News

ЭКОЛОГИЯ И ПРАВО ― ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ

Опубликовано: 13/09/2007

Автор: Илья Бруштейн

МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ…

Разве возможно представить обзор событий недели и не упомянуть о начавшейся предвыборной компании в Государственную Думу и отставке правительства Михаила Фрадкова? 2 декабря ― всенародные выборы. Как говорится, «выберем достойных», не останемся в стороне от дел и свершений нашей страны… Только, вот, экологическая тема как-то вяло присутствует в предвыборной компании. Вернее, отмечается её полное отсутствие.

Партия «зелёных» в России так и не сформировалась. Многочисленные попытки её создания в советскую и постсоветскую эпоху уже подробно исследованы социологами и политологами, об этом защищены кандидатские и докторские диссертации… А воз и ныне там. Не хотелось бы затевать дискуссию, а нужна ли нам такая партия, а был ли у нас шанс… Просто констатация факта. В своё время, скажем, в ельцинскую эпоху, «зелёная» партия создана не была, вернее, не выжила, не укрепилась, не завоевала своё место в политическом пространстве… А теперь: се ля ви, поезд ушёл, время упущено. Ныне партии создаются только по дозволению и указанию Кремля. Для прохождения в Государственную Думу надо преодолеть семипроцентный барьер, а перед этим пройти через процедуру регистрации, которая отсеивает всех или почти всех неблагонадёжных…

Нельзя сказать, что на нынешних выборах в Государственную Думу гражданам не представлена какая-либо альтернатива существующему политическому курсу, что в них совсем нет места оппозиции. Нет, разумеется, выбор есть. Например, можно выбирать между Вячеславом Грызловым и Сергеем Мироновым, между «единой» и «справедливой» Россией… Кто сказал, что между этими двумя партиями нет никакой разницы, что они управляются из единого центра, а их политические столкновения напоминают борьбу «нанайских мальчиков»? На самом деле, Грызлов и Миронов ― совершенно разные фигуры. Грызлов всегда скучно-гладко выбрит, скучно-гладко говорит и даже залихватские усы не придают их обладателю запоминающегося образа. Типичный чиновник. Зато в облике Миронова с его романтичной трёхдневной щетиной есть что-то оппозиционно-альтернативное… Всё-таки чувствуется в Сергее Михайловиче его профессия геолога. Так и представляешь лидера «Справедливой России» на таёжной поляне, в тёплом свитере, с гитарой в руке…

Да, какая ― то фрондирующая оппозиционность в «Справедливой России» чувствуется. Но в чём она конкретно проявляется? В каких программных документах? Политических решениях? Конкретных действиях? Или альтернативой являются щетина Миронова и усы Грызлова? Кому что больше нравится, тот то и выбирает… Во всяком случае, экологические темы в предвыборных программах двух ведущих кремлёвских партий не присутствуют. Если даже предвыборных обещаний в это сфере никто не даёт, то о каких последующих решениях можно говорить…

Не радуют экологической компетентностью и Либерально-демократическая партия России(забавное у неё всё-таки названия!) Владимира Жириновского и Коммунистическая партия Российской Федерации Геннадия Зюганова. Жириновский с 1991 года ― партийный лидер, Зюганов ― с 1993 года. И будут они управлять своими партиями(если даст Бог здоровья) ещё очень-очень долго, ну лет десять-пятнадцать-двадцать… Всё у них хорошо, они на слуху, нишу свою занимают. И в Думу, наверное, попадут… Всё-таки нужна же Кремлю какая-то массовка, какое-то внешнее разнообразие, какая-то видимость разномыслия. Без Жириновского Дума станет гораздо скучнее, всё-таки в чувстве юмора, лёгкости и искромётности ему не откажешь… А Зюганов весь из себя положительный и народный, как дедушка Ленин и дедушка Калинин. Пенсионерки его любят, ходят за него регулярно голосовать.

А что же всё-таки с экологией? Неужели не существует в этой области тем и проблем, вызывающих живого народного интереса? При обсуждении предвыборных баталий часто как-то забывается тот факт, что Дума ― это законодательный орган власти. Именно в сфере природоохранного законодательства накопились серьёзные проблемы. На повестке дня стоят вопросы, требующие немедленного рассмотрения именно в законодательном органе власти.

Одним из таких вопросов является пресловутая «уплотнительная» или «точечная» застройка. Осуществление строительных проектов, особенно в крупных городах, часто приводит к ущемлению прав граждан на благоприятную среду обитания. Новые здания строятся во дворах, скверах… Безжалостно уничтожаются зелёные насаждения. Часто торгово-развлекательные центры возводятся на месте детских садов и других социально значимых учреждений. При строительстве ущерб наносится существующим зданиям, при этом о материальной компенсации их жителям никто не думает…

Многие объекты «точечной» застройки вызывают массовое возмущение местных жителей и экологов. Но когда люди обращаются с жалобами к местным властям и в правоохранительные органы, то оказывается, что все действия застройщиков совершенно законны. Строительство ведётся на законных основаниях. С этой проблемой сталкивается и юрист экологического правозащитного центра «Беллона» Нина Поправко, которая ведёт приём граждан. «Многочисленные обращения петербуржцев и жителей Ленинградской области в юридическую службу «Беллоны» ясно дают понять, что градостроительное законодательство в России нуждается в корректировке. Нельзя строить элитное жильё и отнимать у рядовых граждан их скверы, дворы и детские площадки», — считает Поправко.

Так почему же эти вопросы не обсуждаются в ходе предвыборной компании? А разве не требует парламентского обсуждения тема строительства новых атомных электростанций (т.н. «дорожная карта»)? Об этих планах объявил президент Владимир Путин в своём последнем Послании Федеральному собранию… Как-то так сложилось в России, что планы, озвученные главой государства, не принято широко обсуждать, во всяком случае, в ведущих общенациональных средствах массовой информации… Странная практика…

Есть в профессиональном языке атомщиков такое понятие «зелёная лужайка». Когда атомный реактор отслужил свой срок, выведен из эксплуатации, а занимаемая им ранее территория полностью рекультивирована и передана для дальнейшего использования, не связанного с атомной энергетикой ― это и есть «зелёная лужайка». Ёмкий, понятный образ. Десять лет назад здесь стоял реактор, а теперь, например, травка зеленеет, птички поют, мальчишки по футбольному полю мяч гоняют… Полная идиллия.

Вопрос состоит только в том, что в России НИ ОДИН ОБЪЕКТ АТОМНОЙ ИНДУСТРИИ ещё не выведен из эксплуатации с полной и успешной рекультивацией занимаемой им территории. Нет у нас «зелёных лужаек». И конкретных планов по достижению этой ситуации также не имеется ни в Росатоме, ни в других правительственных структурах. Т.е. в стране планируется создание множества новых атомных объектов, а мы не знаем, как вывести из строя ныне действующие. Разве это не должно стать темой предвыборных баталий и парламентского обсуждения?

А разве не должен будущий парламент заняться проблемой переработки вторичного сырья, решением проблем мусора, особенно в больших городах и районах, прилегающих к мегаполисам. В России пока не существует законодательной базы, обязывающей местные органы власти проводить раздельный сбор мусора и его переработку(а не сжигание!). Проблема мусора связана не только с соблюдением санитарно-гигиенических норм, борьбой с распространением инфекций… Речь идёт, в первую очередь, о разумном использовании сырьевых ресурсов. На сегодняшний день ни одна страна мира не может обойтись без активного использования вторичного сырья. Это реальности нашего мира.

Не помешало бы российским политических партиям заняться и вопросами развития общественного транспорта. Скачкообразное увеличение числа личных средств передвижения на дорогах привело российские мегаполисы на грань транспортного коллапса и экологической катастрофы. Речь, разумеется, не должна идти о каких-то запретах и ограничениях на использование личного автотранспорта. Но необходима грамотная концепция развития общественного транспорта, которая позволяет жителям больших городов сохранять мобильность, не садясь за руль своего автомобиля.

«Ну, хорошо… Всё это благие положения… А что делать экологическим активистам СЕГОДНЯ И СЕЙЧАС, в нынешней политической ситуации», может спросить утомленный читатель… Мне думается, что общественное экологическое движение находится сейчас между молотом и наковальней… С одной стороны, для решения конкретных экологических проблем, для того, чтобы повлиять на принятие решений, важно(и очень полезно!) иметь хорошие, рабочие, деловые, даже дружеские отношения с властями всех уровней. Грустно об этом писать, но жизнь есть жизнь… Чтобы помешать вырубке соседнего сквера совсем не нужно обладать имиджем «радикального оппозиционера», гораздо лучше иметь возможность просто «договориться» с начальством. Такая, вот, философия малых дел…

С другой стороны, чтобы завоевать новых сторонников, чтобы сохранить чувство собственного достоинства и не потерять самоуважения, нельзя идти на компромиссы с властью и бизнесом, если они противоречат собственным убеждениям. Нельзя становиться «зелёной ширмой» для бизнеса и властей. Нельзя, с одной стороны, бороться с атомной энергетикой, а с другой стороны, получать финансовые гранты от Росатома, закрывать глаза или даже публично одобрять его конкретные действия… Как-то сложно, одновременно, искупаться и сухим остаться… Как-то не получается быть «немножко беременной»…

Конечно, в западных странах экологические организации часто получают финансовую поддержку от крупных фирм и, при этом, продолжают их весьма жестко критиковать. Но в России такая ситуация «не проходит». Финансовая поддержка со стороны бизнеса обычно связана с договорённостями, не совместимыми или плохо совместимыми с независимым экологическим движением.

Экологические организации в России оказываются между молотом и наковальней… С одной стороны, осуществление программных целей организации требует финансовых средств, часто весьма существенных. С другой стороны, сбор таких средств приводит к компромиссам и обязательствам, которые трудно объяснить не только сторонникам, но и самому себе… Да и возможно ли в России оппозиционной организации активно собирать средства на свою деятельность?

Каждая организация и каждый активист сам решает, как выйти из этой ситуации, как пройти по лезвию ножа, как совместить верность принципам и способность к компромиссам, романтическую убеждённость и здоровый прагматизм. А нам в «Беллоне.Ру» и журнале «Экология и право» всегда интересна Ваша позиция, Ваша точка зрения. Наш адрес остаётся прежним: ecopravo@ecopravo.info

Москва / Сидней — Подписанное 7 сентября президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром Австралии Джоном Говардом Соглашение о поставках в Россию обедненного урана из Австралии вызвало критику экологических активистов двух стран. В заявлении Гринписа России отмечается, что договор «создает угрозу распространения ядерного оружия, усугубляет проблему радиоактивного загрязнения России и не решает проблему изменения климата». Австралийскую урановую руду предполагается поставлять в международный центр по обогащению урана, который сейчас создается на базе Ангарского электро-химического комбината в Иркутской области.

После обогащения австралийского урана на территории России останется огромное количество радиоактивных отходов. При получении одной тонны урана образуется семь тонн так называемых урановых «хвостов» или обедненного урана в форме гексафторида урана. На сегодняшний день в России уже накоплено более 700 000 тонн этого крайне опасного вещества. При этом даже Российские власти признают, что хранилища гексафторида урана в России не соответствуют требованиям безопасности.

Австралийский сенатор от партии «зеленых» Керри Нэтл выразила сомнение в том, что будут выполняться обещанные гарантии в отношении того, что австралийский уран не будет использоваться в российской военной промышленности. Политик также опасается, что Кремль может использовать уран не только для внутренних целей, но и для продажи странам-изгоям, таким как, например, Иран.

Анадырь — 7 сентября Всемирный Фонд дикой природы(WWF) выразил протест в связи с полётами на недопустимо низкой высоте самолетов и вертолетов над мысом Ванкарем на Чукотке, где они пугают моржей и разрушают их лежбище. Мыс Ванкарем является памятником природы, куда на отдых одновременно собирается более тридцати тысяч тихоокеанских моржей. По информации местных жителей, 6 сентября на небольшой высоте над лежбищем прошло два военных самолета, что вызвало панику среди животных и примерно половина из 15 тысяч моржей (остальные были на кормежке в море) попрыгали в море. За несколько дней перед этим «отличился» экипаж рейсового вертолета из посёлка Эгвекинот, который также пролетел над лежбищем и спугнул моржей в море. В настоящее время лежбище еще не восстановилось и насчитывает только около 6-7 тысяч животных.

«Я не думаю, что пилоты сознательно идут на нарушение закона, — комментирует Виктор Никифоров, директор региональных программ WWF России — необходимо довести до руководства авиапредприятий информацию о режиме охраны памятника природы, когда летальным аппаратам запрещается пролетать над лежбищем ниже 2 километров».

Санкт-Петербург — 8 сентября в Петербурге прошёл «Марш за Сохранение Петербурга и против строительства Газоскрёба»(так участники мероприятия обозначают планируемое строительство 300-метровой башни — предполагаемой резиденции концерна «Газпром» в историческом центре города, в районе Охта). Марш собрал более 4000 участников и завершился митингом в сквере имени Чернышевского. Организаторами мероприятия выступили: партия «Яблоко» и движения «Живой город» и «Охтинская дуга».

Марш прошёл под следующими лозунгами: «Это наш город – Это наша страна!», «Город должен быть живым», «Зелёное «Яблоко» – зелёная Россия», «Нет — Газоскрёбу, да — Петербургу». Участники акции выступили за сохранение исторического наследия Санкт-Петербурга, против реализации амбициозных проектов «точечной застройки», наносящих вряд экологии города, его историческим и архитектурным памятникам. Перед собравшимися выступили лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский, заместитель председателя партии «Яблоко», руководитель фракции «Зелёная Россия» Алексей Яблоков, лидер Объединённого гражданского фронта Гарри Каспаров и другие политические и общественные деятели.

Горно-Алтайск — 9 сентября Гринпис России выразил протест правительству Республики Алтай в связи с ограничением доступа региональной общественности к обсуждению судьбы природного парка «Зона покоя Укок», который включён в число объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Через территорию природного парка планируется прокладка газопровода из России в Китай. 8 сентября в Республике Алтай завершила свою работу продолжавшиеся неделю проверочная миссия ЮНЕСКО, исследовавшая последствия реализации этого проекта.

Предполагалось, что 7 сентября в Горно-Алтайске будет проведен круглый стол, на котором эксперты ЮНЕСКО смогут встретиться с представителями общественности Республики Алтай, поддерживающими альтернативные варианты прокладки газопровода. Однако накануне мероприятия, 6 сентября, правительство Алтая, отвечающее за его проведение, неожиданно перенесено обсуждение из Горно-Алтайска в районный центр Усть-Кокса, расположенный в 500 километрах(!) от столицы республики. Многим экологическим активистам не хватило средств, чтобы оперативно добраться до отдалённого населённого пункта. Присутствовавшим на круглом столе сотрудникам Гринписа России Андрею Петрову и Михаилу Крейндлину не дали выступить. Также было отвергнуто предложение Гринписа внести в резолюцию мероприятия пункт о недопустимости реализации хозяйственных проектов, которые могут нанести ущерб объектам всемирного наследия ЮНЕСКО.

Если эксперты международной организации подтвердят, что строительство газопровода в Китай через плато Укок угрожает сохранности объекта, он будет переведен в список «Всемирное наследие под угрозой», что является позорным фактом для любого государства.