News

Жители Светлого против угольной станции в черте города

Опубликовано: 02/09/2007

Автор: Галина Рагузина

Жители города Светлого, в котором в 2005 году был проведен первый и единственный в России экологический референдум по действующему сегодня законодательству, выступили на общественных слушаниях против угольной теплоэлектростанции на территории города.

Программой развития энергетики области в ближайшие годы предусматривается строительство шести угольных теплоэлектростанций, поскольку, по мнению областного правительства, решить проблему наступающего энергетического голода региона можно только путем создания автономной системы энергогенерации.

Многострадальный Светлый
Жители Светлого, уже несколько лет ведущие борьбу с нефтяными терминалами, тоже не против технического прогресса и не за сидение при лучине, однако они категорически против размещения очередного крупного экологически вредного промышленного объекта в пределах города.

«Мы согласны, что станция нужна. Но почему именно в городе, когда вокруг столько места зарастает бурьяном?» – «Вы говорите о том, что нужна электроэнергия, а мы с вами и не спорим, мы говорим о другом: отстаньте от Светлого в конце концов!» – «Городу некуда развиваться, вы окружили его. Я 40 лет прожила в этом городе, у меня было сказочное детство, здесь была куча предприятий, но у нас была возможность загорать и купаться. Мой ребенок сидит дома, некуда пойти. Жить негде. Где вы видите этот Светлый? На небесах?» – говорили во время слушаний осатаневшие от превращения своего города в «промышленную зону» жители.

Они подозревают, что проект сооружения теплоэлектростанции в Светлом обусловлен не заботой о городе, а прежде всего необходимостью обеспечения энергией планирующейся к созданию в Калининградской области игорной зоны, а также уже существующих и строящихся предприятий нефтяной промышленности.

«У нас перенасыщен позорной сырьевой промышленностью наш район, мы, к сожалению, форпост сырьевого придатка всего мира – нашей страны, и мы не хотим становиться придатком игорной зоны, – заявила во время слушаний представительница общественности. – Поэтому мы будем агитировать всех светловчан, чтобы не молчали, протестовали против того, чтобы внутри города это сооружение было воздвигнуто. Стройте в отдалении от жилых массивов, и тем более – в отдалении от Светлого».

Новая напасть – угольная ТЭЦ
25 августа в городском Доме культуры по приглашению администрации Светловского городского округа собралось более 200 светловчан, несмотря на то, что дата слушаний переносилась дважды – причем на более ранние сроки. Представлял проект и отвечал на вопросы граждан начальник департамента топливно-энергетического комплекса и недропользования правительства Калининградской области Юрий Злобин.

Предложенный вниманию граждан проект представляет собой строительство в течение 2007-2010 годов на площади в 22 гектара, захватывающей часть территории, принадлежащей трем садоводческим обществам, и часть городского кладбища, тепловой электроцентрали (ТЭЦ), которая будет работать на кузбасском угле. Стоимость проекта оценивается в 5 миллиардов рублей. В качестве инвестора названа компания «Рудмашэкспорт» из Воронежа и Курска, о которой в Интернете, увы, не удалось обнаружить ни единого упоминания.

Впрочем, горожане были готовы не только задавать вопросы, но и выступать за свои права – сколь категорично, столь и обоснованно. Жители Светлого – стреляные воробьи, закаленные в борьбе с такими монстрами, как компании «БалтНафта» и «Лукойл», которые обещали городу беспрерывное благо от строительства своих нефтетерминалов. Однако уже сейчас, например, светловчане пожинают плоды строительных работ «Лукойла»: подтоплены дачи, в подвалах жилых домов стоит вода, затоплены коммуникации.

Слушания «БалтНафта дубль два»
Перед началом слушаний общественности дали возможность ознакомится с неким планом, который вызвал у собравшихся бурю критики, а также ощущение дежа вю:
«Опять невнятные, слепые планы. Что у «БалтНафты» там, где был микрорайон, по плану оказался лес, что теперь, по плану этой ТЭЦ, оказывается, города нету. Никто не рассматривает, что здесь жители живут».

Действительно, на плане были обозначены свалка, кладбище и – квадратиком – электростанция. По мнению светловчан, план должен был подробно отражать все существующие здания и дороги, указывать, какие конкретно участки каких именно садоводческих обществ затрагиваются строительством или уходят под санитарно-защитную зону проекта. То же касается затрагиваемой проектом части кладбища – ведь там похоронены люди, у них есть родственники, негодовали собравшиеся.

Ситуация с садоводческими участками особенно взволновала горожан, пока еще живых и умирать не собирающихся, но положивших жизнь на обустройство своих дач, которые давно стали для многих жильем:
«Моя дача попадает в ту территорию, где вы планируете строить свою станцию. Столько труда люди вложили в это, а вы хотите все погубить! Уже сейчас от «Лукойла» мы кричим «Спасите, тонем!», а что же будет дальше, когда вы насыпите свои барханы песка? Или вы мне по кадастровой стоимости дадите за мои девять соток 17 тысяч рублей? Да я могу вам их подарить тогда!»

«Мы тут уже давно общественную организацию создали и боремся против экологически вредных объектов на территории Светлого, – объяснила царящий в зале эмоциональный настрой член инициативной группы жителей Юлия Рубиш. – В Светлом люди борются уже давно, и активность здесь очень высокая, а связано это с тем, что, когда были общественные слушания по «Московской производственной базе», по «БалтНафте», людей вот также собирали, и выступали, и голосовали, и в протокол все записали, а потом просто обманули».

Кроме плана, собравшимся был предложен журнал, куда каждый мог записать свои комментарии и замечания к проекту. Как сообщил председательствующий Александр Семенов, в журнале было сделано 140 записей, и все они были категорическим «нет» проекту.

«Мы все прошли уже круги ада с «БалтНафтой». Мы втроем сидели, пинаемые, в областной администрации, и самые высшие должностные лица нам доказывали, что «БалтНафта» это хорошо, а мы – дуры набитые, – рассказала другая светловская активистка. – Поэтому я хочу объяснять, почему мы писали против и ни слова больше: это значит против категорически, это значит мы не верим ни одному слову сладкоречивых ораторов с высоких трибун и обещаниям временщиков».

За город или в суд
Не покупаясь ни на посулы феерически низкой стоимости услуг новой станции, ни на угрозы о неполучении городом тепла, а обещание невиданного прежде в России высочайшего уровня экологической безопасности просто пропуская мимо ушей, присутствовавшие на слушаниях единогласно проголосовали против строительства ТЭЦ на территории города и за вынос ее за пределы городской черты на расстояние не менее пяти километров.

При этом, будучи наученными горьким опытом общения с прибывающими в их город прожектантами, высказали опасение, как бы городская черта не оказалась впоследствии перенесенной… Впрочем светловчане настроены решительно защищать свои права и в отношении данного проекта. «Просто если мы сейчас не придем к общему знаменателю, это все закончится судами», – заявила Рубиш.

«С «БалтНафтой» ведь все висит в воздухе, они строят на свой страх и риск, – продолжила она. – Суд в Страсбурге будет, и решение Европейского суда по правам человека будет вынесено, и, мы думаем, в нашу пользу, поэтому мы рекомендуем все-таки слушать общественность и придти к компромиссу».

К концу двухчасовых дебатов единственный оппонент собравшейся общественности, представитель областного правительства и профессиональный энергетик Юрий Злобин пообещал выполнить главное требование общественности – вынести станцию за черту города: «Понял вашу боль за ту среду, в которой вы живете, и, стоя здесь, торжественно обещаю, что ваш голос будет услышан. Готов пересмотреть проект, и с учетом мнения светловской администрации и службы архитектуры будет подобрана новая площадка, не связанная с территорией города».

«Приходите с другим проектом, за пять километров от города Светлого, с ОВОСом, вот тогда мы будем голосовать «за», – ответили на это светловчане.

Комментарий юриста "Беллоны" Нины Поправко:
Формы и механизмы общественного участия  в принятии экологически значимых решений определяются нормативными документами различного уровня,  включающими в себя акты федеральных,  региональных и местных  властей. Одной из  таких форм в соответствии с действующим законодательством являются публичные слушания.  
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ органы местного самоуправления  не обязаны учитывать мнение граждан, оно носит лишь  рекомендательный характер. Нормативным актом прямо направленным на принятие решений является Орхусская конвенция «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», принята Россией 25.06.1998 г., но до сих пор ей не ратифицирована.
     Участие общественности в принятии экологически значимых решений способствует  нашему продвижению к правовому государству.