News

Пройдена точка невозврата? Как Москва планирует отказаться от приоритета автомобиля

Опубликовано: 03/07/2020

Автор: Евгений Аниськов

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова провел опрос жителей Москвы, половина участников которого заявила об ухудшении экологической обстановки в городе за последние 5 лет. Главной причиной респонденты назвали выхлопные газы автомобилей. В Москве 93% выбросов приходится на автотранспорт, на промышленные предприятия – оставшиеся 7%.

В исследовании РЭУ им. Г.В. Плеханова приводятся данные по транспортным предпочтениям горожан. 30% опрошенных москвичей заявили, что стали реже пользоваться машиной. Основная причина – доступность и комфортность общественного транспорта. Однако эксперты предупреждают, что из-за эпидемии коронавируса популярность личного автомобиля может опять возрасти.

Департамент транспорта Москвы сравнил статистику за два дня: 4 марта, когда до введения карантина было еще 3 недели, и 10 июня, сразу после снятия ограничений. 10 июня город встал в 9-балльных пробках. Доля автомобилей увеличилась в 1,7 раз по сравнению с докарантинным периодом, а количество поездок на метро сократилось в 1,5 раза.

Средний возраст автомобиля в Москве – около 10 лет. При этом менее 10% автомобилей оснащено двигателями экологического класса Евро-3 и ниже, однако они ответственны за 20-25% выбросов диоксида азота. Сейчас в Москве, по данным сотовых операторов, 46% регулярных поездок совершается на расстояние до 10 км, 15-20% – на 3-5 км.

19 июня в Москве завершилось тестовое электронное голосование для проверки системы перед всероссийским голосованием по изменениям в Конституцию. Тема опроса была выбрана экологическая: создавать дополнительные парковочные места во дворах или увеличивать площади зеленых насаждений? За озеленение проголосовало 56%, всего в опросе приняло участие 77 000 человек.

Результаты исследования РЭУ им. Г.В. Плеханова показывают, что 60% москвичей считают недостаточными действия городских властей по решению экологических проблем. Рост недовольства экологической обстановкой не могли не заметить чиновники. Поскольку главный виновник загрязнения воздуха – автомобиль, решение проблемы легло на плечи Департамента транспорта Москвы.

transport moscow Credit: transport.mos.ru

Как московские чиновники пришли к идее реформировать транспорт

26 мая на портале «Нож» вышло интервью главы Департамента транспорта Москвы Максима Ликсутова, который заявил, что ничего специального для снижения количества личного транспорта департамент делать не будет, несмотря на то, что автомобиль – основной загрязнитель воздуха.

«Все заинтересованы в том, чтобы люди меньше пользовались автомобилями: в Москве 90% вредных выбросов в атмосферу происходит из-за личного транспорта. Но мы не будем ограничивать его использование, когда период самоизоляции закончится», – заявил Ликсутов.

Через неделю на этом же портале вышло интервью с Владимиром Кумовым, координатором движения Let’s bike it и советником замминистра транспорта РФ, где он критично высказался по поводу слов Максима Ликсутова. Затем активисты движения направили письма всем депутатам Мосгордумы и попросили повлиять на городское правительство.

С критикой главы Дептранса выступила депутат Мосгордумы Дарья Беседина, которая заявила, что Максим Ликсутов «вещает из параллельной реальности». Другой депутат Сергей Митрохин опубликовал ролик, в котором протестировал велоинфраструктуру в Москве. По итогу он раскритиковал ведомство, заявив, что чиновники лишь пиарятся, а не решают проблемы.

9 июня в социальных сетях Департамента транспорта появилось сообщение от имени его главы, в котором Максим Ликсутов заявил о смене парадигмы транспортной политики города.

Europe air pollution transport moscow Сравнение концентрации NO2 в воздухе в апреле 2019 и апреле 2020 гг. Credit: transport.mos.ru

Департамент транспорта начал сбор предложений от москвичей по улучшению транспортной системы. Среди рассматриваемых вопросов создание дополнительных пешеходных зон, проектирование новых велополос, перенастройка светофоров в пользу пешеходов.

Позднее ведомство выпустило революционную по своему содержанию статью, в которой привело аргументы за смену вектора в пользу отказа от личного транспорта.

В статье также приведен обзор двух сценариев развития транспорта в Москве. При инерциальном сценарии, то есть если не будет предпринято никаких мер, в нынешнем году рост выбросов взвешенных частиц и оксида азота составит 35-45% относительно уровня 2019. При социально-оптимальном сценарии загрязнение воздуха снижается на 10-15%, а москвичей ждет чистый воздух, снижение количества пробок и ДТП, здоровый и комфортный город».

В публикации также приводятся данные о снижении концентрации диоксида азота во время изоляции. В Дептрансе хотели бы сохранить данную тенденцию, однако, как отмечают в ведомстве, трудность заключается в том, что значительное число жителей города (64%) считают личное авто самым безопасным способом передвижения во время эпидемии.

Департамент транспорта предлагает горожанам поддержать альтернативный сценарий, то есть отказаться от автомобиля в пользу пеших прогулок, велосипеда, самоката и общественного транспорта.

В разговоре с «Беллоной» Владимир Кумов усомнился в эффективности планов Департамента транспорта: «Я не верю, что нас ждут какие-то масштабные изменения, потому что сейчас их будет сделать гораздо сложнее. Многие города Европы не случайно пошли на изменения, когда люди сидели на карантине. Я думаю, сейчас в Москве будет очень сложно что-то сделать, и это вызовет большой негатив со стороны тех людей, которые ездят на автомобиле».

Несмотря на пессимизм, велосообщество Let’s bike it планирует добиться от Дептранса хотя бы небольших изменений вроде перенастройки светофоров, организации удобных велопереходов, создания велопарковок и открытия новых станций проката.

«Я не верю, что в Москве мы увидим что-то как в Париже или в Риме, где стоят 150 км велодорожек за счет правой полосы дорожного полотна», – говорит Владимир Кумов.

transport moscow Credit: transport.mos.ru

Есть ли надежда на перемены у регионов?

По велоинфраструктуре Москва уже начинает уступать многим российским городам. В Краснодаре частный велопрокат в процентном соотношении (количество станций к числу жителей) перегнал московский, на который было потрачено более 1 млрд рублей из бюджета.

На фоне других регионов в период изоляции выделился Волгоград, где на центральной площади сделали переразметку и добавили велополосы на самой площади и прилегающих улицах. Администрация планирует заменить парковку на полноценное общественное пространство.

Другое решение проблемы грязного воздуха в городах – общественный электрический транспорт. Трамвай считается одним из самых экологически чистых видов транспорта как с точки зрения энергозатрат на перевозку одного человека, так и сточки зрения выборосов. Пока в Европе строят новые трамвайные линии, в некоторых городах России демонтируют уже существующие рельсы. Так, во Владивостоке из пяти маршрутов остался только один. В Новокузнецке мэрия города планирует расширить одну из центральных улиц за счет демонтажа трамвайных путей.

Фонд «Городские проекты» Максима Каца и Ильи Варламова стал самым заметным и последовательным пропагандистом в вопросе возвращения трамвая на улицы российских городов. В Москве урбанисты предлагают организовать трамвайное движение на протяжении всего Садового кольца, сузив дорожное полотно до двух-трех полос.

Жители Омска ведут активную работу с администрацией города, чтобы не дать уничтожить электрический транспорт. Омичи даже собрали деньги на ремонт контактной сети для троллейбусов.

Для Санкт-Петербурга специалисты «Городских проектов» разработали план по расширению трамвайных маршрутов. До конца 90-х город имел самую большую трамвайную сеть мире, однако к 2008 году утратил треть всех путей.