News

Пилить можно, а сажать нельзя

КрасивыйПетербург.рф

Опубликовано: 06/04/2020

Автор: Ирина Андрианова

Пока жители Петербурга честно не покидают своих квартир, опустевшие парки и скверы могут ожидать весьма неприятные перемены. Ведь в самый разгар карантинной изоляции петербуржцев Законодательное собрание города принялось рассматривать губернаторский проект изменений закона «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге».

Исключение и еще раз исключение

Первое, что бросилось в глаза эксперту «Беллоны» и экс-депутату ЗакС Санкт-Петербурга Наталии Евдокимовой в законопроекте, – это исключение из бюджета города расходов на переустройство и восстановление объектов зеленых насаждений, расположенных в границах ЗНОП городского значения, на территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения),  а также на территориях, предоставленных в постоянное пользование государственным учреждениям города.

Кто теперь будет платить за те же лечение деревьев и разбивку клумб в парках и скверах, из законопроекта неясно.

Кроме того, справедливое опасение вызывает исключение нормы об общедоступности протоколов обследования зеленых насаждений, подлежащих санитарной рубке. Ранее право познакомиться с протоколом было единственной возможностью для жителей оспорить проведение необоснованной рубки.

Осенью прошлого года, когда еще до коронавируса на улицы пришла сезонная эпидемия «кроновируса» (массовых рубок и обрезок деревьев, щедро оплачиваемых из бюджета), именно эта информация позволила людям провести несколько успешных протестных кампаний против вырубок. Чиновники учли этот факт и поспешили, как видим, избавить жителей от возможности получать протоколы. По мнению Евдокимовой, эта норма прямо нарушает право граждан на доступ к экологической информации.

Вообще большинство поправок в закон вносятся «методом исключения». Исключаются нормы, позволявшие осуществлять общественный и административный контроль за судьбой городской зелени. Смягчаются и исключаются положения, касающиеся обязательств города и частных лиц в части ремонта объектов зеленых насаждений, компенсационного озеленения, а также планов и программ по озеленению.

«Исключается статья о контроле в области охраны зеленого фонда Санкт-Петербурга, что создает опасность бесконтрольной вырубки зелёных насаждений, – продолжает Наталия Леонидовна. – Из обязательного компенсационного озеленения исключаются случаи проведения в отношении зеленых насаждений естественного происхождения санитарных рубок и (или) рубок ухода, а также случаи, когда лицо, виновное в противоправном уничтожении или повреждении зеленых насаждений, не установлено в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации».

Последнее означает, что после санитарных вырубок стихийно выросших деревьев сажать новые теперь необязательно. Также не будет компенсационного озеленения, если незаконный порубщик не установлен через суд. А так как подавать судебные иски по незаконным рубкам вправе лишь представители городских властей, то частота «установления» виновных будет напрямую зависеть от их усердия. Что явно не будет способствовать сохранению зелёных насаждений.

Но даже если необходимость компенсационного озеленения сомнению не подлежит, то его проведение по новому закону может быть отложено. В новом законе предельный срок производства компенсационного озеленения увеличивается с года до полутора лет с момента повреждения или уничтожения зеленых насаждений. Причем – без объяснения причины.

Кроме того, из закона о зеленых насаждениях исключается статья, обязующая Правительство Санкт-Петербурга разрабатывать и утверждать адресные программы и планы мероприятий по озеленению территорий, реализуемые за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. То есть – лишний раз сокращается бюджетное «участие» в озеленении города.

Наталия Евдокимова также обращает внимание на то, что в тексте проекта из понятия «ремонт объектов зеленых насаждений» исключен «капитальный ремонт объектов капитального строительства, расположенных на территории зеленых насаждений». Таким образом, если на территории зеленых насаждений расположены объекты капитального строительства с физическим износом, их ремонт не будет предусмотрен. По мнению эксперта, это исключает комплексный ремонт территории с находящимися на ней объектами.

Наклонился – значит, упадет

Представитель фонда «Зеленый Петербург» Мария Тиника считает, что принятие «поправок Беглова» позволит снести любое дерево, которое имело несчастье лишь чуть-чуть наклониться, причем без посадки нового. Свои опасения за судьбу питерской зелени она выразила в письме, отправленном депутатам ЗакС. Ее петиция за отмену губернаторских поправок собрала уже более 5000 подписей.

«В законопроекте есть положение, признающее аварийными деревья с любой степенью наклона, – поясняет она. – Параллельно он запрещает высаживать деревья в охранных зонах инженерных сетей. Но ведь в нашем городе каждая улица является одной сплошной охранной зоной! Если все наклоненные деревья вырубят, то новых на их месте не появится, потому что все газоны попадают в охранную зону сетей».

Татьяна считает эти поправки «приговором Петербургу»: «Если они будут приняты, то наши и так незеленые улицы станут абсолютно серыми». При этом она призывает обратить внимание на опыт Москвы, где ни инженерные коммуникации, ни асфальт не являются помехой озеленению.

«Самое опасное в этих губернаторских поправках – то, что они засекречивают протокол обследования деревьев на предмет аварийности и обрекают на уничтожение едва ли не любое дерево, – объясняет суть нового законопроекта Красимир Врански из «Зеленой коалиции Петербурга». – Если раньше их хотя бы публиковали, и жители могли отреагировать, то теперь протоколы становятся «тайными». Теперь, если дерево имеет небольшой наклон или иной какой-то недуг, то его признают аварийным и вырубают. Опыт предыдущих лет, когда из-за вырубок возникали серьезные конфликты с участием депутатов и СМИ, ничему не научил Смольный. Сейчас чиновники хотят втихую эти конфликты ликвидировать. Но втихую, понятно, не получится: наоборот, будет еще больший резонанс.

Помимо того, что в соответствии с губернаторскими поправками можно спилить почти любое дерево, они блокируют почти любую новую посадку деревьев в черте города. Если раньше нельзя было сажать деревья только на месте прокладки инженерных сетей, то теперь предлагается запретить посадку и в охранных зонах этих сетей. Грубо говоря, от шахты метро 25 метров во все стороны – это охранная защитная зона, где ничего нельзя сажать. Помню, пять лет назад мы сажали деревья в Адмиралтейском районе около ТЮЗа, рядом с одной такой шахтой. Мы посадили там где-то под сотню елочек. А теперь это будет запрещено! Газоны будут пустыми.

Учитывая количество этих охранных зон по городу – метрополитена, водопровода и канализации, электросетей, телефонии и т.д. – получается, что в городе ничего нельзя будет сажать. Это приведет к постепенной ликвидации городских деревьев: ведь если сейчас поврежденное дерево срубят, то на его месте ничего не посадят. Улицы будут пустеть в части озеленения. Что, в свою очередь, приведет к проблемам со здоровьем людей, так как листья деревьев и кустарников задерживают уличную пыль.

Сейчас нужно активно требовать у депутатов, чтобы они скорректировали поправки ко второму чтению законопроекта. Пока еще можно успеть».