News

Лес рубят – щепки летят

Опубликовано: 24/03/2004

Автор: Григорий Пасько

Сегодня в правительстве России под председательством Михаила Фрадкова состоялось заседание, на котором был рассмотрен вопрос: «О проектах Лесного кодекса РФ (новая редакция) и федерального закона «О платежах за пользование лесным фондом Российской Федерации».

Сегодня в правительстве России под председательством Михаила Фрадкова состоялось заседание, на котором был рассмотрен вопрос: «О проектах Лесного кодекса РФ (новая редакция) и федерального закона «О платежах за пользование лесным фондом Российской Федерации».


Открывая обсуждение вопроса, Фрадков сказал, что «в настоящее время готовится законодательство, разграничивающее полномочия между уровнями власти в стране, и необходимо, чтобы лесное законодательство было увязано с законом о разграничении полномочий». Он также отметил социальную значимость законов о недропользовании, напомнив, что в конце февраля кабинет министров уже рассмотрел проект Водного кодекса. «Стоит актуальная задача — создать четкие концепции регулирования такими вопросами как вода, лес, недропользование, — подчеркнул председатель правительства. — Мы должны в ближайшее время внести эти законы в Госдуму».


Докладчиком по «лесному» вопросу выступил заместитель министра экономического развития Мухамед Циканов.


Следует отметить, что свою позицию Циканов изложил журналистам накануне заседания правительства. Так, замминистра сказал, что новый Лесной кодекс введет частную собственность на лес и ужесточит экологические требования к его пользователям.


«Если арендатор являлся добросовестным пользователем, выполнял все договорные и публичные (природоохранные) нормы, то через 15 лет он может приобрести лесной участок в собственность, заплатив при этом десятилетнюю сумму аренды», — отметил Циканов.


Позиции, изложенные представителем Минэкономразвития, следующие: приватизация не будет распространяться на приграничные и так называемые защитные леса (леса по берегам рек и водохранилищ, заповедные и особо ценные лесные массивы); право пользования на остальные лесные участки будет предоставляться сроком от 10 до 99 лет, но не административным путем, как это происходит сейчас, а только через аукционы; стартовая цена на аукционах будет определяться из расчета ставки платы за кубометр древесины определенного сорта, которую будет устанавливать правительство РФ; аукционы будут проводиться субъектами РФ, которым федеральный центр по соглашению делегирует право на распоряжение лесными участками; лесные угодья станут предметом гражданского оборота, в том числе объектом залога. По мнению Циканова, все это «повысит инвестиционную привлекательность лесного комплекса».


Кроме того, отмечалось, что в большинстве лесных массивов сегодня нарушена экосистема, поскольку нет механизмов стимулирования нормального экологического содержания лесов. Новый кодекс максимально ужесточит экологическую составляющую.По словам Циканова, государство также возложит на арендаторов лесных угодий обязанности по восстановлению леса, его защите от пожаров, вредителей и так далее.


Предполагается, что с введением нового кодекса будет невозможно также административным путем без публичных слушаний перевести леса защитной группы в другую категорию. Экологические требования, согласно кодексу, будут распространяться на все категории лесов, включая так называемые леса обороны, поселений и т.д. Право пользования лесом можно будет аннулировать только по решению суда.


Примечательно, что накануне заседания правительства РФ, 17 марта, представители Лесного клуба российских неправительственных природоохранных организаций провели свою пресс-конференцию, основной лейтмотив которой – «с новым Лесным кодексом Россия может остаться без лесов».


Участники пресс-конференции отмечали, что новый Лесной кодекс готовился узким кругом чиновников Минэкономразвития без широкого общественного обсуждения и привлечения к его разработке лесоводов-практиков, специалистов лесного хозяйства из лесных регионов России, представителей общественных организаций. За всю историю подготовки Лесного кодекса его проект лишь один раз был официально представлен на полузакрытом совещании в здании Минэкономразвития.


Проект Лесного кодекса предусматривает возможность приватизации лесов. В соответствии с проектом, любой арендатор лесного фонда после пятнадцати лет аренды имеет право выкупить свой участок по цене, составляющей десятикратную годовую арендную плату. Лишь небольшая часть категорий лесов (по площади — менее 10%) не подлежит такой приватизации. Согласно проекту, собственник (а также арендатор) получит право единоличным решением запрещать гражданам посещение своего леса.


Проект нового Лесного кодекса создает задел для разрушения местных органов управления лесами — лесхозов. Если в ныне действующем Лесном кодексе функции лесхоза четко определены, то в новом даже само слово «лесхоз» отсутствует, так же, как и какое-либо упоминание о том, кто и как будет организовывать лесное хозяйство на уровне административного района. Сохранение лесхозов является одним из главнейших условий сохранения профессиональной лесной cлужбы в России — ведь именно в этих структурах работает большинство высококвалифицированных профессионалов, душой болеющих за свое дело.


«Новый Лесной кодекс представляет весьма серьезную угрозу для лесов России, — сказал Алексей Ярошенко, координатор лесной программы Гринпис России. — Во-первых, с его принятием могут быть уничтожены лесхозы последняя дееспособная часть лесной службы. Во-вторых, перспектива приватизации лесов по относительно невысоким ценам послужит стимулом к началу нового криминального передела сфер влияния в лесной отрасли, прежде всего — арендных участков. Наконец, Кодекс сохраняет приоритет воли министерских чиновников перед требованиями закона — решение многих принципиальных вопросов проект Кодекса оставляет на волю составителей инструкций».


Сам процесс разработки и принятия нового Лесного кодекса также вызывает опасения. Несмотря на всю важность Лесного кодекса для нашей страны (70% России покрыто лесом; лесной сектор служит источником экономического и социального благополучия примерно 10 миллионов россиян), разработка проекта происходит втайне от российских жителей, что никак не соответствует принципам современного демократического государства.


«Более двух тысяч граждан России уже подписали письмо Президенту Путину с просьбой не допустить поспешного принятия недоработанного Лесного кодекса, — сказала координатор студенческого Движения дружин по охране природы Наталья Курбатова. — Сбор подписей продолжается в Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Йошкар-Оле, Владимире и других российских городах».


Мнение координаторов лесных кампаний НПО России:

«Сама по себе необходимость разработки нового Лесного кодекса не вызывает сомнений. Ныне действующий Кодекс скорее тормозит развитие лесной отрасли, чем способствует ее развитию. Многие его статьи соответствуют принципам в большей степени планового государственного хозяйства, чем рыночной экономики. Другие — написаны таким языком, что оставляют широкий простор для вольного толкования государственными чиновниками и снимания «административной ренты».


Некоторые статьи нынешнего Лесного кодекса так и не вступили в действие (например, статья, предусматривающая обязательную сертификацию древесины, отпускаемой «на корню», много раз была использована для «выбивания» денег из лесопромышленников на проведение соответствующих экспериментов — но сама система всеобщей сертификации так и не появилась). А самое главное — большинство ключевых вопросов лесопользования регулируется не собственно Лесным кодексом, а многочисленными ведомственными инструкциями (например, объем ведомственных документов, имеющих отношение к лесохозяйственной деятельности того или иного лесхоза, исчисляется в 6-10 тысяч стандартных страниц — ни один специалист лесного хозяйства просто не в силах знать и исполнять все эти многочисленные инструкции).


Тем не менее, новый Лесной кодекс не решает большинства проблем, существующих в лесном секторе. Кодекс в значительной степени остается декларативным документом: он предусматривает существование 13 типов так называемых «технических регламентов», которые и будут определять важнейшие параметры управления лесами и лесопользования. С учетом региональных различий (Кодекс предусматривает наличие до семи различных нормативов, относящихся к разным частям территории России), количество «технических регламентов» может достигать девяноста одного. Фактически, это означает, что, как и сейчас, в лесу будет править не закон (утверждаемый законодательным органом власти — Госдумой), а ведомственная инструкция (технические регламенты в соответствии с проектом будут утверждаться Министерством природных ресурсов)». Алексей Ярошенко, Елена Суровикина (Гринпис России), Владимир Захаров, (Международный Социально-экологический Союз).



Из выступления эколога Анатолия Лебедева на совещании, посвященном обсуждению проекта нового Лесного кодекса, состоявшемся 18 февраля 2004 года в Дальневосточном отделении РАН (г. Владивосток):

«…Мы имеем дело с опасной тенденцией, при которой из законодательства вообще изымается природоохранная идеология, в то время как во всем мире она устойчиво усиливается. Это свидетельствует о том, что с укреплением и профессиональным ростом общественного природоохранного движения в России уровень профессионализма в Правительстве падает. Это отмечают и критики этого законопроекта, и законопроекта о рыболовстве. В этих условиях научной и экологической общественности очень важно выступать единым фронтом не только как протестующей силе, но и как силе законотворческой, и использовать для воздействия на органы государственной власти наши международные контакты. Нет сомнений, что только через институты типа Евросоюза и ВТО можно реально заставить руководящих чиновников внимательно относиться к природоохранным вопросам. В этой связи данный проект Лесного кодекса вообще не подлежит серьезной критике, он должен быть переписан, хотя бы потому, что игнорирует интересы коренных малочисленных народов, земли традиционного природопользования которых содержат лесные и минеральные ресурсы».