News

Что делать с «атомными пенсионерами»

Опубликовано: 09/01/2009

На ежегодной встрече фракции Зеленых и Левых партий Европарламента, прошедшей 7-8 ноября 2008 года в Копенгагене, парламентариям был предложен весьма любопытный документ: «Концепция плана вывода энергоблоков АЭС, выработавших проектный ресурс. Предложения общественных экологических организаций». Его авторы - экологические НКО из России, Литвы и Норвегии - предложили обсудить тему безопасности Балтийского региона с учетом вывода старых и строительства новых АЭС. Предложение было принято. Обсуждение состоится в Вильнюсе осенью 2009 года на очередной конференции с участием евро-парламентариев и общественности России и Евросоюза.

Общественные экологические организации «Гея» и «Зеленый Мир», работающие в регионе действующих АЭС, инициировали совместный проект с «Центром ядерной экологии и энергетической политики» (Москва), «Атгая» (Литва) и «Норвежским обществом охраны природы». Миссией этого проекта, получившего условное название «Декомиссия», стало стимулирование реальной подготовки и планирования вывода (или декомиссии) старых российских реакторов с участием всех заинтересованных сторон.
После продления жизни в 2003 году  первым российским «атомным пенсионерам» – Кольской и Ленинградской АЭС, стало ясно, что в России отсутствует политическая воля и реальные планы подготовки к выводу из эксплуатации опасных реакторов первого поколения. В то же время есть желание без участия общества переложить бремя решений всего комплекса сложных, опасных и дорогостоящих проблем вывода АЭС на плечи будущих поколений.
Важным условием обеспечения сбалансированности этих планов является эффективное взаимодействие трех секторов российского общества – власти, атомной индустрии и общественности. При этом ни власть, ни традиционно секретная атомная отрасль, не стремились к этому формату взаимодействия с общественными организациями.
Таким образом, заинтересованной общественности, прежде всего, нужно было создать «площадку» для взаимодействия.
Таковая была создана в процессе ознакомительных визитов на закрывающиеся Игналинскую АЭС (г. Висагинас, Литва, 2006 год) и АЭС Норд (Грейфсвальд, Германия, 2007 год).  На этих АЭС в стадии вывода из эксплуатации находятся энергоблоки, аналогичные тем, что работают на Ленинградской и Кольской АЭС. Это означало, что технологические решения при демонтаже радиоактивного оборудования и обращения с радиоактивными и ядерными отходами этих АЭС могли быть применимы в России.
В рамках этих визитов нами были организованы встречи российских участников — представителей органов власти, атомной индустрии и общественности — с коллегами из городов-спутников АЭС Литвы и Германии. При этом российская сторона  ознакомилась с опытом решения социально-экологических проблем, которые могут возникнуть при закрытии российских АЭС в очень похожих российских городах.
Но, пожалуй, наиболее значимым для участников поездок стало приобретение опыта взаимодействия, который обретался в очень острых дискуссиях. Ведь в группах были традиционные оппоненты: экологическая общественность, представители власти (муниципальные, региональные) и атомной индустрии (эксперты, чиновники, профсоюзные деятели).
Находясь в другой стране, и связанные жесткими рамками программы визита, участники были обречены на постоянное обсуждение опыта Литвы и Германии при решении технологических, социальных, экологических и нравственных проблем, возникающих при выводе АЭС в этих странах, а также возможности использования его в России.  Обсуждения становились, порой, очень горячими. При этом никто не мог покинуть группу и остаться в стороне.  
Так и возникла дискуссионная «площадка», которая может стать моделью сбалансированного развития при декомиссии старых АЭС в России.
Кроме того, в результате поездок, а также изучения литературы,  общественные организации вместе с экспертами подготовила «Концепцию плана вывода энергоблоков АЭС, выработавших проектный ресурс. Предложения общественных экологических организаций» (www.greenworld.org.ru/?q=decom_concept). Этот стостраничный документ включал опыт решения всего комплекса проблем, которые возникали при выводе АЭС в Литве, Германии, Швеции и других странах.
Было снято также 4 документальных видеофильма об опыте вывода  АЭС в упомянутых странах. Около 100 копий фильма были распространены среди общественности и экспертов в  России и других стран. Благодаря этому расширилось поле участников для обсуждения темы, которую отечественные атомщики в России старались не поднимать.
В Концепции был сделан вывод, что в России:
•    Отсутствуют достаточные финансовые средства, и не работает механизм их накопления для вывода из эксплуатации старых российских энергоблоков АЭС за счет производимого ими электричества;  
•    Недостаточна нормативно-правовая база, которая могла бы обеспечить безопасное обращение с радиоактивными, ядерными отходами, а также социально защитить работников выводимой из эксплуатации атомной станции и сами города-спутники АЭС;
•    Неразвита инфраструктура обращения с ядерными, радиоактивными отходами в условиях лавинообразного роста последних при выводе из эксплуатации энергоблоков АЭС;
•    Не разработан способ безопасной долговременной изоляции (на сотни тысяч лет) от живого вещества отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и радиоактивного углерода графитовой кладки реакторов РБМК. А используемая технология переработки ОЯТ реакторов ВВЭР-440 вызывает масштабные загрязнения среды обитания в Челябинской области.
•    Отсутствуют механизмы социально-экологического мониторинга безопасного вывода энергоблоков АЭС, хорошо зарекомендовавшие себя в Германии и Литве.
•    Инфраструктура городов-спутников АЭС уязвима от производства атомного электричества. Это предопределяет лоббирование политических решений продления жизни старым реакторам, является источником социального кризиса при неизбежном выводе энергоблоков из эксплуатации. Кроме того, закрытость городов-спутников АЭС тормозит развитие альтернативного бизнеса, создания новых рабочих мест.
Концепция была представлена и обсуждена в Росатоме с участием представителей экспертного сообщества, включая Ростехнадзор. Она обсуждалась и на различных международных конференциях.  
Но ключевое событие произошло в 29 — 31 октября 2008 года. В Сосновом Бору – городе спутнике Ленинградской АЭС. Здесь состоялись международные общественные слушания «Вывод из эксплуатации старых атомных электростанций и управление ядерными, радиоактивными отходами. Проблемы и решения для сбалансированного развития. Местные, региональные, национальные и международные аспекты». Это стало промежуточным итогом пятилетней работы сети общественных организаций, работающих по теме «Декомиссия».
В слушаниях участвовало более 50 человек – представителей общественности, чиновники и эксперты атомной индустрии, представители муниципальных властей, а также дипломаты из России, Литвы, Германии, США, Великобритании, Норвегии. Были представлены проблемы декомиссии АЭС, а также обсужден опыт вывода из эксплуатации в этих странах.
В результате слушаний общественностью были предложены следующие шаги:
1.    Разработать социально, экологически, экономически и нравственно приемлемые концепции по выводу из эксплуатации АЭС, выработавших ресурс, а также обращению с радиоактивными отходами (РАО) и отработавшим ядерным топливом (ОЯТ).
2.    На основе концепций принять законы по выводу из эксплуатации АЭС, обращению с РАО и ОЯТ в Российской Федерации, а также о социальных гарантиях персонала выводимых АЭС и обеспечения сбалансированного развития атомградов.
3.    Создать специализированную организацию со статусом эксплуатирующей организации, которая будет осуществлять весь цикл работ по выводу из эксплуатации АЭС, а также обращению с РАО и ОЯТ от научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ до их долговременного хранения или окончательного захоронения.
4.    Создать специальные фонды для накопления средств по выводу из эксплуатации каждой АЭС, обращению с ее РАО и ОЯТ, решения социально-экологических проблем, как в регионе выводимой АЭС, так и в местах переработки (хранения) РАО, ОЯТ. Фонд должен управляться Попечительским Советом с участием заинтересованной общественности.
5.    Организовать региональные общественные советы по социально-экологическому мониторингу регионов вывода из эксплуатации АЭС и переработки РАО и ОЯТ. Членами таких Советов должны стать заинтересованная общественность, а также представители властей разных уровней, политических партий, атомной индустрии.
6.    Открыть города-спутники АЭС, одновременно усилив физическую защиту ядерно-опасных объектов. В атомградах нужно стимулировать создание рабочих мест для неатомного бизнеса.
Похоже, процесс вывода из эксплуатации старых российских АЭС сдвинулся с мертвой точки. По крайней мере, это произошло в головах властей и атомных политиков России, участвовавших в слушаниях.
Наши общественные организации продолжат дальнейшее обобщение мирового опыта декомиссии АЭС. Он есть в Японии и США. Изучение мировых достижений декомиссионного процесса АЭС может стать доходным бизнесом для тех, кто первым освоит это дело. Так что неразумно прятать голову в песок и отодвигать на  неопределенное будущее вывод старых российских АЭС.

Олег Бодров