News

Какой экологической информации не хватает России?

Опубликовано: 27/06/2007

Автор: Илья Бруштейн

«Усиление воздействия экологической информации на Северо ― Западе Российской Федерации» : так называлась научно ― практическая конференция, которая проходила в середине июня в Санкт-Петербурге и на острове Валаам.

Организатором этого мероприятия стало Трансграничное экологическое информационное агентство, которое возглавляет петербургский эколог и журналист Александр Шкребец. В конференции приняло участие более шестидесяти активистов экологических организаций и журналистов из Москвы,  Санкт-Петербурга, Новгорода, Пскова, Мурманска, Апатит, Калининграда и других городов.  

Неразбериха сознательно создаётся чиновниками
От подобных мероприятий трудно ожидать немедленного, «осязаемого», конкретного результата. Их главная задача, их основной смысл ― в общении и дискуссиях коллег и единомышленников.

«Мне думается, что название конференции "Усиление воздействия экологической информации…" можно понять не совсем верно», ― поделилась со мной своими раздумьями сопредседатель общественной экологической группы «Экозащита!» из Калиниграда Александра Королева.

«На самом деле, в современных российских условиях трудно говорить об "усилении воздействия экологической информации". Происходит обратный процесс: В России получить доступ к честной, объективной экологической информации становится всё сложнее. Мне думается, что и влияние экологических организаций на политическую и общественную жизнь страны существенно снизилось».

Королева считает, что в природоохранной сфере сознательно создается обстановка хаоса и неразберихи, чтобы запутать население и усложнить получение необходимой информации: «Кто всё ― таки в России отвечает за природоохранную политику? Существует Росприроднадзор, Ростехнадзор, федеральные агентства по лесу, по водным ресурсам… Сфера их компетенции чётко не определена и не разграничена. Например, совершенно непонятно, кто несёт ответственность и должен принимать необходимые меры в случае аварии на нефтепроводе. Что должен предпринять Росприроднадзор?.. Что Ростехнадзор?.. В Калиниградской области экологи с горечью и недоумением наблюдают все эти бесконечные реорганизации природоохранных организаций. При этом с 2003 года органы государственной власти не публикуют годовых докладов по экологической обстановке в области. Разве можно признать такую ситуацию нормальной?»

Королеву возмущает и тот факт, что противники атомной энергетики практически не имеют доступа к федеральным и региональным теле ― и радиоканалам, крупным печатным изданиям: «Как в этих условиях можно говорить об объективном информировании общественности?! Государственное телевидение и радио создают у граждан России впечатление, что атомная энергетика является экологически чистой… Атомное лобби полностью заполонило теле ― и радиоэфир, возвеличивает себя как провозвестник технического прогресса и современных технологий… Фактически в России речь идёт не об экологической информации, а о пропаганде в нужном для государства направлении. Огромные опасности атомной энергетики утаиваются от народа».

Научить людей использовать экологическую информацию
«Задача экологических организаций состоит не только в том, чтобы предоставить общественности необходимую экологическую информацию, но и научить людей пользоваться этими данными, предпринимать на их основе конкретные действия», ― считает председатель совета петербургского Центра экологических инициатив Александр Федоров.

«Ситуация с получением правдивой экологической информации складывается весьма тревожная. Однако существует и другая проблема: экологическая безграмотность основной массы российского населения. Множество людей десятилетиями живут возле химических производств, их дети страдают от астмы и других заболеваний. Но эти люди не связывают своё тягостное положение с экологической ситуацией и нарушениями в этой сфере», — говорит Федоров.

«Определённый оптимизм мне внушает появление в России слоя образованных, достаточно состоятельных и самостоятельно мыслящих людей, так называемого "среднего класса", ― добавляет он. — Когда в нашу организацию приходят люди, желающие проконсультироваться об экологической обстановке в различных районах Петербурга (перед тем, как покупать там жильё) ― это хороший знак!»

Обмен опытом об экологическом просвещении
«Для меня конференция ― это возможность поделиться опытом об экологическом просвещении, которым мы занимаемся ежедневно», ― замечает председатель правления петербургской общественной экологической организации «Друзья Балтики» Ольга Сенова.

«Важнейшей программой для нашей организации является работа со школьниками. Мы привлекаем ребят к работам по экологическому мониторингу рек и побережий, к очистке прибрежной территории. Важное значение мы уделяем распространению информации о рациональном использовании природных ресурсов, альтернативной энергетике и «экологически дружественном потреблении». В 2000 году «Друзья Балтики» учредили региональный конкурс школьных проектов по энергосбережению и возобновляемой энергетике «Энергия и Среда обитания». На конкурс школьники представляют проекты утепления классов, использования возобновляемых источников энергии для энергоснабжения, а учителя ― планы и проекты уроков и практических занятий. Мы опубликовали популярные издания для детей и учителей: книжку ― раскраску «Капелька и Искорка учат экономить энергию», брошюру об опыте работы учителей, красочное, подробное методическое пособие для учащихся средней школы по энергосбережению. Это пособие используется практически во всех странах СНГ как дополнительный материал в преподавании экологии, природоведения, биологии, физики, химии… Важно, что дети учатся правильно воспринимать экологическую информацию, задумываться над тем, что каждый из нас может сделать, чтобы не транжирить природные ресурсы, рационально вести домашнее хозяйство»

«Я тоже считаю, что экологическое просвещение может привести к конкретным результатам», ― вступает в разговор Александр Федоров. «Например, мне довелось быть свидетелем того, как в Швеции развернулась общественная борьба против использования хлора в моющих веществах, в первую очередь, в стиральных порошках и отбеливателях. А сейчас все шведские производители бытовой химии отказались от использования хлора… Шведский производитель стиральных машин Elektrolux даже изменил конструкцию машин, «ликвидировав» в своей продукции специальный отсек для хлорного отбеливателя… Сейчас в Швеции развернулась борьба, чтобы заставить производителей уменьшить содержание фтора в моющих средсвах. Уверен, что она тоже приведёт к положительным результатам».

Противоречивый опыт Валаама
Участники конференции собрались в Санкт ― Петербурге, в здании Центра дистанционного обучения Санкт ― Петербургского государственного университета «Феникс» на Васильевском острове. А вечером четырёхпалубный красавец ― теплоход «Санкт ― Петербург» взял курс на Валаам. Туристы, путешествующие этим рейсом, высыпали на палубы, чтобы насладиться тёплым летним вечером и невскими просторами, а участники конференции собрались в конференц ― зале, где дискуссии шли далеко за полночь…

Не прекращалась работа и на следующий день, когда корабль пристал в Никоновой бухте острова Валаам. Из ― за интенсивного графика работы экологов, экскурсионную программу по острову пришлось изрядно сократить, но тема Валаама не могла не присутствовать в общих дискуссиях и частных беседах. «Признаться, у меня посещение Валаама вызывает противоречивые чувства…», ― поделился со мной своими мыслями Александр Фёдоров. «С одной стороны, не может не радовать тот факт, что на Валааме за последние годы произошли огромные положительные перемены: восстановлены многие постройки монастыря и скитов, очищена и рекультивирована территория, ликвидированы несанкционированные свалки… Церковь проявила себя как рачительный хозяин на острове, заботящийся о природном и культурном наследии. С другой стороны, не все действия церковных властей заслуживают одобрения. Фактически, церковное начальство взяло конкурс на вытеснение, «выживание» с острова местных жителей. Светским людям на нём скоро не останется места… Местные жители Валаама живут в ужасных условиях, в старинных постройках, совершенно не приспособленных для жизни… К сожалению, ни церковные, ни государственные власти не думают об этих людях, о том, чтобы создать для них на острове человеческие условия жизни… А ведь остров Валам ― это их родина. Они хотят здесь жить, и жить по ― человечески…»

Посещение Валаама, наверное, не оставило равнодушным никого из участников конференции. Как совместить на острове светские и церковные интересы? Развитие монастыря и жизнь посёлка? На этот вопрос нет однозначных ответов. Но в одном участники конференции были едины: ограничение «дикого» туризма сказалось на экологической ситуации острова весьма благотворно. На Валааме, в отличии от советских времён, сейчас нет туристических баз. На острове запрещено ставить палатки, разжигать костры… Сюда можно попасть только с благословления паломнической службы монастыря или в рамках однодневных экскурсий(без ночёвок). Остров находится под защитой.

«Для меня поездка на Валаам ― это возможность приехать в намоленное, святое место. Чувство умиротворения и гармонии, которое здесь приобретаешь, надолго сохранится в сердце», ― сказала на прощание Александра Королева, когда теплоход вновь прибыл на петербургский причал.