News

«Великая Карельская стена»: как защитить городские зеленые насаждения?

«Великая Карельская стена», появившаяся в петрозаводском парке Каменный бор
«Великая Карельская стена», появившаяся в петрозаводском парке Каменный бор
Хранители Каменного Бора

Опубликовано: 17/11/2020

Автор: Алина Исеева

На прошлой неделе прошла организованная «Беллоной» онлайн-конференция «Эко-Юрист: правовые инструменты для защиты экологических прав», на которой выступили эксперты экологических организаций, представители органов власти, журналисты, преподаватели университетов и экологические активисты.

Одну из секций конференции «Зеленые насаждения и их охрана в городе» открыла адвокат «Беллоны» Ксения Михайлова. Ксения выступила с докладом «Эффективные судебные практики защиты зеленых насаждений в городской черте».

Она отметила, что говорить о едином плане действий для каждого региона сложно – ввиду различных судебных практик и правового регулирования в каждом из них. Однако можно выделить основные общие для всех субъектов РФ векторы, к которым относится защита зеленых насаждений через:

1) Право граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное в конституции РФ. Согласно нему можно выделить способы защиты зеленых насаждений, которые приведены ниже по возрастанию юридической силы.
· обжалование положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию, предполагающую вырубку зеленых насаждений – в случаях, когда проведение такой экспертизы предусмотрено законом;
· обжалование решения о выдаче порубочного билета;
· обжалование разрешения на строительство (Ксения подчеркнула, что именно этот способ чаще всего дает желаемый результат);
· оспаривание актов органов власти об утверждении проектов планировки и проектов межевания территорий;
· оспаривание Правил землепользования и застройки;
· оспаривание Генерального плана.

2) Земельный кодекс, который выделяет несколько видов охраняемых природных территорий, в том числе зоны санитарной охраны, помогающие в защите насаждений вокруг источника водоснабжения, округа горно-санитарной охраны, а также зеленые насаждения имеющие специальные функции, например, шумоподавляющую.

3) Перечни объектов культурного наследия.

Тут важно отделять объекты всемирного наследия ЮНЕСКО, которые внесены в Единый государственный реестр РФ, от тех которых в нем нет, так как для охраны насаждений, прилегающих к объектам первой категории, юридических оснований гораздо больше.

Зеленые насаждения, относящиеся ко второй категории, может защитить закон «О защите объектов культурного наследия», однако он не может гарантировать сохранности территорий, прилегающих к объекту. Также согласно международному право вокруг всех объектов всемирного наследия должна создаваться буферная зона, способная защитить зеленые насаждения, но данный документ несет на территории нашей страны рекомендательный характер.

Ксения обратила внимание, что на данный момент защита зеленых насаждений сталкивается со множеством препятствий, и в нормативно-правовых актах, документах территориального устройства и региональных законах ее защита является лишь декларируемым принципом, а в реальности остается только на бумаге.

И даже несмотря на общественную огласку и поддержку, правовых оснований часто бывает недостаточно, чтобы добиться необходимого результата. Однако на основании документов, которые привела в своем выступлении Ксения, всегда можно обратиться в суд и как минимум приостановить вырубку и застройку, а в лучшем случае признать ее незаконной и сохранить хотя бы часть ЗНОП.

Следующей выступила юрист Ольга Тужикова из Петрозаводска, которая представила доклад «Вырубка зеленых насаждений общего пользования как индикатор неэффективной власти». Фактически ее выступление наглядно иллюстрирует тезисы Ксении на конкретном примере.

Жители Петрозаводска, где живет Ольга, однажды с удивлением обнаружили, что в одной из рекреационных зон столицы Карелии – парке Каменный бор площадью 1 гектар началась вырубка деревьев. Как оказалось, на одном участке парка с одобрения регионального правительства начали строить детский сад, а на другом частная компания собиралась построить мототрассу. Позже она отказалась от этих планов, однако деревья на своем участке вырубить успела.

На том же месте, где должен появиться детский сад, сейчас стоит огромная бетонная стена, которую местные жители успели окрестить «Великой карельской стеной». Причем она не является частью детского сада, а была возведена для того, чтобы компенсировать перепад высот.

«Не ожидали перепада высот, потому что не делали геологических обследований на участке, теперь вот выравнивают участок, плюс трубы в скалу же не положить, а воду, каналью, как-то надо проводить… Какое-то безумие», – пишет Ольга ВК.

Примечательно, что помимо всего прочего строители разрушили памятник защитнику Петрозаводска Якову Степанову, который, по распространенной версии, погиб 1 октября 1941 года при защите города от наступающей финской армии.

В своем выступлении на конференции «Эко-Юрист» Ольга Тужикова подчеркнула, что при реализации этих проектов были допущены серьезные нарушения. Во-первых, фактически произошел самозахват территории – в августе в суде активисты смогли доказать, что мэрия Петрозаводска и Петросовет еще в 2012 году незаконно перевели участок в зону объектов здравоохранения. Во-вторых, вместо трехсот деревьев, на вырубку которых администрация все же дала разрешение, вырубили тысячу.

Кроме того, работу на участке продолжалась даже после того, как в июне выдача разрешения на строительство была успешно оспорена в Верховном суде Карелии, что является явным нарушением. Однако в сентябре Апелляционный суд в Санкт-Петербурге отменил решение Верховного суда Карелии, признав выдачу разрешения законной.

По результатам своей работы над этим делом – Ольга представляла интересы защитников парка в суде – докладчик выявила следующие недостатки региональной правовой системы по защите зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП):

1) понятие ЗНОП в местных документах отсутствует;
2) инвентаризация зеленых насаждений не выполняется;
3) правила либо порядок создания и обращения с ЗНОП отсутствуют;
4) нормативы озеленения на человека в городе отсутствуют;
5) у местного населения нет возможности контролировать ситуацию.

Основными причинами возникновения и сохранения недостатков в правовой системе Тужикова считает несовершенство действующего законодательства федерального уровня, ненадлежащие исполнение органами местной власти их обязанностей, а также отсутствие у населения возможности принимать участие в решение вопросов по содержанию ЗНОП.

Одним из тезисов, высказанных во время выступления, было то, что вырубку зеленых насаждений зачастую порождает перевод социальных помещений в коммерческие. Так, например, на месте детских садов открываются аптеки и другие объекты коммерческой недвижимости, что создает искусственный дефицит мест для детей в учреждениях дошкольного образования, которым позже можно объяснить перевод земель зеленых насаждений под строительство детских садов, то есть объектов регионального значения, земли под которые можно выделить практически в любой зоне.

Ольга Тужикова считает, что вышеуказанные проблемы возможно решить приравниванием деятельности по обращению с ЗНОП к градостроительной путем внесения поправок в Градостроительный кодекс РФ. Наиболее важными из них являются учет зеленых насаждений общественного пользования при территориальном планировании и гарантии участия населения в принятии решений, касающихся ЗНОП.