News

Город — для чиновников или горожан?

Press conference about Nahimova street
Vadim Gladilov

Опубликовано: 05/07/2006

Автор: Вадим Гладилов

Город против обитания в нем горожан — именно так можно оценить складывающуюся в Санкт-Петербурге обстановку или, если хотите, социальный микроклимат. Для жителей ухудшение экологии очевидно, а госчиновники, включая губернатора, не устают повторять, что все властями делается во благо людей и по их желанию. Особенно ярко это проявляется на примерах уплотнительной застройки, волна протестов против которой проходит в эти дни в Санкт-Петербурге.

Вот уже несколько лет длится неравное противостояние жильцов дома №2 по улице Нахимова, что на Васильевском острове, и администраций района и города, вознамерившихся вырубить большой зеленый оазис и на его месте воткнуть жилую 16-этажку. Об этом рассказали вчера журналистам на пресс-конференции члены правления ЖСК 955, в сферу которого и входит предмет конфликта.

По словам жителя дома №2 Игоря Павлющика, история эта началась еще в 1998 году, когда тогдашний губернатор Яковлев дал разрешение на строительство, хотя не было проведено даже размежевания земельных участков. Получалось так, что имеющие технические паспорта на дом и прилегающий участок земли жильцы и ЖСК в целом, оказались лишенными всех своих прав. Люди с этим не согласились и начали защищаться: выходить на митинги, подавать иски в суды. Борьба идет и поныне — с переменным успехом: здание строить не начали, но бетонным забором площадку отгородили. Кстати, менее чем в 30 метрах от средней школы №2…

Для прояснения ситуации отметим, что дом №2 существует уже без малого 30 лет. И с самого первого дня жильцы вкладывают личные средства в благоустройство его территории: собственными руками построили великолепную детскую площадку (сейчас ее уже разрушили), каждый год сажали новые деревья и кустарники, разбивали клумбы. По словам еще одного жильца, Владимира Бруксона, денег потратили столько, что их хватило бы на покупку двух двухкомнатных квартир. И сейчас, учитывая, что нынешняя рыночная стоимость таких квартир на Васильевском острове приближается к 100 тысячам долларов, жильцы легко сосчитали, сколько денег они выбросили… администрации.

Впрочем, не в деньгах основное несчастье для этих людей. В публичных выступлениях губернатора Санк-Петербурга Валентины Матвиенко ни один раз была озвучена мысль о том, что горожане не должны оказываться заложниками «каменных мешков», что зеленые насаждения надо максимально сохранять и беречь. Однако в реальной жизни все происходит, как говорится, с точностью до наоборот: чуть ли не ежедневно мы узнаем о протестных действиях петербуржцев против вырубки зеленых насаждений в том или другом районе, против превращения скверов в строительные площадки.

Конфликту вокруг дома №2 по улице Нахимова Валентина Ивановна 5 июня этого года в передаче на 5 канале ТВ уделила несколько минут. С неподдельным негодованием говорила она о том, что разберется с этим уже в ближайшее время, что будет создана рабочая комиссия во главе с вице-губернатором А. Вахмистровым, что виновные будут наказаны. Правда, тут же обозначила и некую отдушину для возможного отступления, заявив, что нередко жильцы ведут себя эгоистично, не понимают нужд города, не заботятся о его развитии, думают лишь о собственных удобствах. Мимоходом замечу, что прав все-таки был член правления ЖСК 955 Геннадий Сахаров, который, комментируя этот монолог В. Матвиенко, задался вопросом: «А что, у нас город превращается в монстра, пожирающего горожан?» Вообще, добавил он, создается впечатление, что олицетворение города — государственные чиновники, а жители это так, совсем необязательное к ним приложение.

Но вернемся к конкретной ситуации. Постоянным топливом, с помощью которого чиновникам удается увеличивать обороты в нагнетании страстей, служит то, что за жильцами не признаются их права на владение землей. В советские времена были у них технические паспорта на здание и землю, и этого вполне было достаточно, чтобы никто не посягал на их владения. В конце 90-х власть поменялась и понадобилось специальное разрешение — жильцы его получили. Но к середине этого десятилетия вновь поменялись правила — так и хочется сказать: игры — стал необходим документ нового образца. А вот в нем-то жильцам и отказывают, пытаясь оттяпать принадлежащий им по праву кусок земли. «Город» захотел все переиначить, а значит, так тому и быть: не мытьем, так катаньем земля будет отобрана и строить будут там все, что хочется чиновникам.

А буквально в пятистах метрах от этого места лежит пустырь. Несколько лет назад там начали было какое-то непонятное строительство, да потом забросили: туда же надо все коммуникации проводить, а это так дорого для инвестора (кстати, 16-этажку инвестировать собираются из бюджета, заказчик — госорганы, исполнитель — стройтрест №1). Другое дело, врубиться в уже существующие инженерные сооружения — мечта любого застройщика. Если частники очень часто добиваются в Санкт-Петербурге подобных льгот, то «городу» сам бог велел…

Несколько обращений в суды ничего жителям не дало — «город» всегда прав. Теперь иск подан и, главное, принят к рассмотрению Европейским судом по правам человека. Неизвестно, когда он будет рассмотрен и в каком объеме учтут требования жильцов улицы Нахимова (а они требуют не менее 750 тысяч евро компенсации), но дело это называется симптоматично: ЖСК против Российской Федерации. Не кажется вам, что есть тут и второй, более глубокий смысл? Люди против не только конкретных чиновников, но против всего того бардака, что существует пока еще в России.

Еще несколько нюансов есть в разбираемом нами конфликте. Есть на этой территории единственная в большом микрорайоне социальная аптека. Так вот, строители ее уже сейчас… вмонтировали в возведенный забор. Дальнейшее любому ясно: придет пора и ее смахнут вместе с забором, поскольку обязательно понадобятся дополнительные площади — под подъездные пути, пожарные подъезды и т.д. Беспардонность застройщиков известна: вместе с пальцем всегда готовы и руку откусить.

Другое. В 28 метрах от забора стоит средняя школа №2. Ее 35 кабинетов, сказала на пресс-конференции директор Галина Иванова, смотрят на строительную площадку. В случае начала работ занятия в школе придется фактически прекратить — там света не увидят естественного, конечно, придется переходить исключительно на электричество. При не очень крепком здоровье большинства юных петербуржцев это грозит весьма серьезными последствиями.

А уж как будут любить эти дети дорогую городскую администрацию, не только эту, конкретную, но и любую другую — можно только догадываться. Ведь на глазах у детей разворачиваются баталии за выживание. В школе им стараются привить понятия о честности, справедливости, любви к ближнему. В реальной жизни они видят, как нагло попираются права человека, как чиновники сомкнутым строем идут против простых людей. Какие уж тут моральные кодексы. Прав тот, у кого больше прав (материальных). И вырастут наши ребята озлобленными, понимающими, что если не своруешь, то никак больше не получишь. А этого очень не хочется тем, кто сейчас пытается отстоять свое конституционное право на нормальную жизнь. По 600 подписей ставят они под обращениями к губернатору, президенту, в Верховный суд — и пока все напрасно.

Комментарий юриста:
В соответствии со ст.2 Конституции РФ «Человек его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Граждане нашей страны имеют право на благоприятные условия проживания и участвовать в принятии экологически значимых решений.