News

Норвежские города лидируют в снижении выбросов на строительных площадках

Опубликовано: 20/04/2021

Автор: Bellona Europe

Перевод: Ксения Ярдымджы-Пиянзина

Норвежские коммуны вводят жёсткие экологические требования к строительным площадкам. Семь крупных городов, в которых проживает более 1,4 млн человек (27% населения страны), решили к 2030 году полностью избавиться от выбросов при строительстве.

Введение жёстких экологических требований к строительным площадкам – одна из мер, которые норвежские коммуны применяют для сокращения выбросов парниковых газов. Несмотря на то, что влияние строительного сектора на климат может показаться незначительным, использующаяся в нём внедорожная подвижная техника, по подсчётам экспертов, выбрасывает в год 1 млн тонн CO₂-эквивалента в Норвегии и 100 млн тонн в Европе.

В Осло такие выбросы составляют до 7% от общего объема выбросов. Это побудило город принять чрезвычайно амбициозные цели в рамках своей Климатической и энергетической стратегии, проложив тем самым путь для других коммун. Последовавшие за столицей Берген, Тронхейм, Ставангер, Драммен, Тромсе и Кристиансанн фактически создали коалицию городов, двигающихся к декарбонизации строительных площадок.

В 2021 году муниципальный строительный сектор этих городов должен отказаться от использования ископаемых видов топлива. Это означает, что строительная техника будет работать на электричестве или топливе, изготовленном из возобновляемого сырья, таком как биодизель.

К 2025 году муниципальный строительный сектор во всех семи коммунах должен перейти на нулевые выбросы. Для достижения этой цели будет разрешена к использованию только техника, работающая на водороде или электричестве. Таким образом, будут решаться проблемы не только выбросов парниковых газов, но и загрязнения воздуха и шумового загрязнения.

К 2030 году все работы в этих городах – как на государственных, так и на частных стройплощадках – будут производиться без выбросов. К этому времени десятилетний опыт государственных закупок позволит накопить достаточно знаний, чтобы обеспечить полный переход на технику с нулевым уровнем выбросов.

ZECS-Website-Images-1 В 2021 году – строительство без использования ископаемого топлива, 2025 год – муниципальный строительный сектор должен перейти на нулевые выбросы, 2030 год – всё строительство должно осуществляться с нулевыми выбросами

В Осло эти целевые показатели были приняты после нескольких лет интенсивной работы агентства по климату. Впервые город поддержал переход от дизельной к электрической строительной технике в рамках Климатического бюджета на 2019 год. Был принят ряд мер, включающий создание рынка через государственные закупки, выделение субсидий на приобретение оборудования, поддержку развития электроэнергетической инфраструктуры и реализацию пилотного проекта, призванного продемонстрировать жизнеспособность строительных площадок с нулевыми выбросами.

Подобные цели стали приниматься и в других странах. В мае Финляндия установила свои цели по достижению нулевых выбросов на строительных площадках – к 2025 году 20% техники на них должны перейти на электричество, биогаз или водород. А с 2030 года, по планам правительства, уже 50% техники должно работать на этих видах топлива. Аналогичным образом – поддерживая пилотные проекты и включая «зеленые» критерии в свои стратегии закупок – в этом же направлении начали двигаться Копенгаген, Стокгольм и Амстердам.

Города-лидеры играют ведущую роль в этом процессе, показывая всему миру, что строительство без выбросов может стать реальностью. Их действия призваны вдохновить другие города по всей Европе, поскольку они могут привести к серьезным успехам в борьбе с выбросами парниковых газов, загрязнением воздуха и шумовым загрязнением.

Это стимулирует плодотворную дискуссию и создает реальные изменения на рынке. Именно поэтому «Беллона» активно взаимодействует с местными властями, поддерживая эту работу и рассказывая на своих ресурсах о результатах, которых им удалось добиться.

Тем не менее, города не всегда имеют свободу ставить перед собой очень амбициозные цели, оказываясь неспособными идти против государственной политики. Именно так обстоит дело в Норвегии, где градостроительная деятельность регулируется федеральным законом о планировании и строительстве. Еще предстоит узнать, насколько тщательно будут изучены эти цели, однако правительство в настоящее время занимается этим вопросом.

Наконец, на данный момент Европейский союз не принял никакой политики по данному вопросу. Если удачная возможность, появившаяся благодаря действиям норвежских коммун, не будет упущена, Европа не только сможет стать мировым лидером в сфере создания и эксплуатации строительных площадок с нулевыми выбросами, но и тем самым улучшит жизнь своих граждан.