News

Заповедное волонтерство

Волонтер в заказнике Восточный.
Волонтер в заказнике Восточный.
Фото из архива «Экологической вахты Сахалина»

Опубликовано: 02/04/2019

Автор: Марина Эримметова

Особо охраняемые природные территории уже давно сотрудничают с волонтерами. Некоторые ООПТ очень привлекательны для добровольцев, например такие, как ООПТ Камчатского края или Дальнего Востока, – там очень интересная природа! Зачастую люди сами ищут возможности, чтобы организовать свой приезд, потому что хотят посмотреть заповедник и поучаствовать в его деятельности.

Подготовила Марина Эримметова специально для 73 номера издаваемого «БЕЛЛОНОЙ» журнала «Экология и право».

Михаил Яблоков, эксперт по заповедному делу

Особо охраняемые природные территории уже давно сотрудничают с волонтерами. Некоторые ООПТ очень привлекательны для добровольцев, например такие, как ООПТ Камчатского края или Дальнего Востока, – там очень интересная природа! Зачастую люди сами ищут возможности, чтобы организовать свой приезд, потому что хотят посмотреть заповедник и поучаствовать в его деятельности.

Есть территории, которые находятся относительно недалеко от городов, – туда легко добраться, поэтому и волонтеров там больше. А есть очень удаленные, труднодоступные территории, и там волонтеров либо не бывает совсем, либо мало.

Когда я работал в Полистовском заповеднике, у нас волонтеров было немного, но все-таки находились люди, которым было интересно посмотреть самое большое в Европе Верховое болото и поучаствовать в нашей работе. А вот когда работал на Байкале – там спрос превышал предложение: мы не могли принять все заявки. Насколько я знаю, в Кроноцком заповеднике Камчатского края такая же ситуация.

Основная масса волонтеров – студенты, молодые люди, уже окончившие вуз, и они достаточно активны. Люди постарше уже обременены семьей, детьми, работой, карьерой – им, конечно, тяжеловато выбираться куда-то. Тем не менее среди волонтеров встречаются и работающие люди, и пенсионеры. А вот школьников в волонтеры сложно привлекать из-за различных ограничений – требования к возрасту, согласие родителей и т. п.

Мотивация у волонтеров разная: одни хотят побывать на заповедной территории, другие считают, что деятельность заповедников и национальных парков важна для природы – это люди с определенной жизненной позицией.

Существует множество программ и возможностей для участия волонтеров в жизни ООПТ. Чаще всего волонтеров привлекают на работу, не требующую специальной квалификации, – это акции по уборке мусора, демонтажу старых зданий, покраске чего-либо. Также волонтеры могут помочь в организации каких-то массовых мероприятий – проведение праздника, поездка в школу или детский дом – с целью экологического просвещения. Иногда требуются и специалисты – например, для помощи в дизайне буклетов.

06_01 - Ольга Кудрина Полистовский заповедник ежегодно организует детский экологический поход «Родник». Волонтеры-педагоги проводят с детьми занятия эколого-биологической направленности, а также помогают в быту. Credit: Ольга Кудрина / Из архива Полистовского заповедника

В Полистовском заповеднике мы привлекали людей, желающих поработать помощниками научных сотрудников, – помощь заключалась в сборе и обработке первичных данных, иногда они принимали участие в экспедициях на болота. Это так называемое научное волонтерство.

Как правило, в учреждении есть контактное лицо, с которым списываются волонтеры (знакомятся, выясняют, кто и зачем едет, на какой период времени и т. д.). Если требуются люди на строительство, то в объявлениях пишут, что нужны люди с опытом работы, например, с бензоинструментом или шуруповертом. Если это специфичная работа – к примеру, научное волонтерство, – то может быть указано, что желательно биологическое образование (возможно неполное) или какое-то другое – в зависимости от специфики ООПТ.

К сожалению, у нас в стране волонтерская деятельность пока не закреплена на государственном уровне, как, например, в США, где есть своя Служба национальных парков, поэтому о масштабности волонтерского движения говорить не приходится. К тому же люди не всегда представляют себе то, с чем им придется столкнуться: условия жизни и работы непростые, и нужно быть готовым к трудностям.

Как бывший руководитель могу сказать, что ООПТ заинтересованы в привлечении волонтеров, потому что это очень важная целевая аудитория. Волонтеры – мотивированные люди, которые понимают, что такое охрана природы, зачем это нужно, осознают важность этой работы. И, конечно, с такими людьми приятно и интересно работать. Поэтому я очень надеюсь на дальнейшее развитие волонтерского движения.

Дмитрий Лисицын, руководитель РОО «Экологическая вахта Сахалина»

Федеральные ООПТ в России очень активно привлекают волонтеров. И одна из причин такой активности – низкий уровень финансирования заповедников. Заработная плата сотрудников заповедников ничтожно мала – наверное, санитарки в больнице получают больше, чем инспекторы, которые проводят патрулирование, собирают первичные данные о состоянии природных комплексов, охраняют заповедные территории в любую погоду и противостоят браконьерам, зачастую вооруженным. Почему государство платит им так мало? А потому, что государство эксплуатирует энтузиазм людей. Многие люди у нас в стране готовы чуть ли не за копейки выполнять эту работу, потому что очень любят природу и посвящают свою жизнь ее сохранению.

К нам на Сахалин волонтеры едут отчасти потому, что им интересно побывать в нашем заказнике, посмотреть интересные и уникальные места, диких животных. РОО «Экологическая вахта Сахалина» оберегает заказник Восточный уже более 20 лет. И на протяжении более 10 лет мы приглашаем волонтеров. Заказник Восточный – это высокие горы с вечными снегами, кристально чистые бурные нерестовые реки, девственная тайга, суровое Охотское море и скалистое морское побережье, птичьи базары и лежбища сивучей, медведи и нерпы, косатки и серые киты, дикие северные олени и осторожные кабарги, гигантские белоплечие орланы и, наконец, главная ценность – миллионы диких тихоокеанских лососей, сплошным потоком идущих на нерест в реки.

Каждую зиму проводится масштабная и объемная работа по поиску и выбору волонтеров – размещаются объявления на Грин-Борде в социальных сетях «ВКонтакте» и Facebook, ведутся беседы по телефону и переписка с потенциальными кандидатами, идет сбор и обработка резюме. Волонтерами хотят стать многие, но очень сложно выбрать нужных людей. Минимальный срок, на который может приехать волонтер, – месяц, и весь этот месяц он будет находиться в небольшом коллективе на кордоне. Поэтому волонтер должен обладать определенными навыками, чтобы выполнять необходимую работу, и определенными качествами характера, чтобы ужиться с незнакомыми людьми. А распознать эти качества очень непросто, когда у тебя есть только резюме и ссылки на страницы в социальных сетях.

В основном в волонтеры идут люди, которые любят дикую природу, любят путешествовать. Зачастую это фотографы или люди романтического склада – экологи в душе. Иногда приезжают любители острых ощущений, но чаще всего они не очень хорошо себя проявляют в полевых условиях.

Получают ли волонтеры то, чего ожидают? Кто-то да, а кто-то нет. К нам приезжали волонтеры, которые до нас работали в одном из заповедников на Камчатке и делились своими негативными впечатлениями: им не давали прогуляться по заповеднику, посмотреть природу, их обязали встречать и обслуживать туристов, готовить еду, продавать сувениры и выполнять работу, за которую обычно людям платят деньги.

Наша ежегодная волонтерская программа продолжается с середины мая до начала ноября, и все это время в заказнике постоянно посменно находятся три волонтера, которые ведут наблюдения за дикой природой, проводят учет заходящих в реку лососей, сивучей на лежбищах, косаток в море и других важных видов, а также следят за соблюдением режима посещения заказника и участвуют в обустройстве кордона.

Билеты до Южно-Сахалинска и обратно оплачиваются волонтерами самостоятельно. «Эковахта Сахалина» обеспечивает доставку из Южно-Сахалинска в заказник сначала на машине, а потом на лодке по морю, снабжает всем необходимым, для того чтобы там жить и работать (продукты питания, средства защиты от комаров и медведей, связь, электричество и т. п.), и проводит подробный инструктаж. Мы обучаем волонтеров всему, что необходимо для охраны заказника и жизни в гармонии с природой. Обязательное условие – наличие у человека туристического или полевого опыта, с такими людьми проще работать. И мы стараемся сделать так, чтобы в каждой смене был хотя бы один волонтер, у которого уже есть опыт работы в заказнике. Совсем новичков не берем.

Мы хотим развивать научные программы с привлечением волонтеров-специалистов в соответствующих областях. В минимальном объеме программы проводятся уже много лет, но это очень небольшой объем, в основном сбор первичной информации.

У нас была научная программа по изучению популяции бурого медведя – мы приглашали волонтеров не просто охранять заказник и считать горбушу, заходящую в реки, но и собирать данные о состоянии популяции бурого медведя. Научный руководитель, который вел эту программу, до сих пор анализирует собранную информацию. Мы бы хотели и эту работу продолжать, и кабаргу сахалинскую изучать, а также колонии морских птиц и состояние морских млекопитающих в заказнике. Пока, к сожалению, ученые не проявляют большого интереса к изучению природных комплексов в заказнике. А ведь мы можем обеспечить им фактически бесплатный научный стационар и транспорт. Очень надеемся, что, может быть, после этой публикации кто-нибудь откликнется.

06_03_Ленские столбы Федерация альпинизма и скалолазания Республики Саха (Якутия) совместно с администрацией парка «Ленские Столбы» организовала акцию по очистке скал от вандальных надписей. Необычной акции уже два года, и ее планируется проводить до тех пор, пока не очистят все скалы. Credit: Фото из архива природного парка «Ленские Столбы»

Аркадий Семенов, директор природного парка «Ленские Столбы»

У нас в Якутии работа с волонтерами налажена довольно хорошо, волонтеры участвуют практически во всех мероприятиях и акциях – будь то посадка деревьев, экологическое просвещение или ликвидация последствий весеннего наводнения.

И хотя волонтеров, которые трудятся непосредственно в парке, не так уж и много, у нас проводятся ежегодные мероприятия, на которые съезжаются волонтеры из разных уголков страны. И количество этих мероприятий мы планируем увеличивать. В этом нас поддерживает Министерство по делам молодежи и семейной политики, которое, кстати, и курировало наше волонтерское движение в республике.

Мы предоставляем волонтерам весь необходимый инвентарь, в зависимости от того, чем им предстоит заниматься – тушением пожаров или очисткой скал от надписей. Я уверен, что все, кто к нам приезжают, остаются довольны – видно, что ребята участвуют в мероприятиях с удовольствием и вообще работают с большим энтузиазмом!

Считаю, что волонтерское движение – очень нужное дело и ему необходимо уделять как можно больше внимания. Экологическое волонтерство воспитывает у молодежи не только любовь к живой природе, но и дает возможность по-другому посмотреть на многие вещи, а некоторым может помочь найти свое место в жизни. А мы со своей стороны будем делать все возможное, чтобы волонтерское движение в нашей республике развивалось.

06_04 Дирекция ООПТ Зимняя подкормка птиц. Памятник природы Дудергофские высоты. Credit: Фото из архива ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга»

Надежда Мурашова, начальник сектора экологического просвещения ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга»,

Татьяна Павлова, главный специалист сектора экологического просвещения ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга»

Зачем нам нужны волонтеры? Основная цель привлечения именно волонтеров – экологическое просвещение жителей нашего города. Но в первую очередь это интересно самим волонтерам. Участие в наших мероприятиях, акциях – это доступный каждому вид добровольческой деятельности, замечательная возможность узнать что-то новое о природных комплексах Петербурга, получить интересный опыт, полезные навыки, а также реализовать свои возможности и творческий потенциал.

Для волонтеров мы организуем мероприятия и субботники по благоустройству особо охраняемых природных территорий, акции по подкормке птиц и спасению земноводных, развешиванию дуплянок (синичников, скворечников) и укрытий для летучих мышей. А после проведения мероприятий сотрудники Дирекции ООПТ проводят экскурсии для тех, кто принимал участие в работе.

Среднестатистический волонтер – это молодой человек в возрасте 20-30 лет, зачастую студент. Его отличительные черты – инициативность, энергичность, неравнодушное отношение к проблемам охраны природы, желание поучаствовать в общественной жизни города, внести свой посильный вклад в сохранение и восстановление природных комплексов.

Желающих стать волонтером достаточно много. В августе этого года мы объявили набор добровольцев на экологические мероприятия, предложив зарегистрироваться в волонтерской базе Дирекции ООПТ. На данный момент анкету заполнили около ста человек. Наши мероприятия пользуются популярностью: в одной из последних акций – посадке сосны в заказнике Западный Котлин – приняли участие более 50 человек. Чтобы стать волонтером, достаточно заполнить анкету на нашем сайте oopt.spb.ru.