News

Россия меняет рынки сбыта ископаемого топлива и хоронит зеленую энергетику

В 2022 году снизилась выработка ГЭС, а выпавшие объемы заместили угольные ТЭС. Добыча угля в России увеличилась на 0,4%, поставки на внутренний рынок выросли на 6,8% / Shutterstock.com
В 2022 году снизилась выработка ГЭС, а выпавшие объемы заместили угольные ТЭС. Добыча угля в России увеличилась на 0,4%, поставки на внутренний рынок выросли на 6,8% / Shutterstock.com

Опубликовано: 25/06/2023

Автор: Вера Кузьмина

Экологические риски как при экспорте энергоносителей, так и при их использовании на внутреннем рынке, растут.

После военного вторжения России в Украину западные страны, в том числе ЕС, США, Япония и Канада, ввели экономические санкции против агрессора. В ответ Россия перестала поставлять в Европу газ. В течение прошлого года российское правительство искало способы перенаправить транспортные потоки нефти, угля и газа в другие страны мира.

В итоге объемы добычи и экспорта основных ископаемых России в 2022 году изменились незначительно, при этом выросла в разы протяженность путей поставок, что повышает риск аварий и нефтеразливов. Намерение России нарастить транспортировку угля и нефти по Енисею и Северному морскому пути грозит экологической катастрофой для рек и арктических морей. А судя по обновленной стратегии развития внутренней энергетики, к 2030 году в ней ничего не изменится: ВИЭ почти не будет.

Рост объемов экспорта нефти и дорогая логистика

В целом в 2022 году экспорт нефти из России увеличился на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, до 7,8 млн б/с. Доходы от экспорта год к году выросли почти на четверть и составили $220 млрд, что близко к историческим максимумам, полагает Международное энергетическое агентство (МЭА). По предварительным данным Минэнерго, в 2022 году добыча нефти выросла примерно на 2% по сравнению с 2021 годом – до 535 млн тонн, а экспорт на 7,5% – до 242 млн тонн.

Между тем внутри общих показателей экспорта произошли сильные изменения. В 2022 году Европа продолжала покупать российскую нефть по трубопроводу «Дружба». Маршрут поставки проходит от Альметьевска через Самару и Брянск до белорусского Мозыря, а затем разветвляется на два участка: южный (по территории Украины, Чехии, Словакии и Венгрии) и северный (по территории Беларуси, Польши и Германии). В 2022 году транзит продолжался без перебоев, на южной ветке перекачка нефти была остановлена один раз за год, на восемь дней в августе. Получают нефть для НПЗ в Венгрии, Болгарии и Польше.

Ситуация начала резко меняться накануне введения в действие заявленного в начале года ЕС эмбарго на поставки российской нефти, ранее о запрете только заявляли. Если до войны Россия поставляла в ЕС 10 млн тонн нефти в месяц, то в феврале 2023-го – всего 2 млн тонн в месяц, то есть 1/5 от довоенных объемов, уточнил независимый аналитик и консультант по нефтяным и газовым рынкам Сергей Вакуленко.

Сырье, которое оказалось невостребованным на европейском рынке, Россия перенаправила в Азию, основные покупатели – Китай, Индия и Турция. В октябре Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в Индию – 946 тыс. баррелей в день, что явилось самым высоким показателем за месяц, или 22% всего импорта сырой нефти в Индию, сообщили специалисты отраслевой аналитической компании Vortexa. Кроме того, рост показателей российского экспорта нефти может произойти за счет появления новых покупателей. Так, в январе 2023 года Гана и Индонезия стали приобретать сырье из России.

28 Credit: МЭА / iea.org

Основной проблемой для России в 2022 году стало изменение логистики. Порядка 600 судов присоединились к «теневому флоту», помогающему России поддерживать поставки нефти. Это, в свою очередь, приводит к тому, что остается меньше судов, обслуживающих других экспортеров нефти, в связи с чем повышается стоимость фрахта. По оценке Вакуленко, проблем с танкерами у России не было, но протяженность транспортных путей выросла в разы. Доставка в Китай составляет шесть недель, в Индию – четыре недели вместо одной при поставках в ЕС.

С 5 декабря 2022 года, после введения очередного пакета санкций тариф на перевозку между Балтийским морем и Индией обсуждался на уровне около $15 млн (или $20 за баррель). Ранее ставка на перевозку по этому маршруту составляла от $9 млн дo $11,5 млн. Однако открытые цифры отражают стоимость легальных поставщиков, в то время как на Россию может работать флот стран, находящихся под санкциями, например флот Ирана. Ставки фрахта для России выросли как минимум вдвое в 2022 году, полагает Вакуленко.

Эксперт также отметил, что поставки нефти из России стали непрозрачными. То же самое видно из диаграммы МЭА: большая часть поставок происходит в неизвестном направлении. Это сказывается на качестве контроля перевозок, их влияния на окружающую среду.

Производство нефтепродуктов может сократиться

Кроме сырой нефти Россия поставляла в ЕС нефтепродукты. По данным консультационной компании «ИнфоТЭК-КОНСАЛТ», в 2022 году экспорт российских нефтепродуктов морским транспортом в ЕС составлял чуть менее 70 млн тонн в год. Приблизительно 60% из этого – светлые нефтепродукты (в основном дизельное топливо), остальное – темные (мазут, вакуумный газойль и др.). 5 февраля вступил в силу запрет на эти поставки. По оценке Сергея Вакуленко, потери российского бюджета от данного запрета в год составили около $50 млрд.

Чтобы сохранить объемы экспорта нефтепродуктов, Россия наращивает поставки в Марокко и Турцию. Однако, по мнению экспертов, перенаправить в Азию нефтепродукты сложнее, чем нефть. Если нефть перегрузили на танкеры, которые в достаточном количестве имеются на рынке, и повезли, то для транспортировки нефтепродуктов требуются нефтепроводы или железнодорожные пути. Увеличить поставки будет непросто из-за ограничения пропускной способности РЖД и трубопроводов Транснефти. Кроме того, поставщикам нефтепродуктов потребуются субсидии государства на транспортные расходы, чтобы сохранить конкурентоспособные цены.

При этом резервуарный парк для хранения нефтепродуктов в РФ традиционно небольшой, поэтому велик риск затоваривания, сказал главный аналитик по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов крупнейшего частного топливного трейдера РФ – ООО «Петролеум Трейдинг» Андрей Дьяченко в интервью Интерфаксу. А по мнению Вакуленко, сокращение выработки нефтепродуктов не представляет проблемы – заводы снизят мощности.

По данным Минэнерго, первичная переработка нефти уменьшилась в 2022 году на 2,9% – до 272 млн тонн, при этом производство автомобильного бензина вырастет на 4,2% – до 42,5 млн тонн, выпуск дизельного топлива – на 5,9%, до 85 млн тонн.

Добыча и экспорт газа упали, а у СПГ все хорошо

После отказа России поставлять газ в ЕС в отрасли ждали падения экспорта. Быстро перенаправить это сырье в другие страны невозможно – нужны трубопроводы. Строительство дополнительных путей транзита в Китай или Индию займет до десяти лет, отмечает Вакуленко. Однако 80% российского газа шло на внутренний рынок, поэтому существенного ущерба экономике «Газпрома» нанесено не будет.

По итогам 2022 года добыча газа в России снизилась на 13,4% и составила 573 млрд куб. м. Добыча ПНГ по итогам года снизилась на 2%, до 99 млрд куб. м. Таким образом, общая добыча газа (природного и попутного) в 2022 году снизилась на 12%, до 672 млрд куб. м, говорится в отчете Росстата.

Основным потребителем трубопроводного газа в правительстве РФ называют Китай. Кроме того, начаты переговоры о поставках газа в Казахстан и Узбекистан. В конце 2022 года Россия предложила создать тройственный газовый альянс с этими странами. Дело в том, что Россия, Казахстан и Узбекистан со времен СССР имеют фактически единую газотранспортную систему (ГТС), поясняет издание «Нефтегаз».

Холодная зима 2022 года в Центральной Азии привела к необходимости дополнительного расхода газа на отопление. При этом договоренности Казахстана по экспорту газа в Китай оказались под угрозой срыва. Союз с Россией, по которому обе страны будут гарантировать транзит российского газа в Китай, поможет снизить риски невыполнения газовых контрактов Казахстаном и Узбекистаном. Но пока что обе страны не вступили в союз с Россией, опасаясь вторичных санкций со стороны США и ЕС.

shutterstock_1903455694-1-scaled Протяженность транспортных путей доставки нефти выросла в разы. Доставка в Китай составляет шесть недель, в Индию – четыре недели вместо одной при поставках в ЕС. На фото: нефтяной танкер «Залив Восток» стоит у причала терминала в морском грузовом порту в Усть-Луге, Ленинградская область. Фото: Alexander Chizhenok / Shutterstock.com

Если транзит газа требует трубопроводов, то у СПГ нет такой проблемы. Объем производства СПГ в России в 2022 году увеличился на 8,1% и составил 32,5 млн тонн, что стало рекордным показателем. Поставки СПГ из России в страны ЕС и Великобританию по итогам года увеличились на 19% год к году на фоне падения трубопроводных поставок газа.

Необходимо отметить, что прямых запретов на поставку российского газа в ЕС в рамках нескольких пакетов санкций не вводилось. Но отдельные страны по своей инициативе решили отказаться от российского СПГ. Великобритания намерена сделать это с января 2023 года. Ее примеру последовали Литва и Тайвань. Между тем российский СПГ стали покупать в Египте, а также в ряде стран, оставшихся неизвестными.

В России работают два крупнотоннажных СПГ-завода – «Ямал СПГ» (прогноз выпуска по итогам 2022 года – 29 млрд куб. м) НОВАТЭКа и «Сахалин-2» (15,87 млрд куб. м в 2022 году) «Газпрома». Также на конец 2021 года в России действовало 17 малотоннажных СПГ-заводов общей производительностью 342 млн куб. м и среднетоннажный завод «Криогаз Высоцк» (совместное предприятие НОВАТЭКа и Газпромбанка) на 910,8 млн куб. м.

Экспорт угля снизился, на внутреннем рынке – рост

В 2022 году в целом добыча угля в России увеличилась на 0,4%, до 437 млн тонн. При этом выросли поставки на внутренний рынок на 6,8%. Это было связано с маловодьем в бассейне р. Енисей, из-за которого снизилась выработка ГЭС, а выпавшие объемы заместили угольные ТЭС.

Драматично в экологическом смысле выглядит ситуация с поисками новых путей доставки угля на экспорт, так как объемы железнодорожных перевозок в азиатском направлении достигли предела. В феврале 2023 года Министерство транспорта РФ предложило использование речных портов Красноярска и Лесосибирска для организации экспортных поставок угля. Уголь будут грузить на речные баржи в этих портах, затем доставлять в Дудинку. А оттуда по Севморпути уголь отправится к азиатским покупателям.

Порт Дудинка, расположенный ниже на Енисее, способен принимать уже полноценные морские суда. Он работает в круглогодичном режиме – его функционирование обеспечивают как портовый, так и атомный ледокольный флот. Но на «плече» от Красноярска до Дудинки навигация из-за ледостава прерывается на 6-7 месяцев.

В 2023 году должны быть проведены пилотные отгрузки.

Новые логистические пути несут экологические риски

Однако каждый порт, в котором в России перегружают уголь, становится экологической катастрофой для окружающей среды и жителей окрестностей. Крупнейшие угольные перевалочные комплексы в стране расположены в дальневосточных портах Посьет, Находка, Восточный, большие объемы приходятся также на порты Мурманск, Усть-Луга, Высоцк и Туапсе. Проблема угольной пыли в этих портах обсуждается в течение последних двух десятков лет.

Власти пытались ввести запрет на перевалку угля открытым способом, обязать стивидоров использовать водяные пушки для пылеподавления, но ничего не помогает. Показательным должен был стать новый, современный порт в Туапсе. Но после его запуска в 2020 году жители региона стали жаловаться на угольную пыль и невозможность вести сельское хозяйство.

coal-loading-port Погрузка угля в порту Мурманска Credit: bellona.org

Проблема угольной пыли на водном объекте – помутнение и наличие жирной, пыльной взвеси в воде. Енисей может повторить судьбу рек Кузбасса, оставшихся без рыбы и непригодных для забора питьевой воды или купания. (Подробнее об экологических проблемах угольной отрасли можно почитать на портале «Белый снег».)

Новые маршруты доставки нефти также опасны с экологической точки зрения. До введения санкций основным маршрутом по перевозке российской нефти танкерами была Балтика, по которой нефть и нефтепродукты с российских терминалов в основном доставлялись в порты Нидерландов. Теперь маршруты с Балтики для российской нефти существенно удлинились (например, с поставками в Индию), что повышает риск возникновения аварийной ситуации.

Но намного опаснее расширение вывоза арктической нефти с Ямала, а в дальнейшем и с Таймыра. В этом случае нефть будут везти по восточному сектору Севморпути и далее через Берингов пролив в Азию.

Если на Балтике и вообще вдоль Европы можно рассчитывать на срочную помощь в случае ЧС (например, помощь буксиром при потере хода танкером), то в восточном секторе российской Арктики сил и средств для помощи судам, попавшим в ЧС, намного меньше, как и для ликвидации разливов нефти, если они случатся.

Показательный пример – нефтеразлив на Таймыре в июле 2020 года на реке Хатанга. Для ликвидации разлива были переброшены силы и средства из Мурманска. Разлив произошел недалеко от аэропорта Норильск, поэтому проблем с доставкой людей и оборудования не было. На руку спасателям играло и то, что нефть разлилась летом. Если же суда будут двигаться по Севморпути, то оперативную помощь при разливе они вряд ли получат. В случае ледовых условий даже наличие сил и средств реагирования на нефтеразлив не позволит сколь-нибудь эффективно его ликвидировать.

Энергетика внутри России

Между тем российская система энергоснабжения демонстрирует крайнюю степень консервативности. В 2022 году зафиксирован рост производства и потребления электроэнергии на 0,8% и 1,6% соответственно, по данным Минэнерго. При этом рост объемов выработки энергии происходил в первую половину года, во второй наблюдалось сокращение. Если бы не война, то рост потребления электроэнергии был более значительным. Возможно, сохранился бы темп 2021 года – 6% в год по сравнению с пандемийным 2020 годом. Но «спецоперация» внесла свои коррективы, энергетика притормозила.

Однако ее будущее определено – все останется по-прежнему. В конце 2022 года правительство опубликовало схему и программу развития электроэнергетических систем России на 2023-2028 годы. В программе указывается, что к 2028 году будут запущены ветровые электростанции мощностью 2316 МВт и солнечные электростанции – 781 МВт. Одновременно с этим в ближайшие шесть лет будут ежегодно запускать новые электростанции и модернизировать старые, работающие на ископаемом топливе и бытовых отходах.

shutterstock_25454920-1-scaled До введения санкций основным маршрутом по перевозке российской нефти танкерами была Балтика, теперь маршруты с Балтики для российской нефти существенно удлинились (например, с поставками в Индию), что повышает риск возникновения аварийной ситуации. Намного опаснее, если суда будут двигаться по Севморпути: оперативную помощь при нефтеразливе они вряд ли получат. В случае ледовых условий даже наличие сил и средств реагирования на нефтеразлив не позволит эффективно его ликвидировать. Фото: fish1715 / Shutterstock.com

В результате ввода новых электростанций структура энергобаланса к 2028 году в целом сохранится при незначительном снижении доли тепловых электростанций (с 66,1% в 2021 году до 65,1% в 2028 году) и доли гидравлических электростанций, подсчитали в российском отделении Гринпис.

Незначительное снижение мощности ТЭС связано с прекращением работы нескольких станций в связи с истечением срока эксплуатации. В атомной энергетике планируется ввод новых энергоблоков для замены устаревшего энергоблока на Курской АЭС, а также строительство опытно-демонстрационного реактора в Северске Томской области – их общая установленная мощность составит 2700 МВт.

Разработчики упомянутой программы уточнили, что развитие возобновляемой энергетики до 2028 года планируется по уже определенным проектам ВИЭ в рамках программы господдержки. Но уже запланированные проекты ВИЭ-электростанций общей мощностью 3 ГВт могут быть запущены позже изначального срока из-за санкций и ухода иностранных компаний с рынка. В ближайшее время снижение выбросов СО2 от энергетики в России вряд ли произойдет.

По оценке российского отделения Гринпис, в России крайне ограничены меры по развитию ВИЭ и во многом характер поддержки зеленой генерации носит декларативный характер.

shutterstock_2209833909-1-scaled Запрет на экспорт и импорт подразумевает только изменение товарных потоков. Гораздо большую угрозу представляет собой утечка мозгов: сотни тысяч специалистов покинули Россию за последний год. На фото: граница с Грузией Верхний Ларс, очередь со стороны России, 26 сентября 2022 года. Фото: avsinn / Shutterstock.com

Между тем глава Минэнерго Александр Новак успокаивает: «На мой взгляд, зеленая повестка осталась, но она будет более плавной. Доля возобновляемых источников энергии будет расти, как в свое время уголь стал замещать нефть, а ее – газ. Что касается углеводородов и угля, то сейчас их доля в мировом энергобалансе примерно 82%. И она в любом случае останется доминирующей в течение как минимум ближайших десятилетий».

Как и указывал Новак, Россия занимает 20% глобального рынка энергоресурсов. Выкинуть такого крупного поставщика одномоментно не получится, поэтому в 2022 году проукраинская коалиция стран сосредоточилась на решении своих проблем по замещению российских поставок сырья. Также ЕС и США, осознавая зависимость от ископаемого топлива, кто бы его ни поставлял, приняли законы, которые подтолкнут развитие и внедрение зеленых технологий.

В то же время президент РФ Владимир Путин вручил премию в области науки и инноваций для молодых ученых за 2022 год старшему научному сотруднику Казанского (Приволжского) федерального университета Иреку Мухаматдинову – за разработку катализаторов акватермолиза для повышения нефтеотдачи пластов.

Как отметил декан экономического факультета Александр Аузан в интервью изданию «Форбс», запрет на экспорт и импорт – это ограничение с понятным вариантом решения. Он подразумевает изменение товарных потоков. Гораздо большую угрозу представляет собой утечка мозгов. По оценкам, которые приводит корреспондент «Форбс» в интервью, около миллиона молодых специалистов покинули Россию.

Аузан полагает, что отъезд специалистов провоцирует тот факт, что в стране до сих пор нет освобождения от военной службы для кандидатов и докторов наук. В то же время Госдума не прекращает дискуссий о том, как запретить этим людям работать из-за рубежа, что усугубит потерю для российской экономики лучших специалистов.

По мнению Аузана, ископаемые ресурсы – это не главный капитал России, человеческий капитал имеет более важную роль для развития и перехода к другой модели экономики, созданию в стране институтов, которые не сосредоточены только на извлечении ресурсов. Через 7-10 лет последствия утечки мозгов станут очевидны, полагает Аузан, и отмечает, что такого ущерба страна не получала никогда. (Полное интервью опубликовано на сайте Forbes.ru.)

Можно предположить, что пока Россия ищет старые танкеры для перевозки нефти в Индонезию, она проигрывает в гонке новых технологий. И это положение в будущем может напоминать анекдотическую ситуацию конца холодной войны, когда у СССР были космические корабли, а у США – стиральные машины, мотоциклы, самолеты. В этот раз, возможно, Россия сможет заместить иностранные технологии нефтедобычи, но через 15-20 лет зеленые технологии будут так распространены и эффективны, что даже Индонезия и Гана перестанут покупать у России энергоресурсы.

Вера Кузьмина специально для 86 номера журнала «Экология и Право»