Европа переходит на строительство с нулевыми выбросами

excavator bucket

«Электрификация – один из основных способов сократить выбросы в атмосферу, использовать энергию эффективнее и сделать города лучше. И строительные площадки с нулевыми выбросами идеально вписываются в эту картину».

Фредерик Хауге, основатель и презедент The Bellona Foundation

Помимо выбросов парниковых газов, еще двумя основными экологическими проблемами, неизменно сопровождающими процесс строительства, являются местное загрязнение воздуха и шумовое загрязнение. И здесь существует большой потенциал для сокращения негативного влияния за счет перехода на альтернативы с нулевым уровнем выбросов, такие как электричество или водород.

Можно выделить 5 основных преимуществ перехода на альтернативное строительное оборудование.

1. Отсутствие прямого загрязнения воздуха

Это является большим плюсом как для рабочих, которые сильно подвержены воздействию выхлопных газов от дизельных моторов, так и для населения в целом. Еще одним достоинством электрооборудования является то, что его можно использовать в помещениях – тоннелях, подвалах и т.д. – с гораздо меньшими ограничениями.

2. Общее сокращение выбросов

При средней углеродоемкости производства электроэнергии по ОЭСР (в Организацию экономического сотрудничества и развития входит большая часть стран Европу) выбросы от электрического оборудования на протяжении его срока службы примерно на 40% ниже, чем у дизельного. Поскольку ожидается, что возобновляемые источники энергии станут доминирующей формой производства электроэнергии в ближайшие десятилетия, выбросы электрооборудования продолжат снижаться.

3. Меньшее шумовое загрязнение

Все производители оборудования с нулевым уровнем выбросов обращают внимание на то, что их продукция намного тише «традиционных» аналогов. Это снижает негативное воздействие на здоровье рабочих и сокращает неудобства для тех, кто живет и работает поблизости. Снижение уровня шума дает возможность работать в ночное время, если это необходимо.

4. Меньшая стоимость эксплуатации

Производители заверяют, что переход строительной техники на электричество обеспечивает гораздо более низкие эксплуатационные расходы и затраты на техническое обслуживание. Этот сдвиг снизит зависимость от нефти, тем самым оберегая подрядчиков от высокой волатильности цен на нефть, а также сократит импорт нефти и повысит энергетическую безопасность.

5. Также развитие новых технологий в строительстве открывает для применяющих их стран возможность занять лидирующие позиции в этом активно растущем секторе.

Идея открыть в Объединении Bellona направление по продвижению «зеленых» строительных площадок впервые пришла главе отдела политики и исследований организации Кристиану Эриксону в 2016 году. Тогда начались переговоры с главами муниципалитетов и директорами крупных концернов, занимающихся производством строительной техники.

Однако днем старта проекта считается 2 сентября 2019 года, когда в столице Норвегии Осло была запущена первая строительная площадка с нулевым уровнем выбросов. В октябре же Bellona опубликовала подробный отчет о проделанной работе и рассказала о планах на будущее.

24 марта 2020 года в рамках проекта был опубликован первый в мире реестр альтернативной строительной техники.

Screenshot-3

Несмотря на то, что сегодня на рынке уже есть широкий выбор подобной продукции, кажется, что потенциальные покупатели недостаточно информированы о наличии и технических характеристиках электрического строительного оборудования. Именно поэтому Bellona взялась за разработку базы данных, объединяющей всю имеющуюся электрическую строительную технику, которая может помочь устранить выбросы и снизить уровень шума на объекте.

В реестр вошли экскаваторы различных конструкций и различной эксплуатационной массы, самосвалы, колесные погрузчики, по одной бетономешалке и буровой установке и многое другое оборудование от восемнадцати производителей, среди которых такие концерны как Hitachi, Volvo и Komatsu.

База данных постоянно обновляется. В ней также представлен список прототипов. В соответствии с ним, опытные образцы «зеленой» строительной техники выпустили Hyundai Construction Equipment, Bobcat, XCMG и еще несколько компаний.

Из реестра можно узнать не только о том, какие компании занимаются производством «зеленой» строительной техники, но и узнать об основных технических характеристиках выбранных моделей.

Еще одно направление деятельности Объединения Bellona в рамках проекта – оказание экспертной помощи при создании новых строительных площадок с нулевым уровнем выбросов по всей Европе.

Осло является лидером в данной области. Решения, которые принимает город, скорее всего, зададут тон будущим усилиям по декарбонизации строительных площадок и за пределами Норвегии. Выбросы строительной техники в городе составляют 7% от общего объема выбросов парниковых газов, который Осло планирует уменьшить на 95% к 2030 году. Это одна из самых амбициозных климатических целей на сегодняшний день, и чтобы ее достичь необходимо работать над сокращением выбросов от муниципальных и частных строительных площадок.

С октября 2019 года для всех государственных строительных проектов города установлены требования, ограничивающие использование дизельного оборудования. Уже к 2025 году на всех муниципальных строительных площадках Осло будет работать оборудование с нулевым уровнем выбросов, транспортировка материалов и рабочих на объект также должна стать углеродно-нейтральной.

Многие европейские столицы следуют примеру Осло: также вводят ограничения на выбросы от строительных площадок и стимулируют переход на «зеленое» оборудование.

Например, в Амстердаме критерии уровня выбросов устанавливаются в тендерах и контрактах с частными строительными компаниями. В будущем город планирует изучить возможность запрета дизельных генераторов в определенных районах и другие способы поощрения использования «зеленой» техники в строительстве.
В Лондоне уже установлены ограничения на выбросы от тяжелого транспорта, также в центре города создана зона со сверхнизким уровнем выбросов. Конечной целью столицы Великобритании является полный переход на строительную технику с нулевыми выбросами к 2040 году.

Наиболее активно преобразование идет в Копенгагене и Хельсинки.

Копенгаген участвует в проекте Европейской комиссии Big Buyers Initiative, где Bellona принимает участие в качестве экспертной организации. В рамках своей климатической стратегии Копенгаген взял на себя обязательство стать углеродно-нейтральным уже к 2025 году. В городе пристальное внимание уделяется тому, чтобы потребление энергии в новостройках было как можно более низким, устанавливаются требования по снижению количества выбросов. Выполнение этих требований также будет учитываться при выдаче разрешений на строительство.

Кроме того в действующий городской бюджет на 2020 год было заложено финансирование на замену транспорта и строительной техники, находящихся в муниципальной собственности, на «зеленые» альтернативы.
А в августе этого года в самом центре датской столицы открылась первая в стране строительная площадка с нулевым уровнем выбросов. На месте автостоянки здесь возводят новое общественное пространство с зелеными насаждениями, скамейками и велопарковкой. Работы, которые несколько раз откладывались из-за COVID-19, продлятся до апреля 2021 года.

По этому же пути идёт и Финляндия. Правительство страны хочет, чтобы к 2030 году 50% строительных площадок страны перешли на оборудование, работающее на электричестве, биогазе или водороде. 4 мая Министерство окружающей среды Финляндии объявило, что вместе с властями Хельсинки и еще трех городов они разрабатывают добровольные соглашения о сокращении выбросов от строительных площадок.

Однако, как говорит Кристиан Эриксен, о повсеместном переходе на оборудование с нулевыми выбросами речи пока не идет, но важно начать думать над этим и инициировать изменения.