News

Франция готовится к сворачиванию ядерной энергетики

Le président Sarkozy le 25 octobre à l'Elysée
AP/Francois Mori

Опубликовано: 03/12/2007

Автор: Андрей Ожаровский

Похоже, и Франция, вслед за Германией, Швецией, Италией и многими другими странами готовится к сворачиванию опасной ядерной энергетики.

Первый шаг на этом пути уже сделан: президент Саркози побещал, что новые ядерные установки сооружаться не будут, при этом, правда, заявив, что пока отказываться от ядерной энергетики он не намерен.

Тем не менее, даже такое заявление от главы Франции, самой ядерной западноевропейской страны говорит о возможном изменении ее энергетического курса.

В конце октября президент Франции Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) выступил с инициативой, которую сам он назвал на американский манер New Deal – новый подход. Не будем углубляться в экономические и политические аспекты этой инициативы, попробуем проанализировать сенсационные заявления на тему ядерной энергетики.

[slideshow1]

Чтобы исключить неправильную интерпретацию слов президента Саркози, приведу перевод части статьи (Nicolas Sarkozy veut lancer un ‘New Deal’ en faveur de l’écologie) авторитетного журнала Ле Монд.

Николя Саркози объявил «Новый подход» в области экологии
Нет новым ядерным объектам
Месье Саркози провозгласил, что он не будет отказываться от ядерной энергетики, но он намерен заморозить количество существующих объектов. Сооружение нового реактора EPR будет продолжено на площадке de Flamanville, dans la Manche. «Даже если мы не будем строить новых ядерных объектов, мы не должны отказываться от ядерной энергетики», — заявил президент Французской Республики. Он также сказал, что «было бы иллюзией пытаться решить проблему климата без ядерной энергетики. Иначе мы должны прекратить рост».
Он объявил о начале исследовательских работ стоимостью 1 миллиард евро на 4 года «на цели энергетики и двигателей будущего, биоразнообразия, экологического благополучия». «Когда мы будем расходовать 1 евро на ядерные исследования, мы также будем расходовать 1 евро на исследования в области чистых технологий и предотвращение экологического ущерба», — заявил Саркози. Он поддержал программу инвестиций по защите окружающей среды, анонсируя сооружение 2 тысяч километров железных дорог для высокоскоростных поездов TGV к 2020 году».

Новость, конечно не в том, что Франция не готова, как ее соседи, к быстрому сворачиванию ядерной энергетики. Всем известно, что в результате политики генерала Де Голля по поиску независимости от иностранных энергоресурсов французы понастроили столько ядерных реакторов и вбухали столько денег в ядерные исследования, что сейчас просто не могут начать выход из ядерного тупика. Поэтому ритуальные слова о том, что ядерная энергетика, якобы, может решить проблему изменения климата, и что Франция от ядерной энергетики не отказывается, никого не удивили.

Новость в том, что Саркози говорит о приостановке строительства новых объектов, своего рода ядерном моратории. Раньше таких заявлений не было. Хотя и не было лозунгов про необходимость сооружения новых 20-и или 30-и реакторов. Про масштабное строительство новых опасных АЭС только в России разговор идет.

Возможно, причина изменения отношения властей Франции к атомной энергетике в многотысячных антиядерных демонстрациях, прокатившихся по стране летом этого года. Антиядерное движение набирает силу и власти вынуждены к нему прислушиваться. Поэтому, чтобы как-то снизить напряженность в обществе и обеспечить достройку к 2012 году третьего реактора на АЭС Фламанвиль (единственного строящегося во Франции), Саркози вынужден обещать не планировать сооружение новых реакторов.

К тому же всем известны скандальные провалы французских атомщиков. Безумно дорогие и, по их заверениям, современные и надежные бридерные реакторы Феникс и Суперфеникс не смогли надежно работать и сейчас отключены от сетей – видимо, навсегда. А без этих реакторов невозможен «замкнутый топливный цикл», значит, нужен новый уран – а его запасы тают на глазах. Так что, может быть, новый президент решил перестать верить сказкам о скором решении всех проблем и начал искать новые пути к энергетической независимости Франции – теперь уже от дорогой и ненадежной ядерной энергетики.

Об этом говорит вторая часть послания Саркози – заявление о том, что ядерные исследования перестают быть безусловным фаворитом. Нет, инвестиции в ядерные технологии продолжатся – ведь и Франции надо как-то решать проблему ядерных отходов, безопасности стареющих реакторов и вопросы, связанные с выводом АЭС из эксплуатации. А на это нужны немалые средства. А вот то, что атомщики получат только половину обещанного миллиарда евро, говорит об изменении приоритетов. Франция отстает от своих европейских соседей в области возобновляемой энергетики, вынуждена покупать ветровые и солнечные энергоустановки в других странах. Поэтому обещание увеличения государственного финансирования разработок в области чистой энергетики выглядит оправданным шагом. С другой стороны, это поможет оправдать в глазах французов продолжение выделения огромных средств атомщикам.

Президент Франции справедливо разделяет ядерные исследования и «исследования в области чистых технологий и предотвращение экологического ущерба». Похоже, и он соглашается, что ядерная энергетика к «чистым технологиям не относится».

Думаю, было бы полезно, чтобы и президент России последовал бы примеру своего французского коллеги. Мораторий на строительство новых АЭС и государственное финансирование разработки технологий возобновляемой энергетики позволили бы России ликвидировать отставание в этой области, рационально использовать колоссальные ресурсы ветра, приливов, геотермальную и солнечную энергию. Но, похоже, такие мысли президенту Путину в голову не приходят. Несмотря на то, что в тех регионах нашей страны, где планируется строительство новых реакторов, люди протестуют. Может, президенту как-то подсказать надо?