News

Наталия Евдокимова: коррупциогенные факторы в проекте приказа Минюста об иностранных агентах

Опубликовано: 16/11/2012

Автор: Наталия Евдокимова

Эксперт «Беллоны» Наталия Евдокимова провела анализ проекта приказа Минюста России «О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». В результате анализа было выявлено пять коррупциогенных факторов.

Евдокимовой Наталией Леонидовной, аккредитованной в качестве независимого эксперта антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов распоряжением Минюста России от 28 марта 2011 г. № 601-р, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», пунктом 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, проведена антикоррупционная экспертиза Проекта приказа Минюста России «О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

В представленном проекте приказа Минюста России «О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» выявлены коррупциогенные факторы (в соответствии с приложением).

В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается отправить на доработку данный проект приказа с учетом указанных в приложении нарушений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы
проекта приказа
Министерства Юстиции Российской Федерации
«О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций,
выполняющих функции иностранного агента»

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, проведена антикоррупционная экспертиза приказа Министерства Юстиции Российской Федерации «О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», в целях выявления в нем коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

В представленном приказе Министерства Юстиции Российской Федерации «О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (далее – Приказ Минюста) выявлены следующие коррупциогенные факторы.

1.    Согласно подпункту 9) пункта 5 статьи 13_1 ФЗ «О некоммерческих организациях» сама НКО подаёт заявление о включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (далее – реестр). При этом согласно абзацу 2 пункта 3 Приказа Минюста «реестр формируется на основе документированной информации, предоставляемой некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, территориальными органами Министерства (далее – территориальные органы), федеральными органами государственной власти (их территориальными органами), органами местного самоуправления.» Привлечение территориальных органов Министерства, федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления для формирования реестра не входит в компетенцию органов исполнительной станции. Налицо коррупциогенный фактор – принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.

2.    Подпункт ж) пункта 8, абзацы 5 и 6 подпункта ж) пункта 28 Приказа Минюста говорят о поступлении (планируемом поступлении) предоставлении (планируемом предоставлении) денежных средств и иного имущества из иностранных источниках. Неизвестно, что понимается под терминами «планируемое поступление», «планируемое предоставление». Что это – обсуждаемый в НКО источник поступления, или подготовленные документы для получения гранта, или полученное подтверждение о его получении? Налицо коррупциогенный фактор – юридико-лингвистическая неопределенность – употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

3.    Подпункт и) пункта 8, подпункт и) пункта 28 Приказа Минюста говорит о предоставлении информации о целях и видах политической деятельности. В условиях неопределённости термина «политическая деятельность», получаем коррупциогенный фактор – юридико-лингвистическая неопределенность – употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

4.    Абзац 1 пункта 16 Приказа Минюста гласит «Заявление об исключении некоммерческой организации из реестра представляется в Министерство не ранее, чем по истечении одного календарного года со дня прекращения некоммерческой организацией деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента». Таким образом, НКО, прекратившая деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, ещё год будет таковой числиться. Налицо коррупциогенный фактор – наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, – установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.

5.    Пункт 21 Приказа Минюста «Решение об исключении некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, из реестра принимается Министерством не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня поступления в Министерство документов, подтверждающих прекращение деятельности такой некоммерческой организации» противоречит Абзацу 1 пункта 16 Приказа Минюста. Коррупциогенный фактор – юридико-лингвистическая неопределенность – употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.