News

Сжигать мусор без сортировки и максимальной предварительной переработки недопустимо

businessinsider.in

Опубликовано: 17/12/2020

Автор: Никита Петров

Вчера в онлайн-формате состоялась международная конференция «Современные российские тенденции мусоросжигания: зарубежный опыт и российские реалии. Совместный анализ экспертов». Мероприятие организовал Экологический правовой центр «Беллона», поставивший перед собой цель собрать экспертов по теме и получить обзор ситуации, сложившейся в сфере мусоросжигания.

Несколько лет назад в целях реализации федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий» Минпромторг России по поручению правительства сформировал рабочие группы для актуализации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (НДТ) в 2020 году. Они должны обеспечить наименьшее негативное воздействие на окружающую среду при возведении и эксплуатации различных объектов инфраструктуры.

Отечественных экологов обеспокоили правки в справочник, где идёт речь об обезвреживании отходов термическим способом (сжигании отходов). У многих есть подозрения, что правки вносятся в угоду лоббистам, желающим построить по всей стране мусоросжигательные заводы. Сжигание отходов в этом случае представляется в качестве прогрессивного и единственно верного способа уменьшения нагрузки на отечественные мусорные полигоны.

А уже в середине этого года стало известно о том, что в России планируют построить как минимум 25 мусоросжигательных заводов (МСЗ). Мусоросжигание представляется в качестве «лучшей мировой практики в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО)».

«Дискуссия сегодня идёт на всех уровнях. Заинтересованная общественность спрашивает: будут сжигать или нет? Какие технологии? Соответствуют зарубежным или нет? Люди наиболее обеспокоены в местах, где будут строить предприятия по сжиганию отходов», – с этих слов начал конференцию модератор мероприятия, генеральный директор экологического правового центра «Беллона» Александр Никитин.

Член общественного совета при Минприроды России, председатель Комиссии по общественной оценке нормативных правовых актов, качества государственных услуг, антикоррупционной и кадровой работы Минприроды России Елена Есина рассказала о работе организации НП «ЭМАСсерт», которая под её руководством провела пять общественных экологических экспертиз мусоросжигательных заводов (МСЗ). Потребность в этом появилась, когда правительства Московской области и Республики Татарстан приняли решение о развитии программы строительства МСЗ на их территориях, что вызвало широкий общественный резонанс.

У эксперта есть много претензий к бюрократии, сопровождающей реализацию масштабных промышленных проектов. По идее на МСЗ должны отправлять только отходы, непригодные для вовлечения во вторичный оборот, но на практике в документах отсутствует информация о предприятиях, которые должны будут сортировать твердые коммунальные отходы (ТКО) перед их отправкой на мусоросжигание. «В последней версии документов эта информация отсутствует или вызывает сомнения», – заключает эксперт. Получается, что сегодня заводы могут сжигать всё, что в них будут загружать.

В 2017 году НП «ЭМАСсерт» планировало провести общественную экологическую экспертизу мусоросжигательного завода, который собирались строить в Московской области в деревне Свистягино недалеко от Воскресенска. Заказчик строительства отказался выдать необходимые документы, организации пришлось добиваться предоставления документов через суд в течение 3,5 лет. В суде интересы организации и жителей Воскресенска представляла адвокат «Белоны» Ксения Михайлова.

Похоже, что лоббисты строительства мусоросжигательных заводов очень сильно торопились и начали строить объект под Воскресенском раньше установленных законом сроков, потому что заказ на изготовление теплового оборудования был заключен ещё в декабре 2017 года – до утверждения проектов государственной экологической экспертизой.

По итогам изучения документов во всех проектах были найдены существенные недостатки, которые могут привести к нанесению серьёзного экологического ущерба, если они будут реализованы. По словам Елены Есиной, расчётные концентрации выбросов будущих МСЗ просто были скопированы с европейских норм, они не имели отношения к реальным цифрам, которые были получены в результате эксплуатации этих заводов в Великобритании и Польше.

«Разработчик проектной документации постоянно ссылается на то, что технология, рассматриваемая в этом проекте, идентична зарубежным, к примеру, швейцарским», – поясняет эксперт. Но на самом деле система газоочистки в Швейцарии является пятиступенчатой, а в Московской области и Республике Татарстан будут применять устаревшие трехступенчатые технологии.

«Сегодня Россия сжигает не больше 10% ТКО, мусоросжигательное лобби хочет довести эту цифру до 80%», – предупреждает Есина, она видит в разворачивающихся на глазах общественности событиях коррупционную составляющую. Представители заказчика продолжают утверждать, что МСЗ не оказывают влияния на здоровье жителей Европы, но медицинские исследования, на которые ссылается эксперт, свидетельствуют о том, что уровень онкологических заболеваний увеличился везде, где были построены такие объекты.

Елена Есина считает, что агрессивное лоббирование МСЗ может привести к масштабным социальным конфликтам, по её мнению, необходимо срочно внести поправки в законодательство, которые позволят усилить роль института общественной экологической экспертизы.

photo_2020-12-16_20-40-04 Credit: Кадр из презентации Елены Есиной

Александр Фёдоров, журналист, член общественного совета при Минприроды России заявил, что российские чиновники сегодня предлагают ложную дилемму: «Если вам не нравится захоранивать мусор, значит его нужно сжечь». Эксперт предупредил, что сжигание отходов приведёт к изменению микроклимата в районах действия МСЗ.

По подсчётам Федорова, в России ежегодно образуется около 80 млн тонн твёрдых коммунальных отходов.

«При сжигании такого количества относительно безопасных для окружающей среды ТКО будет образовано 25 млн тонн токсичной золы и шлаков, которые относятся к повышенной категории опасности и требуют захоронения на специальных полигонах», – поделился своим скепсисом Федоров, добавив, что в стране сегодня нет специальных мест для таких веществ.

Для сжигания годового запаса твердых коммунальных отходов потребуется 134 млн. т. кислорода, выбросы вредных веществ многократно увеличатся, потому что в состав ТКО входят галогенпроизводные вещества, тяжелые металлы, сложные углеводороды. Федоров также упомянул про пятиступенчатую очистку, которая не будет применяться в России.

«Эти заводы становятся опасными по определению», – заявил эксперт, продолжив: «Это коррупция? Нет, это похоже на диверсию. Это превращение РФ в банановую республику, которая сжигает все свои отходы».

Кроме того, как подчеркнул Федоров, сегодня законодательство устроено таким образом, что раздельный сбор в стране невозможно внедрить. Государство не занимается предотвращением образования отходов, нет налоговых льгот для тех, кто занимается раздельным сбором отходов. Региональным операторам тоже невыгодно работать в этом ключе, потому что это приводит к потере массы отходов, за которые они получают деньги.

«Стоимость одного МСЗ – порядка 500 млн евро, четыре завода для Москвы и Московской области – 2 млрд евро или около 180 млрд рублей. Окупаемость – никогда. МСЗ убыточны в принципе», – заявил эксперт, добавив, что потенциальная энергия, которую могут произвести МСЗ за счёт сжигания, не нужна Московскому региону, так как он является энергоизбыточным.

Председатель правления Санкт-Петербургского экологического союза Семён Гордышевский начал своё выступление с анализа ситуации, сложившейся в Европе, где до сих пор не решена проблема загрязнения окружающей среды работающими МСЗ. Согласно его презентации, норматив ПДС по выбросу диоксинов был установлен на уровне, превышающем ПДК в 5000 раз. Заболеваемость в районе расположения МСЗ росла, страны были вынуждены увеличить финансирование здравоохранения. По мнению эксперта, к этому привели сжигание отходов и стабильный диоксиновый фон, который «добирался» и до стран, граничащих с теми, кто практикует сжигание мусора.

Эксперт привёл перечень таблиц, свидетельствующих о росте количества онкологических заболеваний в Дании, Бельгии, Японии, Германии, Франции и других странах, сжигающих отходы. «В ЕС поняли, что МСЗ – это плохо, решили к 2030-2035 году от них избавляться. Мы же инвестируем в то, чтобы эти технологии запустить», – завершил своё выступление Семён Гордышевский.

Следующим выступил Гюнтер Дехуст, старший исследователь (Эко-институт, Германия). Он рассказал о том, что в Германии есть чёткая иерархия обращения с отходами, МСЗ в ней находятся на предпоследнем месте. Немцы считают, что необходимо предотвращать появление отходов, пускать их в повторный оборот, перерабатывать, а не сжигать «сырьё». «Сжигание – это самый негибкий подход, который существует», – считает эксперт.

Согласно данным Дехуста, в 2017 году из 26,3 млн т отходов, направленных на мусоросжигательные заводы и ТЭЦ, можно было переработать 10 млн т (36%), а также использовать более качественно с точки зрения получения энергии более 10 млн т отходов.

«Если отходы подверглись качественной сортировке, тогда можно снизить уровень выбросов парниковых газов, потому что сжигание отходов приводит к дополнительным выбросам CO2», – заявил эксперт, упомянув про одно из преимуществ технологии сжигания отходов. Это возможность сжигания органически вредных отходов. Золу, полученную в результате, можно безопасно переработать, если соблюдать все необходимые требования.

photo_2020-12-16_20-41-26 Credit: Кадр из презентации Гюнтера Дехуста

Но всё же минусов у МСЗ гораздо больше. Поставщики могут поставлять некачественное сырье, использование которого чревато возникновению пожаров в бункерах, местах хранения. Завод могут построить в неподходящем месте – высоко в горах или в замкнутом месте в долине. Объекты такого рода очень шумные, но дело не только в эксплуатации. Подвоз мусора к МСЗ создаёт постоянное движение в районе расположения завода.

Отдельно стоит обратить внимание на пыль из фильтров, с которой необходимо правильно обращаться. Даже в Германии были скандалы, связанные со случаями её ненадлежащего захоранивания. «Некоторые операторы преследовали преступные цели, вывозили пыль на обычные мусорные полигоны, был скандал, люди сидят в тюрьме», – поделился интересными подробностями немецкий исследователь.

В конце выступления он пришёл к выводу, что мусоросжигания должно быть как можно меньше, этот способ обращения с мусором должен применяться согласно правильной иерархии обращения с отходами, корректно и надлежащим образом. «В Германии сжигается примерно от трети до четверти отходов. Мне кажется, что объём сжигаемых отходов можно снижать до 5-10% от всего объема отходов», – завершил своё выступление эксперт.

Последним стал Мартин Мельваер, старший советник по вопросам промышленного загрязнения, отходов и энергетики (Объединение Bellona, Норвегия).

«Иерархия отходов – это пример того, как надо с ними работать. Главный компонент – сокращение, повторное использование, а потом уже сжигание и захоранивание», – заявил эксперт. Только проблема состоит в том, что сегодня человечество не может повторно использовать все отходы. За счёт только одних добавок в пластик мы имеем около 500 000 тысяч разных видов изделий из смешанного пластика.

«Если же отходы сжигать, то нужно улавливать СО2 и повторно использовать шлаки и золы», – уверен норвежский эксперт. Норвегия складировала мусор на полигонах, потом стала сжигать, увеличив долю до 75%. Мельваер считает, что, когда идёт дискуссия о мусоросжигании, нужно руководствоваться специальным списком требований.

– Страна должна отсортировывать все опасные отходы.

– Предприятия должны использовать высокие температуры сжигания.

– На объектах должны стоять специальные фильтры для отработанного газа, чтобы вредные частицы не попадали в атмосферу.

– Образующиеся шлаки и золы нужно безопасно перерабатывать.

– Необходим контроль за деятельностью и эксплуатацией мусоросжигательного завода.

– Нужно использовать технологии улавливания и захоронения СО2.

По мнению норвежского эксперта, необходимо избегать возникновения новых отходов и соблюдать высокие требования в отношении технологий сжигания, чтобы достичь оптимального результата.

Дискуссия о мусоросжигательных технологиях будет продолжена, в новом году «Беллона» планирует проводить тематические мероприятия и подготовить доклад, которым смогут руководствоваться граждане и законодатели при обсуждении использования технологий мусоросжигания и строительства новых объектов.