News

Мода на ответственное потребление набирает обороты

Никита Петров

Опубликовано: 24/01/2020

Автор: Никита Петров

В Санкт-Петербурге в благотворительном кафе «Сад» прошла презентация нового выпуска журнала «Экология и право», посвящённого ответственному потреблению. Всё больше людей задумываются о том, как производятся товары повседневного спроса. Потребители желают знать, кто их создаёт и какое влияние на окружающую среду это оказывает.

Что делать с вещью, когда придёт время её утилизации? Как разобраться в том, какой стиральный порошок или моющее средство меньше всего загрязняют природу? Как наказать безответственный бизнес? На все эти вопросы постарались ответить представители новой волны ответственных потребителей.

Исполнительный директор Экологического правового центра «БЕЛЛОНА» Артём Алексеев коротко рассказал о журнале, регулярно выпускаемом организацией с 2002 года. Успех последнего номера, уверен Артем, вызван тем, что сегодня «тема ответственного потребления волнует абсолютно всех».

Потребители хотят влиять на бизнес. В том числе бойкотируя товары недобросовестных и неэкологичных производителей, направляя письменные запросы в их отделы по связям с общественностью, потому что подрыв имиджа компании сегодня ведёт к снижению продаж. Некоторые радикальные активисты даже призывают к отказу от потребления, вызывая ужас у топ-менеджеров крупных корпораций.

Директор «БЕЛЛОНЫ» напомнил собравшимся о том, что треть всей производимой еды в мире выбрасывается на свалки. «Хорошо, что сейчас появилось много инициатив: движение «фудшеринг», «Еда спасёт мир».

Он призвал слушателей рационально подходить к покупкам: «Покупать такое количество, которое можешь потребить».

IF67lfc1ylw Артем Алексеев. Credit: Никита Петров

Дело не только в еде, но и в упаковке: «сегодня достаточно заказать бизнес-ланч, и у тебя – сразу много мусора», а также традициях: «огромное количество пластика, попадает на улицы и свалки после Нового года». К счастью в некоторых школах уже «отказываются выпускать в воздух кучу шаров во время выпускного», потому что понимают последствия такого представления.

В конце выступления глава «БЕЛЛОНЫ» призвал собравшихся становиться проводниками в мир ответственного потребления. «Каждый из нас может стать «экоспикером», доносить любые экологические идеи до детей, родственников и соседей».

На протяжении многих лет «БЕЛЛОНА» сотрудничает с волонтёрами, желающими внести вклад в экологическое просвещение. Они проводят уроки в школах, помогая детям сформировать бережный взгляд на окружающую среду.

Далее выступила один из авторов выпуска, журналист, экоблогер Анастасия Приказчикова. Впервые она задумалась о количестве ресурсов, затрачиваемых на производство одежды, когда увидела информацию о том, сколько литров воды удалось сохранить при производстве одной «этичной» футболки социально-ответственным брендом.

Первая проблема индустрии моды и текстильной промышленности – перепроизводство: «108 миллионов тонн невозобновляемых ресурсов используются для производства одежды. 400 млрд квадратных метров ткани производится в мире ежегодно, из них выбрасывается 60 млрд квадратных метров – это обрезки и текстильные отходы».

Блогер решила добить аудиторию ещё одним фактом: «Каждую секунду на свалку или в печь отправляется один грузовик с одеждой».

Вторая проблема – трудность переработки одежды. Только 1% вещей можно использовать заново. Виной тому – смесовые ткани, одежда, состоящая из разных материалов, смешанных воедино, к примеру, волокон хлопка и полиэстера.

photo_2020-01-24_17-52-28 Credit: Екатерина Блокова

Что в таком случае может сделать рядовой потребитель? Не покупать. Блогер уверена в том, что «мы голосуем кошельком». При этом речь идёт не только об экологии, но и правах человека. Журналист советует избегать быстрой моды, напоминая, что некоторые бренды выпускают новые коллекции раз месяц, а иногда даже – раз в неделю. Страдают от этого рабочие Юго-Восточной Азии, проводящие на потогонном производстве до 18 часов в день, а также дети, рано вступившие во взрослую жизнь по воле бессовестных владельцев текстильных производств.

Блогер вспомнила об обрушении восьмиэтажного здания «Рана-Плаза» в городе Савар, Бангладеш, где погибло больше 1000 рабочих, работавших на предприятиях по пошиву одежды. Владельцы производства знали о трещинах в стенах здания, но заставили работников вернуться на свои места. Позже журналисты выяснили, что фабрика строилась с нарушениями, а незадолго до трагедии рабочие швейных фабрик страны выходили на акции протеста против жутких условий труда.

Анастасия призвала аудиторию выбирать местных производителей. «Даже если они используют импортные ткани – это более прозрачная цепочка». Преимущество локальных производителей перед корпорациями – в том, что «когда вы идёте в обычный магазин, вы не рассчитываете, что вам эти джинсы этот магазин отремонтирует. А местные бренды предлагают «плюшки»: ремонт, восстановление, утилизация, гарантия».

Также она напомнила о благотворительных магазинах «Спасибо!» и секонд-хендах, в которых можно купить вполне сносные вещи: «Покупка одной поддержанной вещи снижает её углеродный след на 82%». Но еще лучше просто задать себе вопрос: «Нужна ли мне эта вещь на самом деле?».

«Штопайте носки. Меня мама приучила беречь вещи. Посмотрите – сегодня мы живём в одноразовом мире: трубочка, стаканчик, носки, колготки. Я призываю ремонтировать вещи».

photo_2020-01-24_17-53-08 Ксения Илларионова. Credit: Екатерина Блокова

Завершила вечер Ксения Илларионова, руководитель отдела по связям с общественностью организации «Экологический союз». Организация работает с 1991 года, ее миссия – развитие зелёной экономики, ключевой проект – экосертификация «Листок жизни», единственная в России система экомаркировки продуктов, признанная на международном уровне.

Не секрет, что зачастую бизнесмены идут на различные ухищрения, чтобы их товар лучше продавался. Сегодня многие производители товаров, пытаясь «выехать» на эко-тренде, красят упаковку в зеленый цвет, используют приставки «Эко-Био-Органик», громкие рекламные слоганы, подчеркивающие экологичность их продукции и прочие ухищрения, вводя в заблуждение потребителей. Специальные отметки от сертифицирующих экспертных организаций позволяют понять, соответствует ли на самом деле продукция экологическим стандартам.

Ксения рассказывает, что ей регулярно пишут друзья, желающие узнать побольше о товаре, который они держат в руках. К сожалению, на данный момент нет единого стандарта маркировки экопродукции, тем не менее Международная организация по стандартизации выделила три группы знаков на упаковках.

За самим лейблом «Листок жизни» стоит ворох документов, содержащих строгие правила производства конкретного продукта. «Не должно быть опасных веществ, упаковка должна быть перерабатываемой, проверяется даже чистота сточных вод на предприятии». Бизнес знакомится со сводом правил и решается на сертификацию. Далее аудитор союза делает свою работу.

photo_2020-01-24_17-52-27

«Ежегодно идёт инспекционный контроль», на протяжении нескольких лет производственный процесс находится под наблюдением специалистов. Союз работает с производителями электроники, инструментов, бытовой химии, косметики и представителями других отраслей. В конце выступления лектор ответила на вопросы аудитории.

Мода на ответственное потребление набирает обороты во всем мире, и «БЕЛЛОНА» рада быть частью этого движения, изменяющего повседневные привычки десятков миллионов людей. Скачивайте последний номер журнала «Экология и право», чтобы прикоснуться к наступающей эпохе.