News

Игналинская АЭС: куда уходят деньги?

Фото: Schyll, wikipedia.org

Опубликовано: 30/10/2011

Автор: Олег Бодров

Прошло 10 лет с момента начала вывода из эксплуатации (декомиссии) Игналинской АЭС. Первый и второй самые мощные энергоблоки «чернобыльской серии» (РБМК-1500) были остановлены в декабре 2004 и 2009 годов соответственно, став в этом плане пионерами на территории Европейской части бывшего СССР. Сегодня, спустя десятилетие, становится ясно, что процесс их демонтажа проходит отнюдь не гладко. Об этом говорилось на Международной конференции, организованной заинтересованной общественностью Литвы, Беларуси и России, «Проблемы закрытия атомных станций. Опыт Европы и Литвы», состоявшейся в сентябре в Вильнюсе.

Деньги

Изначально планировалось провести декомиссию двух блоков к 2030 году. На месте ИАЭС должны остаться «сухое» хранилище отработавшего ядерного топлива и хранилище радиоактивных отходов. Проект оценивался в 1 млрд евро. Необходимую сумму предполагалось покрыть за счет Евросоюза (90%), членом которого является Литва, и национального бюджета (10%). За минувшее десятилетие запланированный миллиард евро оказался израсходованным. Стоимость проекта выросла почти в три раза – до 2,9 млрд евро.

Возник ряд конфликтных ситуаций между участниками реализации проекта, а также с донорами. Наблюдается отставание по срокам. При этом общество не имеет всей полноты информации о ходе его реализации.

 

Проблемы

Во время дискуссии были обозначены следующие проблемы. Закрытость информации о ходе декомиссии и отсутствие прозрачности принятия решений по финансированию отдельных составляющих проекта. Это создает предпосылки для коррупции.

Отсутствие системного взгляда на весь комплекс проблем декомиссии. Это приводит к несбалансированным решениям, нецелевому использованию выделяемых средств.

Монополия национальных властей Литвы при распределении средств на проекты вывода, отсутствие дискуссии со всеми заинтересованными участниками процесса (властями всех уровней, политическими партиями, администрацией АЭС, общественностью) стали источником конфликта в обществе, привели к неэффективному использованию средств.

Некомпетентное вмешательство политиков в решение технологических проблем декомиссии АЭС. Замена трети технических руководителей высшего звена управления ИАЭС дипломатами и политиками, не имеющими соответствующего базового образования, но получающими более высокую зарплату, стала источником конфликта внутри станции, подрывающего безопасность вывода ИАЭС из эксплуатации.

Что делать

Участники конференции обсудили возможные шаги по преодолению кризиса. Первым шагом должно стать решение Литвы на национальном уровне обеспечить доступ всем заинтересованным участникам декомиссии к информации, связанной с состоянием АЭС и ходом реализации проекта.

Во-вторых, целесообразно создать Общественный совет по мониторингу вывода из эксплуатации АЭС, в состав которого вошли бы представители властей различных уровней, парламентских политических партий, трудового коллектива ИАЭС, общественности.

Опыт реализации проектов вывода из эксплуатации АЭС Мэйн Янки (США) и Норд (Германия) показал высокую эффективность такого инструмента при условии открытости информации. Такой Совет, с одной стороны, станет площадкой для взаимодействия всех заинтересованных участников процесса декомиссии, а с другой – обеспечит прозрачность этого процесса для общества.