News

Экспедиция установила точное местонахождение реакторного отсека АПЛ К-19

Атомная подводная лодка К-19
Атомная подводная лодка К-19

Опубликовано: 10/09/2021

Автор: Анна Киреева

В начале сентября 2021 года экспедиция по поиску затопленных радиоактивных объектов нашла в заливе Абросимова в Карском море реакторный отсек первой советской атомной подводной лодки К-19.

Обнаружили и идентифицировали объект сотрудники Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук, специалисты подразделений МЧС «Центроспас» и «Лидер», участвующие в экспедиции на научно-исследовательском судне «Мстислав Келдыш». В ближайшее время предстоит изучить, в каком состоянии находится контейнер.

«Наша задача – найти, нанести на карту, замерить уровень опасности. Если загрязнитель лежит на дне, то надо мониторинг устраивать, следить за тем, чтобы оболочка не разрушалась. Если она будет разрушаться, то это безусловно влечет за собой экологические проблемы. Потенциальная мина замедленного действия»,цитирует директора Института, доктора географических наук Алексея Сокова портал «Экология России».

АПЛ К-19 (заказ № 901 проекта 658), известная на флоте как «Хиросима», была спущена на воду в 1959 году и стала первым советским атомным ракетоносцем. За время службы субмарины на ней неоднократно происходили аварии, повлекшие гибель людей, в том числе авария на реакторе в 1961 году. После аварии из корпуса АПЛ вырезали реакторный отсек, отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) из него не выгружалось.

Реакторы обоих бортов были подвергнуты консервации на заводе в Северодвинске. Консервация заключалась в заполнении свободных объемов твердеющим радиационно-стойким консервантом на основе фурфурола. Оценочный срок защитных свойств консерванта от контакта ОЯТ с морской водой – от 100 до 500 лет. Далее РО был загерметизирован и затоплен в 1965 году. К-19 уже с новой ядерной энергетической установкой продолжала службу до 1990 года.

«Карское море, бухты в районе Новой Земли, в советское время это было для нас местом затопления отработанных ядерных реакторов и старых атомных подводных лодок»,цитирует «МК» военного эксперта, капитана 1 ранга Владимира Гундарова.

Только в начале 2000-х годов при финансовой поддержке иностранных партнеров – США, Германии, Франции, Италии, Канады, Японии, Норвегии и других стран Россия начала строить специальные хранилища.

Эколог Анна Ридигер считает, что захороненные на дне Карского моря отходы не несут большой экологической опасности, поскольку саму акваторию населяет малое количество биологических видов. «Карское море это всегда была помойка. Кладбище всего чего можно. Никто не думал, экологично это или нет, просто сваливали туда подальше, где меньше биоты. Там ресурсов практически нет, море холодное. То, что нашли – ничего удивительного, а вот что теперь с этим делать будут, это интересно»,рассказала Ридигер в интервью «Ленте.Ру».

Однако мнения экспертов в отношении того, представляет ли объект опасность, расходятся. Ридигер уверена, что «саркофаги радиоактивных отходов в былые времена были действительно качественные, и запечатывали их хорошо».

Капитан 1 ранга Игорь Кудрин уверен, что найденный контейнер может быть крайне опасен для окружающей среды. Именно поэтому в настоящее время проводится экспедиция для поиска таких объектов, подъема их на поверхность и постановки на хранение в безопасном варианте. Данная операция оправдана и необходима, добавил подводник.

«Когда-то корпуса реакторов разрушатся, коррозия неизбежна, тогда подводные течения разнесут ядерные отходы в разные районы, что может иметь крайне негативные последствия», уточнил Курдин «Ленте.Ру».

K-19 Centrospas Экспедиция по поиску затопленных радиоактивных объектов Credit: Telegram-канал центрального аэромобильного отряда «Центроспас»

Тем не менее, эксперты сходятся в том, что никакого ядерного взрыва произойти не может: реакторы заглушены, перед затоплением предприняты меры безопасности и взрывоопасные условия просто физически создать невозможно. Даже если АПЛ из боевого состава в результате аварии тонет, то экипаж предпримет все возможные меры по выводу реактора из рабочего состояния: для этого имеются компенсирующие решетки и аварийная защита, которые прекращают ядерные реакции в реакторе. И потом уже, в течение очень длительных сроков, только по мере разрушения защитных барьеров в реакторной установке, радиоактивные вещества могут попасть в морскую воду.

По словам Гундарова, он удивлен тем, сколько внимания уделяется найденному реактору: «Все места таких захоронений обозначены на картах, которые давным-давно опубликованы. Международное экологическое объединение «Беллона» в своих докладах указывала места затопления наших атомных подводных лодок. Так что эта сенсация – «секрет Полишинеля».

Однако по словам руководителя экологической организации «Беллона» (Мурманск) Андрей Золоткова, то, что координаты захороненных объектов известны, это не означает, что они на самом деле находятся именно в указанной точке.

«Известны случаи, когда координаты захороненных в заливах Карского моря объектов не соответствовали действительности, а иногда даже указывали на сушу. Сейчас экспедиции занимаются подтверждением мест нахождения наиболее опасных объектов, наносят их на карту, формируя специальный реестр подводных потенциально опасных объектов. А потом будут приниматься решения, что с ними делать.

Думаю, что некоторые будут поднимать и утилизировать, а какие-то останутся захороненными на дне на неизвестный период. Такие решения будут приниматься по мере получения достоверной информации о техническом состоянии затопленного объекта и по результатам комплексного инженерно-радиационного обследования», – считает Золотков.