News

Смог над трассой. И не только…

Опубликовано: 22/12/2006

Автор: подготовил Вадим Гладилов

На одной из пресс-конференций министр внутренних дел Рашид Нургалиев рассказал, что ежегодно в стране во время дорожно-транспортных происшествий погибает до 30 тысяч наших граждан. Но он как-то забыл упомянуть о том, что продукты переработки автомобильного топлива становятся причиной смерти россиян во много раз чаще, чем дорожно-транспортные происшествия.

Естественно, что в России подобной статистики не ведется — очень уж она обременительна и неудобна для власть предержащих. А вот медики испанского исследовательского центра «Риск» подсчитали, что ежегодно от заболеваний, связанных с выхлопными газами, в Европе умирают 225 тыс. человек. В России же, считают некоторые экологи и медики, жертв выхлопных газов как минимум в два раза больше.

Печальная статистика. Сказать достоверно, сколько людей в России пострадало от вредного влияния выхлопных газов, нельзя. Со времен СССР у нас сохранилась традиция не связывать болезни с плохой экологией, выбросами предприятий атомной или химической промышленности. Между тем европейскими учеными давно доказано, что атеросклероз, различные нарушения сердечно-сосудистой системы, рак легких — болезни, которые легко заработать, просто вдыхая городской воздух. А он, по данным экологов, в России в два раза хуже, чем в Европе.

В любом большом городе специалисты готовы привести массу примеров на эту тему. В Санкт-Петербурге, скажем, в этом году введено в эксплуатацию восточное полукольцо кольцевой автодороги. С большой помпой прошло открытие движения, звучали и продолжают звучать высокохвалебные оды проектировщикам и строителям. Но, как и всегда, огромные ложки дегтя подбрасывают во всеобщий елей эти несносные горожане. Особенно те, жилье которых оказалось в непосредственной близости от новой магистрали. Дело в том, что строители пересмотрели размеры защитно-санитарной зоны — в сторону ее резкого сокращения, естественно, с полутора тысяч метров до пятидесяти (!) кое-где, и в результате дома десятков и сотен петербуржцев оказались в зоне воздействия автомобильных выхлопов. А если мимо твоих окон ежесуточно проезжает до 100 и более тысяч автомобилей, то, согласитесь, жить становится совсем некомфортно. Не только не открыть в этих условиях форточку, но и сквозь наглухо заклеенные щели в комнаты постоянно попадает сажа.

А ведь она далеко не самое вредное, что попадает в атмосферу, а затем и в легкие людей. Автомобильные выхлопы содержат тяжелые металлы и токсичные примеси, чрезвычайно вредные для организма свинцовые соединения, вызывающие тяжелейшие заболевания.

Наиболее опасное соединение в составе выхлопных газов — окись углерода (CO). Попадая в кровь, она вытесняет железо, которое является центром гемоглобина, после чего человек умирает. 10-15% выхлопов — это окись углерода.

Химические соединения в составе выхлопных газов влияют на белые клетки крови и вызывают ослабление иммунитета. Это осложняет течение всех заболеваний и увеличивает смертность. Кроме того, газы являются непосредственной причиной некоторых болезней. В основном это заболевания верхних дыхательных путей.

Главная, на взгляд специалистов, причина высокого уровня загазованности городской атмосферы заключается в том, что машины, на которых ездят россияне, безнадежно устарели. Сейчас в Европе принят экологический стандарт для автомобилей четвертого поколения — Евро-4. В нашей же стране до сих пор действует Евро-2, хотя машины этого стандарта перестали выпускать в Европе 10 лет назад. Наши заводы лишь делают вид, что заботятся об экологии. Переход с Евро-2 на Евро-3 и далее сопряжен с дополнительными расходами и удорожанием конечной продукции. Автомобили с катализаторами или дожигателями топлива будут стоить, по разным оценкам, на 400-700 долларов дороже. А поскольку цена отечественных наших машин постоянно и без того растет, то и бегают по дорогам страны двадцати-тридцатилетние «старушки», нещадно дымя выхлопными трубами.

В свою очередь, власти смотрят на такое положение дел сквозь пальцы, поскольку боятся нанести удар по и без того не процветающему отечественному автопрому. Таким образом, забота об экологии и здоровье горожан ложится на их же собственные плечи. «Необходимо в обязательном порядке устанавливать на машины специальные дожигатели, которые значительно сокращают выброс вредных газов. В Европе ими пользуются давно, но в России они не популярны — дорого стоят», — утверждает доктор биологических наук, президент Союза «За химическую безопасность» Лев Федоров.

По прогнозам, в РФ к 2010 году только количество личных автомобилей возрастет в 2-2,5 раза и составит 14-16 единиц на 100 человек населения. Общее же количество автомобильного транспорта возрастет до 46 млн. единиц. Существенно изменится также и структура перевозок. Пассажирские перевозки железнодорожным транспортом снизятся с 30% до 20%, а автомобильные увеличатся с 40% до 55%. Готовься к вымиранию, страна…

Проблемы экологической безопасности автомобильного транспорта являются составной частью экологической безопасности всего государства. Значимость и острота этой проблемы растет с каждым годом. Вызывает тревогу тот факт, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств увеличиваются в год в среднем на 3-5%. В результате величина ежегодного экологического ущерба от функционирования транспортного комплекса России составляет более 3,5 млрд. долл. США и продолжает расти. Автомобильный парк России в 2000 году составлял 27,06 млн. шт., в том числе 20,12 млн. легковых автомобилей, 4,57 млн. грузовиков, 650 тыс. автобусов и 1,72 млн. прицепов и полуприцепов. Средний возраст автотранспортных средств остается значительным и составляет 10 лет, в том числе 10% парка эксплуатируется свыше 13 лет, полностью изношены и подлежат списанию

Для справки
Один автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 т кислорода, выбрасывая при этом с отработанными газами примерно 800 кг угарного газа, 40 кг оксидов азота и почти 200 кг различных углеродов. В результате по России от автотранспорта за год в атмосферу поступает огромное количество только канцерогенных веществ: 27 тыс. т бензола, 17,5 тыс. т формальдегида, 1,5 т бенз(а)пирена и 5 тыс. т свинца. В целом, общее количество вредных веществ, ежегодно выбрасываемых автомобилями, превышает цифру в 20 млн. т.

В настоящее время единственным путем повышения экологичности автотранспорта является его перевод на альтернативные виды топлива, что обеспечит сокращение вредных выбросов в окружающую среду двигателями.

bodytextimage_vyhlop.jpg Photo: www.dw-world.de

Электромобили. Интерес к электромобилю, работающему на электричестве от аккумуляторных батарей, в начале XXI века обеспечен, прежде всего, развитием технологий хранения энергии, которые позволили увеличить срок работы батарей между подзарядками и сократить время самой подзарядки, увеличить срок жизни аккумуляторов и снизить их стоимость. Пока источником энергии в электромобиле служат в основном свинцово-кислотные батареи. Это — наименее дорогой из всех типов батарей. Стандартный комплект свинцово-кислотных аккумуляторов для электромобиля средней массы стоит порядка трех тысяч долл. США. Однако на подобных батареях без подзарядки нельзя проехать более 150 км, и менять их приходиться минимум раз в три года. Существуют и более продвинутые технологии хранения энергии, позволяющие увеличить срок работы батарей. Но они пока слишком дороги. В целом, как и прежде, цена электромобилей значительно превышает цену бензинового аналога. В России работы по созданию современных электромобилей практически не ведутся.

Этанол. Этанол (спирт питьевой) обладает высоким октановым числом и энергетической ценностью, является отличным моторным топливом. Бразилия ежедневно с 70-х по 90-е годы прошлого столетия замещала этанолом до 250 тысяч баррелей импортируемой нефти. В 90-х годах в Бразилии чистый этанол в качестве моторного топлива использовали более 7 млн. автомашин, а еще 9 млн. машин – его смесь с бензином (газохол). В этой стране этанол изготавливают из сахарного тростника, и продается на 25 тыс. этаноловых заправках. Однако в последние годы наметился спад в использовании этанола как моторного топлива.

США является вторым мировым лидером по масштабному изготовлению этанола для нужд автотранспорта. В 1994 году производство этанола оценивалось в 5,3 млрд. л и дополнительно строились новые предприятия для производства еще 900 млн. л в год. Этанол используется как «чистое» топливо в 21 штате, а этанол-бензиновая смесь составляет 10% топливного рынка США и используется более чем в 100 млн. двигателей.

Стоимость этанола в среднем гораздо выше себестоимости бензина. Всплеск интереса к использованию этанола в качестве моторного топлива за рубежом обусловлен налоговыми льготами. Так, в США эти льготы компенсируют продавцам убыток в случае, если они продают этанол по цене бензина. Цель проведения такой политики в США и Западной Европе – снизить зависимость от импорта нефти. Для России, которая ежегодно вынуждена импортировать зерновые культуры, идея использования автомобиля на этаноле не актуальна и маловероятна.

Шахтный метан. В последнее время к числу альтернативных видов автомобильных топлив стали относить и шахтный метан, добываемый из угольных пород. В мире уже достаточно много автомобилей используют шахтный метан как моторное топливо. К 1990 году в СЩА, Италии, Германии и Великобритании на шахтном метане работали свыше 90 тыс. автомобилей. В Великобритании, например, он широко используется в качестве моторного топлива для рейсовых автобусов в угольных регионах страны.

Содержание метана в шахтном газе колеблется от 1 до 98%. В США за 10 лет (с 1988 по 2000 гг.) добыча угольного метана из специальных скважин возросла от одного до 40 мрлд. кубометров и в будущем еще удвоится. Прогнозируется, что газовая добыча метана в угольных бассейнах мира уже в ближайшее время составит 96-135 млрд. кубометров.

Общие ресурсы метана в угольных пластах России составляют по различным источникам 48-65 трлн. кубометров с учетом восточных и северо-восточных бассейнов. Сегодня газообильность выработок составляет около 40 кубометров метана на тонну добываемого угля. В связи с этим шахтный метан уже в настоящее время может рассматриваться как наиболее перспективный источник альтернативного моторного топлива для угольных регионов России.

Природный газ. В настоящее время в мире насчитывается более миллиона транспортных средств, которые используют природный газ как моторное топливо. Результаты исследований токсичности газобаллонных автомобилей, проведенных за рубежом, показывают, что при замене бензина на природный газ выброс токсических составляющих (г/км) в окружающую среду снижается, в среднем: по оксиду углерода в 8 раз, углеводородам – в 3 раза, окислам азота – в 2 раза, ПАУ – в 10 раз, дымности – в 9 раз.

Уникальные физико-химические свойства природного газа (ПГ), значительные естественные запасы, развитая сеть его доставки от месторождений во многие регионы страны по магистральным газопроводам и экологические преимущества в сравнении с традиционными видами топлив позволяют рассматривать делают ПГ как наиболее перспективное и универсальное моторное топливо России в ХХI века.

Имеются все предпосылки к тому, чтобы через 7-10 лет годовые объемы использования ПГ на автотранспорте достигли 5-6 млрд. кубометров, а в более отдаленной перспективе – 20-25 млрд.кубометров.

Необходимость учета значимости экологической безопасности топлива определяется тем, что в настоящее время за рубежом при оценки перспективности того или иного вида моторного топлива, обязательно принимают во внимание, кроме его хозяйственной эффективности, также и экологическую компоненту. То есть в стоимость топлива включают не только рыночную составляющую, но и «внешнюю», эквивалентную размеру компенсации ущерба, нанесенного здоровью населения и окружающей среды. Это позволяет учитывать те затраты и потери, которые восполняются обществом за счет налогоплательщиков (расходы на медицину, реновацию объектов, потери рабочего времени и т.д.).

К сожалению, в России такие расчеты во внимание пока не принимаются, однако после введения в действие федерального закона «Об экологизации автотранспорта» экологическая компонента в стоимости топлива будет присутствовать. Безусловно очевидно, что в настоящее время среди множества различных вариантов альтернативного топлива лучшие шансы вступить в конкуренцию с нефтяными видами в России имеет природный газ – прежде всего в силу своей низкой себестоимости, налаженного производства газобаллонного оборудования и значительных сырьевых ресурсов.

 

Комментарий юриста:
Специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха является Министерство природных ресурсов. В соответствии с возложенными на него функциями, оно организует и осуществляет государственный экологический контроль за охраной атмосферного воздуха.

Транспортное средство не может быть допущено к эксплуатации, если содержание вредных веществ в отработанных газах превышает установленные ГОСТом 17.2.2.03-87 величины. В соответствии со ст.8.22 КоАП РФ административную ответственность за данное правонарушение несут должностные лица, отвечающие за выпуск транспортных средств.

Пока у государства не будет внятной политики как в отношении владельцев автотранспорта, загрязняющих атмосферный воздух и без проблем проходящих техосмотр в органах ГИБДД, так и производителей транспортных средств, которые не спешат с переходом на новые экологические стандарты; пока государство не будет стимулировать автовладельцев, перешедших на альтернативные источники топлива и поддерживать в этом вопросе различные инновации, мы так и будем дышать выхлопными газами, содержащими предельно допустимые нормы выбросов в атмосферу.