News

Регулирование ВИЭ в России: старые принципы в новые времена

Don McCullough

Опубликовано: 05/06/2020

Автор: Татьяна Ланьшина

Представители самых разных структур, от некоммерческих организаций до бизнеса и министерств, обращаются к правительствам и вообще ко всем глобальным лидерам с призывами уделить пристальное внимание сектору ВИЭ при борьбе с последствиями кризиса COVID-19. В России регулирование ВИЭ постепенно улучшается, однако кардинальных сдвигов ждать пока не приходится.

В апреле этого года в России была одобрена новая энергетическая стратегия на период до 2035 года. Оба сценария энергостратегии предполагают постепенное увеличение доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в глобальном топливно-энергетическом балансе (ТЭБ), но при этом в документе отмечено, что до 2035 года ископаемые виды топлива продолжат составлять основу мирового ТЭБ.

Какие-либо серьезные изменения и концентрация усилий на секторе ВИЭ в документе не предусмотрены. В соответствии со стратегией, Россия будет стремиться к стабильности или к увеличению объемов добычи ископаемого топлива, а также укреплять свои позиции на мировых рынках энергоносителей. В качестве основных мер, направленных на развитие возобновляемой энергетики, предложены совершенствование национальных стандартов ВИЭ, поддержка экспорта российского оборудования для ВИЭ, совершенствование механизмов регулирования, а также стимулирование добровольного спроса на ВИЭ.

С момента принятия документа прошло всего два месяца, но он уже значительно устарел. Новая энергостратегия была принята после объявления пандемии, однако пандемия упоминается в ней лишь однократно. Действия в сфере энергетики, направленные на борьбу с последствиями пандемии, не предусмотрены. Документ вообще не содержит в себе ничего принципиально нового, и это говорит о том, что энергетический переход в России по-прежнему не планируется.

Тем не менее, в текущем и в прошлом году ВИЭ привлекли к себе немало внимания со стороны российских регуляторов. Это коснулось как оптового рынка электроэнергии и мощности, на котором сейчас наблюдается наиболее заметная динамика, так и розничных рынков электроэнергии, включая микрогенерацию. Основными задачами в настоящий момент являются разработка правил реализации проектов ВИЭ на оптовом рынке на период с 2025 по 2035 гг., коррекция работы розничных рынков и запуск микрогенерации на основе ВИЭ с подключением к сети.

Оптовый рынок электроэнергии и мощности

На оптовом рынке электроэнергии и мощности в России действует программа договоров предоставления мощности (ДПМ). По этой программе инвесторы получают платежи за мощность, покрывающие их капитальные затраты с определенной доходностью, за счет повышенных платежей потребителей оптового рынка. С 2013 года работает программа ДПМ ВИЭ, рассчитанная на период до конца 2024 года. Она несколько раз корректировалась, и в настоящий момент к 2025 году по ней планируется построить 5,86 ГВт солнечных (2,24 ГВт), ветряных (3,2 ГВт) и малых гидроэлектростанций (0,21 Гвт).

Для заключения ДПМ ВИЭ ежегодно проводятся отборы проектов по критерию минимальных капитальных затрат. При этом данные затраты не должны превышать определенных правительством по каждому виду ВИЭ пределов. К проектам предъявляется ряд требований, при несоблюдении которых снижается платеж за мощность. Например, проекты должны обеспечивать определенный уровень локализации – чтобы получить плату за мощность в полном размере, необходимо, чтобы определенная доля всего установленного оборудования была российского производства.

Заметные объемы ВИЭ в России вводятся только на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Всего по ДПМ ВИЭ к настоящему времени было построено 1,5 ГВт СЭС и ВЭС, причем на СЭС пришлось более двух третей возведенных мощностей. Доля ВИЭ во всей российской генерации, не считая большие ГЭС (ГЭС с установленной мощностью более 25 МВт), составляет около 0,25%. К 2025 году значение этого показателя возрастет до 1%.

В России уже около двух лет идет обсуждение второй части программы ДПМ ВИЭ (или, как ее называют в отрасли, программы ДПМ ВИЭ – 2), рассчитанной на период до 2035 года. Минпромторгом предложены дополнительные требования к инвесторам по локализации, а также требования по экспорту. Принципиальное решение о поддержке ВИЭ на оптовом рынке электроэнергии и мощности с помощью механизма ДПМ было принято еще в 2019 году.

solar panel Солнечная электростанция в Якутии. Credit: sakhalife.ru

Масштабы этой поддержки были ограничены не установленной мощностью, а общим объемом инвестиций – на уровне 400 млрд руб., из них 231,25 млрд руб. будет направлено в ветроэнергетику, 138,75 млрд руб. – в солнечную энергетику, и 30 млрд руб. – в малую гидроэнергетику. На эти средства за 10 лет можно будет построить электростанции на ВИЭ суммарной мощностью до 10 ГВт. С учетом этого к 2035 году проекты ВИЭ на оптовом рынке электроэнергии и мощности будут давать 2,5-3,0% всей электроэнергии.

В апреле этого года для новой программы ДПМ ВИЭ Минпромторг предложил балльную систему оценки локализации оборудования для ВИЭ. До этого целевой показатель степени локализации измерялся в процентах. Для солнечной энергетики он сейчас составляет 70%, для ветроэнергетики – 65%, для малой гидроэнергетики – 65%. В отношении солнечных электростанций (СЭС) балльную систему планируется использовать уже для объектов, которые будут отобраны на конкурсе 2020 года и введены в эксплуатацию в 2023-2024 гг. (целевой показатель – 95 баллов). Для ветроэлектростанций (ВЭС) и малых гидроэлектростанций (МГЭС) изменения могут быть введены после 2025 года.

Большее число баллов предлагается присваивать наиболее высокотехнологичным элементам и операциям (фотоэлементам солнечных панелей, генератору безредукторой ветроэнергетической установки и т.д.), наименьшее – менее технологически сложным операциям (например, сборке готовых изделий).

Максимальное число баллов, которые электростанция сможет получить за локализацию, составит 139 баллов для СЭС, 155 баллов – для ВЭС и 140 баллов – для МГЭС. В период с 2031 по 2035 гг. Минпромторг предлагает требовать от СЭС не менее 120 баллов за локализацию, от ВЭС – не менее 110 баллов, от МГЭС – не менее 95 баллов. То есть, по сути, уровень локализации для СЭС должен возрасти с нынешних 65% до более чем 85%. Штраф за невыполнение этого требования в солнечной энергетике предлагается существенно ужесточить, увеличив его до 95% от платежа за мощность. Для ВЭС и МГЭС штраф останется прежним – 55% платежа за мощность.

Платежи за мощность составляют около 90% всех доходов объектов ВИЭ в России. Значительное ужесточение правил локализации создаст более выгодные условия для группы компаний «Хевел» и снизит уровень конкуренции в отрасли солнечной энергетики, который и так невысок.

Помимо нововведений в части локализации, Минпромторг предлагает установить целевые значения показателей экспорта, которые будут рассчитываться как отношение выручки от экспорта оборудования, приходящегося на проект, к совокупным капитальным затратам на строительство электростанции на ВИЭ. При невыполнении данного требования инвестор будет получать сниженные платежи за мощность. Речь идет о значении показателя экспорта 4% на период 2025-2030 гг. и 8% – на период 2031-2035 гг. для солнечной и ветровой энергетики и соответственно 1% и 2% – для малой гидроэнергетики. Невыполнение показателей по экспорту повлечет за собой сокращение платежа за мощность на 10-20%.

К этому предложению очень много вопросов. Во-первых, получается, что инвестор в электростанцию на ВИЭ должен будет требовать от своих поставщиков, чтобы они экспортировали свою продукцию, что само по себе достаточно странно. Во-вторых, такое требование существенно осложнит приход в отрасль новых игроков. В-третьих, оно может привести к заключению фиктивных сделок.

Розничные рынки электроэнергии

До недавнего времени развитие ВИЭ на розничных рынках электроэнергии в России не представляло интереса ни для инвесторов, ни для регионов, которые отвечают за проведение отборов розничных проектов ВИЭ. Хотя нормативная база для реализации таких проектов существует с 2015 года. По данным Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ), в период с 2016 по 2020 гг. в 11 регионах на розничных рынках электроэнергии было отобрано всего 26 проектов ВИЭ совокупной мощностью 300 МВт.

Причина непопулярности проектов ВИЭ на розничных рынках заключалась в том, что инвесторы получали тариф уже после строительства электростанции, что создавало для них риски возврата инвестиций, а регионы не были заинтересованы по той причине, что реализация проектов ВИЭ влекла за собой повышение регулируемого тарифа на электроэнергию. Поскольку на розничных рынках реализация проектов ВИЭ возможна лишь в пределах 5% от прогнозных потерь электроэнергии в сетях, повышение тарифов в связи с развитием возобновляемой энергетики на региональном уровне не может быть значительным. Однако учитывая чувствительность вопроса роста тарифов вообще, это в любом случае крайне нежелательно.

Интерес к розничному рынку возник в условиях исчерпания квот на реализацию проектов ВИЭ на оптовом рынке и неопределенности относительно продления программы ДПМ ВИЭ на период до 2035 года. В настоящее время завершается разработка постановления правительства, которое изменит принципы реализации проектов ВИЭ на розничных рынках. Важнейшим из предложенных нововведений станет заключение договора между победителем конкурса и сетевой компанией сразу после подведения итогов конкурса, а не после строительства объекта, как было раньше. Это гарантирует инвестору окупаемость его проекта.

Условия проведения конкурсов планируется унифицировать во всей стране. Для регионов, правда, развитие ВИЭ на розничных рынках пока не станет более привлекательным. Стимулы для повышения их активности в сфере ВИЭ в проекте постановления отсутствуют.

Еще одно важное изменение заключается в том, что по новым правилам отбор проектов будет осуществляться не по капитальным затратам, а по одноставочному тарифу, который представляет собой стоимость производства 1 МВт*ч электроэнергии. Будут отбираться проекты с наименьшими плановыми величинами одноставочных тарифов, которые не превышают предельных уровней, определяемых органами исполнительной власти регионов.

solar panel roof Credit: flickr.com/photos/jonsowman/

Микрогенерация

В конце 2019 года в России был принят закон о развитии микрогенерации (471-ФЗ). Благодаря этому закону владельцы микрогенерирующих установок в частных домах смогут подключать их к сети и продавать излишки электроэнергии по средневзвешенной оптовой цене сбытовым компаниям.

В законе не уточняется, на какие именно микрогенерирующие устройства он распространяется, ограничивая лишь мощность установки 15 кВт и исключая многоквартирные дома. Таким образом, действие закона теоретически охватывает и объекты ВИЭ (солнечные панели, малые ветрогенераторы, микроГЭС), и объекты традиционной генерации (например, дизельные генераторы). На практике в числе микрогенераторов будут в основном владельцы солнечных панелей.

«Россети» уже заявили о своей готовности к подключению объектов микрогенерации. Технические требования, а также особенности взаимодействия владельцев устройств с сетевыми компаниями и гарантирующими поставщиками в ближайшее время будут прописаны в отдельных нормативных актах до конца 2020 года. Владельцев объектов микрогенерации на основе ВИЭ планируется освободить от уплаты налогов на доходы от продажи излишков электроэнергии сроком на пять лет, для доходов, не превышающих 30 тыс. руб. в год.

Влияние COVID-19

Экономический кризис, обусловленный пандемией COVID-19, уже оказывает влияние на многие отрасли, включая возобновляемую энергетику. Например, не все инвесторы успевают реализовать свои проекты в срок из-за перебоев в поставках и невозможности пригласить некоторых иностранных специалистов. В связи с этим инвесторы обращались в «Совет рынка» (регулятор рынков электроэнергии в России) с просьбой о предоставлении отсрочки сроков ввода в эксплуатацию электростанций на ВИЭ без штрафов. Данный вопрос вызвал немало споров относительно того, для каких проектов и на какой период следует ввести такую отсрочку, и решение по нему еще не принято.

В мире сектор возобновляемой энергетики также столкнулся с многочисленными задержками и трудностями. Но при этом возобновляемые источники энергии – единственный сектор энергетики, который демонстрирует положительную динамику в кризис на глобальном уровне. Это объясняется прежде всего экономическим фактором. Так, еще до кризиса, в 2019 году, 56% всех новых больших электростанций на ВИЭ в мире производили электроэнергию с меньшими затратами, чем новые электростанции на ископаемом топливе.

В Великобритании в первом квартале 2020 года объем генерации электроэнергии за счет ископаемого топлива сократился на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Также в первом квартале за счет ВИЭ в стране было произведено более 40% всей электроэнергии (из них на ветер пришлось 30,5%), впервые больше, чем за счет ископаемого топлива. В конце первого квартала в Великобритании были закрыты 2 угольные электростанции, оставшиеся 3 угольные электростанции будут закрыты в ближайшие несколько лет. По состоянию на начало июня 2020 года угольная генерация отключена в стране уже почти 2 месяца – с 10 апреля уголь дает 0% электроэнергии страны.

В Германии в первом квартале 2020 года за счет ВИЭ было произведено более 50% всей электроэнергии. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года традиционная генерация (включая атомную) сократилась, а генерация за счет ВИЭ – возросла. В частности, объем производства электроэнергии за счет угля упал на 33,4%, а за счет ветра – увеличился на 21,4%. Всего за первые пять месяцев 2020 года 56,3% всей электроэнергии в Германии было произведено за счет ВИЭ.

Во многих странах возобновляемая энергетика и более широкий «зеленый» сектор экономики станут частью масштабной антикризисной поддержки. В частности, в конце мая Европейская Комиссия представила план восстановления экономики ЕС общей стоимостью 1,85 трлн евро (около 13% годового ВВП ЕС), девизом которого является «Инвестируя в зеленую, цифровую и устойчивую Европу». План рассчитан на период до 2027 года. Восстановление ЕС предполагает не возврат к докризисному состоянию, а значительный рывок вперед. Важнейшим акцентом антикризисной программы является реализация проектов в области возобновляемой энергетики, в особенности солнечной и ветровой, а также в области чистой водородной энергетики.

В России стоимость трех анонсированных антикризисных программ уже превысила 3 трлн руб. (39 млрд евро), что эквивалентно 2,6% ВВП. Помимо этого, 1 июня стало известно, что на поддержку российской экономики в 2020-2021 гг. планируется направить в общей сложности 7,3 трлн руб. Все совокупные расходы на борьбу с кризисом, о которых известно на настоящий момент, эквивалентны 6,3% российского ВВП.

О поддержке «зеленого» сектора экономики и, тем более, возобновляемой энергетики, пока нет и речи. Предпосылки к тому, что кризис COVID-19 станет толчком к структурной перестройке российской экономики, тоже отсутствуют.

Татьяна Ланьшина, к.э.н., старший научный сотрудник РАНХиГС, генеральный директор ассоциации «Цель номер семь»