News

Экорепутация

icon0com

Опубликовано: 22/03/2020

Автор: Вадим Кантор

О чем нам расскажут экозначки на упаковках.

Когда заходит речь об ответственном потреблении, неизбежно встает вопрос о критериях – какое потребление можно считать более, а какое менее ответственным? Потребность выделять из множества товаров продукцию, безопасную для человека и окружающей среды, назрела в обществе давно, и чтобы как-то сориентировать потребителя в огромном мире товаров, была придумана система сертификации, помогающая человеку сделать свой выбор – какому товару можно доверять и покупать без особых раздумий. Первопроходцем стала Германия, где еще в 1977 году придумали специальную маркировку – экозначок «Der Blaue Engel» («Голубой ангел»). Знак существует до сих пор и выдается сертифицированным институтом гарантии качества и маркировки RAL и федеральным министерством окружающей среды Германии.

Разобраться поможет индекс

С тех пор в мире появились сотни значков-эколейблов, обозначающих экологическую безопасность той или иной продукции, – их можно встретить на упаковках множества товаров, от продуктов питания до мебели и бытовой химии. В каждой стране свои стандарты и свои экомаркировки, их без малого полтысячи. Сориентироваться в экомаркировках поможет сайт Индексы экомаркировки (ecolabelindex.com), где собраны если не все, то большинство экологических маркировок разных стран (сейчас их на сайте 463). Кроме того, существует Всемирная ассоциация экомаркировки GEN (The Global Ecolabelling Network), которой в 2019 году исполнилось 25 лет. Это международная некоммерческая организация, объединившая национальные организации экомаркировки разных стран. Сейчас в GEN 27 участников (от Китая, Германии и Швеции в ассоциацию входит по две организации), в числе которых не только отдельные страны, но и целые регионы. Например, такой участник, как European Commission, с разработанным общеевропейским стандартом «EU Ecolabel», известным у нас как «Европейский цветок», объединяет все страны Евросоюза, а Nordic Ecolabelling Board объединяет Данию, Швецию, Норвегию, Финляндию и Исландию с общей для этих стран маркировкой «Северный лебедь».

Экологический союз и его «Листок жизни»

Россию во Всемирной ассоциации экомаркировки представляет Санкт-Петербургский Экологический союз. Эта организация в 2001 году разработала систему добровольной экологической сертификации «Листок жизни» («Vitality Leaf») и занимается разработкой экологических стандартов, сертификацией, экопросвещением, предоставлением экспертных услуг. В России есть и другие виды экологических маркировок, но международное признание и соответствие международному стандарту ISO 14024 получил только сертификат «Листок жизни».

Экологический союз также занимается продвижением темы экомаркировки в целом. Хотя «Листок жизни» существует давно, в последние годы люди стали обращать на маркировку гораздо большее внимание, чем прежде, – у многих появилась потребность выбирать полезную и безопасную продукцию. А поскольку сейчас практически у каждого потребителя в кармане лежит маленький компьютер с доступом к Всемирной паутине, то вполне логично было сделать мобильное приложение – Ecolabel Guide, которое содержит перечень наиболее надежных систем сертификации, встречающихся на российском рынке. Эксперты Экологического союза разработали методологию, отобрали маркировки, которым, по их мнению, можно доверять, и собрали их все вместе в своем мобильном приложении. Работает Ecolabel Guide довольно просто: видишь товар с незнакомой маркировкой, запускаешь приложение, нажимаешь на иконку «Сканер» и ловишь значок в кружок на экране. После сканирования программа распознает знак маркировки и выдает полную информацию: какой страны эта маркировка, какие свойства товара она характеризует и т. д.

Для своего приложения эксперты Экологического союза не стали задействовать все 463 маркировки, а отобрали их по определенным критериям. «Для нас было важно, чтобы маркировка не ставилась самим производителем, а выдавалась независимым органом по сертификации, при этом процедура проверки компании на соответствие сертификату должна быть прозрачной и добровольной. Орган по сертификации должен иметь международное признание или соответствовать требованиям, предъявляемым к органам по сертификации продукции, процессов и услуг (стандарт ISO 17065). Сами стандарты должны разрабатываться экспертами-экологами на основе научных данных, иметь четкие и понятно сформулированные критерии. Важно, чтобы эти стандарты были доступными, находились на публичных сайтах органов по сертификации. Если мы видим на продукции какой-то знак, то мы должны иметь возможность найти этот знак на сайте, увидеть, какие экологические критерии предъявлялись к этому продукту, чтобы назвать его экологичным», – поясняет принципы отбора руководитель отдела по связям с общественностью Экологического союза Ксения Илларионова.

Три типа экомаркировки

Все виды маркировки продукции принято делить на три типа. Самые важные и заслуживающие доверия маркировки относятся к I типу (соответствие стандарту ISO 14024:2018) – они основаны на анализе жизненного цикла продукции и научных данных, а критерии для присвоения экомаркировки I типа предусматривают оценку таких видов воздействия на окружающую среду, как потребление ресурсов, загрязнение химическими веществами, образование отходов производства и потребления, вклад в изменение климата и т. д. Маркировки этого типа присваиваются только после прохождения прозрачной процедуры сертификации в независимом от производителя органе по сертификации. Большинство наиболее известных в мире экомаркировок относится именно к I типу (в том числе и «Листок жизни»).

Отличительной особенностью экомаркировок II типа (стандарт ISO 14021:2016) является то, что они разработаны самими производителями продукции и являются не столько стандартами, сколько экологическими заявлениями о том, что это натуральный или биоразлагаемый продукт, сделанный из вторсырья или не содержащий каких-либо вредных веществ, выращенный без пестицидов и т. д. Независимую экспертизу такие маркировки не проходят, поэтому к ним надо относиться с известной долей скепсиса – нельзя исключать попытку ввести потребителя в заблуждение. Но вполне возможно, что производитель продукции вполне добросовестен и честен.

Есть еще экологические заявления III типа (стандарт ISO 14025:2006) (эксперты называют их «декларацией об экологичности продукта», Environmental Product Declaration), при которых покупателям предлагается самостоятельно оценивать продукты и сравнивать их между собой с точки зрения экологических преимуществ. Считается, что этот стандарт сложен для оценки рядовым покупателем, поэтому используется в основном профессионалами.

Существует и особая группа знаков, именуемых «подобные I типу». Знаки этой группы основаны на принципах маркировок I типа (добровольность, объективность, независимость), однако их критерии касаются не всего жизненного цикла продукции, а лишь некоторых их экологических преимуществ. К этой группе экомаркировок относятся знаки «Energy Star» (энергопотребление) и многим знакомый значок сертификации Лесного попечительского совета – «FSC», отмечающий продукт, произведенный из древесины, полученной в условиях устойчивого лесопользования. К этой же группе часто относят и органик-маркировки для пищевой продукции, вроде знака «Евролист».

Получить «Листок жизни» непросто

Каждый день в Экологическом союзе принимают звонки от компаний, заинтересованных в прохождении сертификации и получении значка «Листок жизни». Но далеко не все из большого потока интересующихся процедурой сертификации потенциально способны пройти ее до конца. Для начала компании предлагают ознакомиться с выложенным на сайте стандартом, соответствующим ее отрасли. Бывает, что, ознакомившись со стандартом, в компании сразу понимают, что они до него пока не дотягивают. Некоторые компании начинают проходить процедуру сертификации, но оказываются неспособными пройти ее до конца. Пока в России сертификацию прошли лишь 23 компании, получившие право ставить на свою продукцию лейбл «Листок жизни». В основном это продукция, относящаяся к строительным и отделочным материалам, бытовой химии и косметике, электронике, осветительным приборам, услугам, а также пищевая продукция. Для сравнения: в странах Скандинавии в одном только 2015 году было выдано 2023 лицензии на получение маркировки «Северный лебедь» (экомаркировка I типа), а количество сертифицированных товаров превысило 23 000. Так что нам есть к чему стремиться.

Как проходит сертификация

Работа по сертификации продукции или услуг начинается с подачи заявки и заключения договора, при этом работа непосредственно по сертификации стартует только после 100%-ной предоплаты работы – это придает независимость процедуре получения результата: он может оказаться и отрицательным. Если компания не соответствует необходимым стандартам, то сертификат она не получит, несмотря на то, что деньги за прохождение процедуры уже уплачены.

Компания представляет документацию, которая отправляется экспертам-
аудиторам. После проверки документации на соответствие российскому законодательству и экологическим критериям наступает этап непосредственного осмотра аудиторами производственных и складских помещений, эксперты общаются с сотрудниками компании. Важный этап – лабораторные испытания самого продукта в независимых лабораториях, имеющих государственную аккредитацию, по расширенному перечню показателей. После этого лаборатории представляют на анализ экспертам протоколы своих исследований.

По завершении этих этапов собирается экспертная группа и составляет заключение, в котором сводятся все результаты проверки. Результат такого заключения – вывод о соответствии (или несоответствии) продукции компании критериям стандарта. После окончания работы экспертной группы собирается общественно-консультативный совет, состоящий из руководителя органа по сертификации и экспертов, которые проверяют работу проводившего сертификацию аудитора. Такой порядок должен обеспечить прозрачность процедуры сертификации, независимость ее результатов и объективность принятых решений. В случае выявления каких-то несущественных недостатков есть возможность устранить их в течение трех месяцев.

«Случаи бывают разные, например, у предприятия не хватает какого-то положения или документа, который может быть разработан и утвержден, и трех месяцев для этого будет достаточно, – поясняет необходимость такого срока Ксения Илларионова. – Есть особая процедура, по которой эксперты проверяют, устранены ли несоответствия, выявленные на предыдущей стадии. В случае их устранения принимается положительное решение. Если несоответствия стандарту сохраняются или предприятие не укладывается в эти три месяца, то сертификат не выдается».

Ну а если все в порядке, то на следующем этапе предприятие получает сертификат и право наносить на свою продукцию экомаркировку «Листок жизни». Однако на этом общение с органом по сертификации не заканчивается: каждый год нужно будет проходить обязательный инспекционный контроль, по сути, повторяющий процедуру сертификации.

12

Что это дает?

Прохождение процедуры сертификации – довольно длительный и даже затратный для компаний процесс. Но компании для чего-то идут на такой шаг.

«Многие исследования показывают, что изменился взгляд потребителя, все большее число людей от обычного потреб­ления переходят к более осознанному потреблению, в том числе экопотреблению. Сертификат дает определенную уверенность в том, что продукция получена с меньшей нагрузкой на окружающую среду, что она безопасна для здоровья. И для многих компаний сейчас это идеологически важно, потому что они видят, что это важно для потребителей их продукции», – утверждает Ксения Иллари­онова.

Впоследствии получение сертификата помогает компаниям в укреплении имиджа, дает возможность завоевать большее доверие у своих потребителей и партнеров. Со временем у различных маркировок тоже появляется своя репутация, особенно у признанных международным сообществом, к которым относится и «Листок жизни». Так что признанная маркировка, бренд ответственного потребителя, дает конкурентное преимущество, которое успешно могут использовать маркетологи компаний. Немаловажно и то обстоятельство, что появляется возможность принимать участие в государственных тендерах. Хотя напрямую в условиях тендеров нет требований к маркировке и сертификации, но могут прописываться определенные экологические критерии, предъявляемые к продукции, и эти критерии часто соответствуют маркировкам I типа.

Кроме того, внедрение экологических стандартов может помочь компаниям снизить собственные издержки. Это происходит потому, что компании для соответствия критериям сертификации порой приходится значительно изменять свой производственный процесс, это сопровождается внедрением ресурсо- и энергосберегающих технологий, изменением способов обращения с отходами производства, оптимизацией упаковки, совершенствованием логистики. В сумме все это дает экономический выигрыш.

В случае скандинавской экомаркировки «Северный лебедь» популярность ее у производителей объясняется повышенной узнаваемостью среди потребителей – там она достигает 91%. А 75% покупателей связывают свой выбор товара с этой маркировкой с тем, что при его производстве не был нанесен вред окружающей среде.

Выбор каждого дня

«Когда мы говорим об экологичности, надо иметь в виду, что абсолютно экологичной продукции не бывает. Мы можем говорить лишь о том, что один продукт имеет лучшие характеристики по сравнению с имеющимся на рынке аналогом», – считает Ксения Илларионова. Этот тезис делает очень важным выбор, который мы сами как потребители ежедневно совершаем, когда стоим в магазине перед заполненными товарами полками. И прежде чем положить в корзинку, например, очередной флакон с бытовой химией, надо не полениться и найти товар со знакомым значком, а если значок не знаком, то выяснить, что он означает. Тогда наше ответственное потребление принесет пользу не только нам, но и нашей планете.

 

Статья подготовлена специально для 76 номера издаваемого «Беллоной» журнала «Экология и право»