News

«Беллона» вскрывает недостатки нефтяной индустрии России и Норвегии

Bellona archive

Опубликовано: 12/12/2007

В среду в Северном море произошла крупная утечка нефти. «Беллона» заявляет об опасностях, связанных с добычей нефти на шельфе.

«Произошедший сегодня в Северном море разлив нефти подтверждает тот факт, что даже компании, уже в течение долгого времени работающие на шельфовых месторождениях, не обладают совершенными технологиями. Каждая подобная утечка нефти или нефтепродуктов наносит невосполнимый ущерб уязвимой экосистеме северных морей», — заявила Ирина Рудая, соавтор доклада «Беллоны» о деятельности нефтегазовых компаний на Северо-Западе России, по окончании презентации английской версии доклада.

Утечка нефти произошла вблизи нефтедобывающей платформы, управляемой норвежской государственной компанией StatoilHydro. В воду попало около 4 000 кубометров нефти. Это самый крупный разлив нефти в Северном море с 1977 года. Пятно движется по Гольфстриму в направлении Баренцева моря.

Презентация английской версии доклада «Беллоны» «Нефть и газ Российской Арктики: экологические проблемы и последствия» проходила в офисе «Беллоны» в Осло. Месяц назад русская версия доклада была представлена в Мурманске.

bodytextimage_DSC_4233.NEF_.jpg Photo: Alexey Snigirev

Доклад рассказывает о существующих и планируемых проектах нефтегазового комплекса и способах их регулирования со стороны государства и бизнес-структур, а главное – предоставляет оценку экологических рисков и возможных последствий для природной среды при добыче и транспортировке углеводородов на Арктическом шельфе.

«Даже участие StatoilHydro в Штокмановском проекте не может гарантировать экологическую безопасность,» — добавляет Рудая.

На презентации представители «Беллоны» рассказали о существующих и планируемых нефтегазовых проектах Арктического шельфа, экологических рисках освоения месторождений и транспортировки углеводородов, недостатках российского природоохранного законодательства и характерных чертах нефтегазовой индустрии в России. Среди приглашенных гостей были представители норвежского Института водных исследований, норвежской Ассоциации Судовладельцев, норвежской Федерации отраслей промышленности, посольств Финляндии и Канады, Министерства охраны окружающей среды Норвегии, общественных организаций — WWF-Норвегия и Natur og Ungdom.

«Нефтегазовая индустрия, которая характеризуется высоким уровнем национализации, информационной закрытостью и непрозрачностью, становится политическим орудием в руках российского правительства, — считает Нина Лесихина, координатор энергетических проектов Мурманской региональной общественной экологической организации «Беллона-Мурманск». — Большинство сделок заключаются между правительством и бизнес компаниями, а население узнает о них (если узнает вообще), уже тогда, когда контракты подписаны. В таком информационном вакууме невозможно обеспечить участие общественности в принятии решений, а соответственно избежать реализации экологически и социально опасных проектов».

Развитие нефтегазового комплекса на Севере России происходит в сложных природно-климатических условиях. Отсутствие знаний, опыта и технологий работы в Арктике многократно увеличивает экологические риски.

В то же время, по мнению авторов доклада, при планировании и реализации нефтегазовых проектов экологическим проблемам не уделяется должное внимание со стороны российских компаний, а порой эти аспекты просто игнорируются в угоду экономической прибыли. Отсутствие независимых государственных структур, осуществляющих контроль над деятельностью компаний на Арктическом шельфе, не позволяет обеспечить достаточный уровень экологической безопасности и соответствие российским и международным стандартам безопасности.

«То, что Россия не ратифицировала Эспо конвенцию, негативно отражается на российском законодательстве, и существенно снижает объем прав российских граждан», — заявила юрист «Беллоны» Ольга Кривонос. Конвенция «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте», устанавливает правила международного сотрудничества при реализации проектов, негативное воздействие которых может затронуть соседние государства. Россия подписала конвенцию, но до сих пор не ратифицировала.