вроде ЮНЕСКО, ООН, ВТО. Это и возможность поставки брака и неходового товара в магазины. И это, наконец, «дешевые» экологические нормы, которые преодолеваются легко и необременительно.


Почем формальдегид для народа


Ничего не опасается «ИКЕА» так сильно, как пристального внимания международных экологических организаций. Экологи уже не раз портили ту радужную картину, которую рисует торговая компания, рассказывая о своих достижениях и новшествах. Впрочем, «ИКЕА» и тут умудрилась неоднократно пустить пыль в глаза, доказывая с пеной у рта, что все экологические нормы компания соблюдает. Но в тот момент и грянул «формальдегидный скандал»: экологам удалось доказать, что полировка книжных полок «ИКЕА» содержит очень высокий уровень формальдегида. Безупречная репутация торговой компании оказалась слегка подмоченной. Но глава фирмы Ингвар Кампрад быстро сориентировался в затруднительной ситуации: он предложил экологам два с половиной миллиона долларов на экологические нужды. В тот момент защитники окружающей среды тщетно пытались найти средства для создания атласа исчезающих лесов мира… Господин Кампрад вовремя пришел на помощь. Про полки из формальдегида вроде бы забыли. Но тут грянул другой скандал. Немецкая группа защитников окружающей среды «Robin Wood» обнаружила в мебельных гарнитурах «ИКЕА» продукцию из редкого тикового дерева. Последовал резкий протест, шум в прессе, демонстрации «зеленых». «ИКЕА» повинилась, пообещав через СМИ более не трогать реликтовые деревья, «а использовать только сертифицированное молодое тиковое дерево».


Но и на этом неприятности для торговой компании не прекратились. Вскоре после «тикового скандала» достоянием общественности стало то, что «ИКЕА» использует детский труд на ткацком производстве в Пакистане. Шведским активистам удалось даже снять фильм, который показали по нескольким телеканалам. Помимо Пакистана, поставщики текстиля для «ИКЕА» использовали труд несовершеннолетних также в Индии, Непале и на Филиппинах. Торговой компании пришлось изрядно попотеть, дабы замять и этот скандал. Он обошелся «ИКЕА» в полмиллиона долларов: именно такую сумму преподнесла «ИКЕА» ЮНИСЕФ «на решение проблемы использования детского труда в районах производства ковров».


Далее торговая компания попала в неприятную историю в Америке, в городке Нью-Рошель (штат Нью-Йорк). История, судя по всему, тянется до сегодняшнего дня. В чем конфликт? «ИКЕА» запланировала строительство своего мегастора площадью 308 000 кв.м. Для того чтобы эту мечту воплотить в жизнь, нужно было всего ничего, а именно — снести городской парк Нью-Рошеля, несколько церквей, а еще существенно изменить схему транспортных развязок внутри и вокруг города. Жители города пошли на баррикады. Они создали также несколько экологических организаций и правовых союзов, подали 10 исков в суды графства и штата. «ИКЕА» заняла выжидательную позицию… И обратила свой взор в сторону России. И не напрасно.


Деревья умирают ночью


Сегодня никто из окололесных чиновников не желает говорить на тему, как и почему при возведении этих монстров сине-желтой расцветки вырубались леса первой категории защиты. Никто не желает говорить, как именно возводился первый комплекс в Химках. И сколько именно леса повалили в деревне Мамыри, где радостно распахнул свои двери магазин № 2 торговой фирмы «ИКЕА». Местные жители рассказывают лишь то, что деревья валили-пилили ночью, под густым покровом темноты. Чиновники молчат. Говорят только экологи.



— Самовольные вырубки захлестнули Московскую область, — рассказывает координатор лесной программы Центра охраны дикой природы Михаил Карпачевский, — под топор идут десятки гектаров леса первой группы. Недалеко от Яхромы прорубили горнолыжные трассы. Сегодня практически разрушен заказник «Крылатские холмы», повырублены деревья в Нагатинской пойме и за сооруженным за МКАД торговым центром «ИКЕА». Как все изменилось в нашей жизни! В пятидесятых годах в Москве закладывали лесопарковый пояс для производства кислорода для Москвы, а сейчас подобные безумные вырубки разрушают столь необходимую для большого города воздушную подушку. И летом, и осенью прошлого года Москву постоянно накрывало едким дымом. В области было зарегистрировано более 130 очагов возгорания на общей площади почти в 280 гектаров. Горели деревья, трава, кусты. А вместе с ними сгорал и кислород, без которого жизнь такого города, как Москва, становится просто опасной. Если к этому присовокупить бездумные и безумные вырубки лесов защитной зоны, становится ясно: столица может оказаться на пороге серьезной беды.


Ко всему прочему, кроме преступных действий человека, на жизнедеятельность лесов отрицательно влияют автомобильные выхлопные газы, содержащие 60% всех вредных веществ в городском воздухе. Среди них такие высокотоксичные, как оксиды углерода, альдегиды, неразложившиеся углеводороды топлива и соединения свинца. Что происходит, к примеру, у дуба, липы или вяза? Уменьшается размер хлоропластов, сокращается число и размер листьев, уменьшается продолжительность их жизни, резко сокращается размер и плотность устьиц, а общее содержание хлорофилла уменьшается в два раза.


Волнует ли все это монстра под названием «ИКЕА»? Судя по всему, совсем не волнует, потому что «ИКЕА» вознамерилась строиться дальше. Еще один мегастор должен появиться в скором времени недалеко от Поклонной горы, прямо-таки напротив Триумфальной арки. Он должен будет подняться на месте комбината бытовых услуг Управления делами президента. С самим управлением руководство «ИКЕА» уже все обговорило. Так что ждите открытия нового дома быта. В проекте — полное изменение облика этого московского района, будет здесь и сеть супермаркетов, и стоянка на тысячи автомобилей. Жители Дорогомилово уже не раз выходили с протестом на Кутузовский проспект. Да только кто на их выступления обращает внимание?


Вот это-то и беспокоит более всего.



Редакция дважды связывалась с руководителем пресс-службы Ириной Ваненковой, дабы получить разъяснения касательно вырубки лесов в Подмосковье. Госпожа Ваненкова горячо пообещала «связать с кем надо» и даже грозилась показать все документы (включая порубочные билеты), но… дальше обещаний дело не пошло. Да и порубочных билетов мы так и не увидели…