News

России нужна независимая экомаркировка энергии

Опубликовано: 02/11/2011

Автор: Ксения Вахрушева

В нынешнем году «Беллона» запустила проект по внедрению в России международной системы маркировки экологически чистой энергии, производимой из возобновляемых источников. Эту инициативу комментирует юрисконсульт Программы развития возобновляемой энергетики в России Международной финансовой корпорации Всемирного банка Анатоль Бут.

– Господин Бут, актуален ли, по-вашему, такой проект сегодня в России?

– Инициатива введения экологической маркировки для производителей энергии имеет большой потенциал в России. Можно только приветствовать независимую добровольную сертификацию установок возобновляемой энергетики, которая бы гарантировала их экологическую безопасность. Ведь официальная государственная сертификация не всегда является объективной и не учитывает все экологические факторы.

– Зачем нужна сертификация установок возобновляемой энергетики?

– Сертификация таких установок должна являться ключевым компонентом нормативно-правовой базы для стимулирования развития ВИЭ. Только компании, чьи генерирующие мощности официально признаны объектами, работающими на основе возобновляемых источников энергии, могут претендовать на государственную поддержку. В этом вопросе российские власти хоть как-то продвинулись — в прошлом году Совет рынка электроэнергетики принял Положение о квалификации установок возобновляемой энергетики.

Мы, в Международной финансовой корпорации, считаем, что этот документ имеет решающее значение для функционирования системы поддержки ВИЭ, так как на его основе будет определяться, какие установки имеют право на поддержку, а какие нет. Тем не менее конкретные меры поддержки российским правительством еще – не разработаны.

– Если имеется официальная процедура сертификации, зачем нужна независимая – добровольная экомаркировка?

– Наличие независимой сертификации может помочь Совету рынка при определении критериев отнесения объектов энергетики к категории работающих на ВИЭ. В этом смысле для российского рынка будет полезен опыт других стран, например Финляндии, где и появилась международная система маркировки экологически чистой энергии «ЕКО». Также наличие независимой экспертизы может способствовать прозрачности процедуры официальной сертификации и помочь инвесторам в их отношениях с органами власти. Тем более что даже сегодня вопрос толкования понятия «возобновляемая энергетика» в российском законодательстве все еще требует корректировки.

– Можете привести примеры?

– Например, согласно энергетическим стратегиям России на период до 2020 года и до 2030 года, а также Генеральной схеме расположения объектов электроэнергетики в качестве одного из видов возобновляемого источника энергии указывается торф. Однако в определение ВИЭ в федеральном законе об электроэнергетике он не включен. Исключение торфа из перечня возобновляемых источников энергии нужно приветствовать, потому что, согласно европейским стандартам, его скорее относят к ископаемому топливу.

Также однозначно не установлен предел мощности гидроэлектростанций, ведь начиная с определенной мощности ГЭС представляют реальную опасность для окружающей среды. Непонятно, как «газ, образующийся на угольных участках», может рассматриваться в качестве возобновляемых источников энергии. Не совсем ясно используемое в законе об электроэнергетике понятие «отходы производства и потребления».

– К чему могут привести такие нестыковки?

– Эти примеры иллюстрируют проблемы, которые могут возникнуть при реализации программ поддержки компаний, работающих на ВИЭ. Неправильная квалификация объектов генерации в качестве установок возобновляемой энергетики может привести к тому, что помощь государства будут получать компании, не всегда использующие самые экологически чистые технологии. Таким образом, независимые инициативы в области сертификации могут иметь важное корректирующее значение. Необходимо отметить, что для успешной реализации такая инициатива, как введение на территории России международной системы маркировки экологически чистой энергии «ЕКО», должна учитывать специфические особенности российской системы регулирования энергетики и позицию ВИЭ в энергетической системе России.