News

Что ждать от градирен человеку и природе?

Опубликовано: 27/06/2007

Автор: Лина Зернова

При планируемом строительстве второй очереди Ленинградской атомной электростанции (ЛАЭС-2) в Сосновом Бору предусмотрено сооружение четырёх гигантских градирен (систем охлаждения воды). На вопросы об этих объектах отвечает руководитель группы ученых, участвующих в разработке оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) ЛАЭС-2, профессор, заведующий кафедрой метеорологии Российского гидрометеорологического университета Александр Гаврилов.

— Александр Сергеевич, так повлияют ли градирни на местный микроклимат?
Строго говоря, микроклимат в Сосновом Бору уже изменен. С того самого момента, как начала действовать ЛАЭС. Если раньше Копорская губа замерзала полностью, то последние тридцать с лишним лет часть ее остается открытой, поскольку сбрасываемая вода значительно теплее «забортной». Это не могло не иметь последствий: в Сосновом Бору стало влажнее, возможно, возросло количество туманов.

— И на сколько же стало влажнее?
Трудно сказать, такой задачи пока никто не ставил. Хотя выяснить можно — достаточно поднять материалы многолетних метеонаблюдений. Плохо, правда, что в Сосновом Бору не было собственной метеостанции. Но данная метеорологическая «несправедливость» будет устранена — сейчас на площадке ЛАЭС-2 сооружается новая автоматическая метеостанция. Благодаря ей можно будет довольно точно выявить те возможные изменения, которые вызовут градирни. Копорская губа уже среагировала на постоянный подогрев. Изменился состав флоры и фауны, например, в акватории прижились теплолюбивые рачки, размножились сине-зеленые водоросли, стал несколько иным химический состав воды.

— Вы говорите весьма любопытные вещи. И если б не строительство новой АЭС, местное население вряд ли узнало бы об изменениях в окружающей нас природе…
Именно по этой причине было принято решение охлаждать новые блоки с помощью градирен. Проблема, однако, состоит в том, что они требуют очень большого расхода воды, а южное побережье Финского залива имеет карстовую природу. Здесь нет запасов подземных вод, которыми можно было бы воспользоваться. А строить АЭС в другом месте, где отсутствует сложившаяся инфраструктура, кадры, психологически подготовленного населения — слишком затратно.

— Правда ли, что градирни под Сосновым Бором будут использовать морскую воду?
Опыт эксплуатации градирен с использованием морской воды имеется во многих странах. Еще в 70-х годах таких градирен в мире насчитывалось около 20.
Обычная морская вода содержит 40 граммов соли на один литр. Балтийская — десять граммов. Вода в Копорской губе – два грамма на литр. То есть она близка по составу к пресной. Хотя это не исключает солевых выбросов в окружающую среду. Мы проанализировали два проекта градирен. В первом ежегодное осаждение соли достигало 70 грамм на один квадратный метр в радиусе пяти километров. Эта цифра не понравилась специалистам ФГУП «Атомэнергопроект» (СПбАЭП). Были предприняты усилия по поиску новых проектных решений. Во втором, усовершенствованном варианте проекта, выбросы соли уменьшились, составив от семи до десяти грамм на квадратный метр в год. То есть из факела градирен на почвы будет выпадать именно такое количество соли.

— Много это или мало?
Для территорий с засушливым климатом ― много. А для наших районов, где уровень осадков достигает 600 мм в год, это мизер. Вся соль будет попросту вымываться. Следует учесть, что нормативов на солевые выбросы в мире не существует. Поэтому формально заказчик ― концерн «Росэнергоатом» ― мог не тратиться на усовершенствование градирен.

— Учел ли каким-то образом ОВОС распыление через градирни той «химии» и органики, что присутствует в морской воде?
Такая задача не ставилась. Хотя этот вопрос не представляет никакой научной и технической сложности.

— Не кажется ли вам это странным, тем более, что под боком у ЛАЭС-2 строится один из крупнейших российских портов «Усть-Луга»?
В нем нет нефтеперевалки, грузы насыпные, безопасные. К тому же Лужская губа достаточно удалена от Копорской.

— Сооружение нефтяного терминала в Усть-Луге планируется. Перевалка в объеме 30 миллионов тонн будет налажена к 2012 году. К этому же времени через залив будет транспортироваться более 200 миллионов тонн сырой нефти и нефтепродуктов! Значит, определенный их процент будет теряться в акватории Финского залива, а возможно, распыляться через градирни. А если в заливе вообще случится крупный разлив нефти?
Так мы можем зайти слишком далеко. Для того, чтобы планировать исследования в этом направлении, прежде всего, потребуется перспективная оценка загрязнения Балтики. Как только подобные исследования будут проведены и перед нашей группой будут поставлены конкретные вопросы, мы на них ответим.

— Мне представляется, что такие вопросы могут задать представители местного муниципалитета, общественности. Очевидно, что градирни будут влиять на состав атмосферы, то есть воздуха, которым мы дышим. В связи с этим следующий вопрос. В ОВОС сказано, что градирни будут способствовать выпадению радиоактивных аэрозолей. Откуда они возьмутся?
Попадая в атмосферу, водяной пар конденсируется на самых разных аэрозолях, которых в воздухе великое множество. Высота трубы ЛАЭС-2 – 100 метров, высота градирни – 150. К тому же труба расположена так, что при определенном направлении ветра приходится практически на центр факела. В этой ситуации низконуклидный (так называемый «штатный») выброс, выходящий из трубы, будет «вымываться» точно так же, как это происходит за счет естественных атмосферных осадков. Когда станция работает в штатном режиме, активность выброса чрезвычайно низка. Критический сценарий может развернуться только при заштатной аварии, причем в этом случае с влагой будут в значительной степени оседать и все попавшие в атмосферу нуклиды.

— Правильно ли я понимаю, что сегодня все короткоживущие радиоактивные изотопы, выбрасываемые из трубы станции, разносятся в обширном ареале. А с градирнями будут «приземляться» в зоне выпадения факела?
Совершенно верно. Наличие градирен действительно приведет к локализации выпадения аэрозолей.

— Это хорошо или плохо?
Кому как. В промзоне, на территории ЛАЭС, фон, по идее, может возрасти. Но там и другие ― более высокие ― нормативы. А вот до Соснового Бора аэрозоли никак не донесет.

— Александр Сергеевич, в Сосновом Бору рядом с промзоной полно огородных участков. Да и до города рукой поддать. Могут быть такие погодные ситуации, при которых факел с аэрозолями дотянется до садовых участков, городских улиц?
Чтобы ответить точно, требуются дополнительные расчеты. Впрочем, ими мы сейчас и занимаемся. На первом этапе нами сделаны расчеты, вошедшие составной частью в предпроектный ОВОС, который обсуждался на общественных слушаниях 7 февраля 2007 года. Теперь отрабатывается проектный вариант ОВОС. И эти расчеты носят более серьезный, углубленный характер. Как я уже говорил, на площадке скоро начнет работать автоматическая станция гидрометеорологических наблюдений, а также специальные средства высотного зондирования атмосферы, и мы сможем иметь очень точные представления о распространении факела.

По-настоящему сложной будет обстановка около самих градирен. Зимой повышенные температуры приведут к образованию густых туманов, моросей, сильнейшего гололеда. Толстая корка льда будет образовываться повсюду — на трубопроводах, проводах, строениях. Но речь идет о зоне радиусом до 500 метров от градирен, а при некоторых погодных условиях ― до полутора километров. В этом пятне не должно проходить линий электропередач, автомобильных и железных дорог, трубопроводов. Именно по этой причине будет перенесена подальше от градирен железнодорожная ветка, идущая из Калищ на Котлы. Однако опять-таки следует учесть: туманы и мороси будут только в холодное время года, зимой. Летом обстановка будет куда спокойней.


От редакции. Разумеется, каждый читатель сам сделает выводы, о целесообразности или нецелесообразности сооружения градирен. Но эксперты "Беллоны" убеждены в одном: проект строительства Ленинградской АЭС-2 является экологически опасным и экономически бессмысленным, особенно учитывая то, что до сих пор не существует плана утилизации Ленинградской АЭС-1.