News

Министерство обороны проигрывает бой за природу

Движение «Токсовские озера»

Опубликовано: 20/03/2019

Автор: Ирина Андрианова

Так уж получилось, что в плотно застроенных пригородах Петербурга единственными доступными для рекреации природными территориями остаются «спецземли» – обычно закрепленные за Министерством обороны. Но в последнее время и этот защитный статус оказывается ненадежным: оборонные леса расхищают мошенники всех мастей. Так, в СМИ недавно появилась информация о попытке продать по подложным документам территорию лыжной трассы СКА в Токсово на озере Хеппоярви.

Пока ничего не подозревавшие лыжники бегали на соревнованиях, активисты движения «Токсовские озера» под видом потенциальных покупателей проникали в логово врага и добывали доказательства подлога.

Однако продажа 11 участков на самой трассе оказалась лишь зримой частью айсберга. Из-за своей неприкрытой наглости она была вовремя замечена и, будем надеяться, купирована (хотя бы на время). Однако параллельно уже много лет идет медленный, «ползучий» захват территории базы СКА. Он представляет собой постепенное «поглощение» трассы растущими садоводствами. Что любопытно, во всех случаях захвата фигурирует одна и так же фамилия – бывший директор базы Алексей Казьмин. Сначала он стал владельцем 6 участков на трассе у берега, и он же долгое время был председателем СНТ «Спорт» и «Южный склон», которые продавали участки в восточной части базы. Но не отстают и другие СНТ.

Так, всего за месяц (!) с начала 2019 года вплотную к восточной части трассы вырос новострой СНТ «Светлое». Рассказывает местный житель Сергей (имя изменено): «И никто этим «предпринимателям» даже пальчиком не погрозит! Пол-садоводства – самозахват на землях Минобороны РФ, их даже на кадастровый учёт не ставят, но леса уже нет, холмы срыли, дома поставили, проведено электричество и газ! Некоторые из особо умных – «турбазы» и бани возвели (мы их «быдло-базы» из-за соответствующего контингента отдыхающих называем), но этого им оказалось мало, они и на трассу полезли!»

Prodazha_na_lyzherollernoy_trasse Объявление о продаже участков под ИЖС на лыжероллерной трассе.

Напомним: просторечие «земли Минобороны» означает категорию земель с длинным названием «земли промышленности, транспорта, связи, обороны, безопасности и иного спецназначения» с видом использования «для спецнадобностей». Разумеется, никаких артиллерийский учений на берегу Хеппоярви никогда не проводилось. Но у Минобороны всегда было еще одно направление деятельности – развитие спорта. «Исторически данная территория является единственным местом в окрестностях Петербурга, где с учетом рельефа местности возможно проведение международных и российских соревнований по лыжным гонкам и биатлону», – говорится в письме главы токсовской администрации военному прокурору ЗВО. За последние 30 лет здесь выросло немало знаменитых олимпийских чемпионов – Любовь Егорова, Ринат Сафин, Анатолий Алябьев, Владимир Драчев и другие.

Но как вообще возможна продажа чужих участков – без кадастровых паспортов и свидетельств о собственности? Что получают покупатели за свои деньги? Все очень просто: участки продаются по садовым книжкам с обещанием позже легализовать имущество в суде. С учетом рисков – по заниженной цене. И желающие находятся!

«Занимаются самозахватом председатели садоводств. В «Мадио-Озерки» – Половинкин, в «Светлом» – Юрий Королёв. В «Спорте» и «Южном склоне» – экс-начальник базы СКА Казьмин. В «Мадио», «Светлом» и «Токсовском» за неучтённый наличные деньги отмерялся участок, и выдавалась садоводческая книжка. Официально оформить эти участки пока ни у кого не получилось. Но попытки делаются постоянно. Количество домов, выросших в Токсово на военных землях – десятки, если уже не сотни…

SNT_Svetloe Карта СНТ «Светлое».

Нельзя сказать, что Министерство обороны совсем не сопротивляется. В настоящее время Департамент имущественных отношений оборонного ведомства судится с СНТ «Токсовское», «Мадио-Озерки» и «Светлое» по наложению границ садоводств и военных земель. Но процесс усложняется тем, что все виновные в махинациях – уже бывшие председатели. Дело сделано, поезд ушел!

В прошлом году движение «Токсовские озера» обратилось в местную администрацию и в Управление Росреестра с просьбой провести проверку самозастроенных участков. «От администрации ответа не дождались, – рассказали нам в организации. – Росреестр сослался на то, что в письме не указаны кадастровые номера участков(!), которые нужно проверять, а GPS-координат им недостаточно… Между тем кадастровых номеров самозахваченных участков в природе не существует!»

«В вашем обращении отсутствуют сведения, позволяющие установить, на каком именно объекте допущены нарушения», – пишет зам. главы Управления Е.В. Ситникова. «Отсутствуют кадастровые номера и адреса земельных участков, подлежащие проверке», – пишет она в другом ответе. На запрос частного лица зам. главы в качестве основания отказа заявляет, что «отсутствует информация о нарушении его собственных имущественных прав». Защищать государственное имущество обычным гражданам не разрешается. Итог – никаких проверок!

novostroy_vplotnuyu_k_baze-SNT_Svetloe-2 Новострой в СНТ «Светлое» вплотную к восточной части трассы СКА. Credit: Движение «Токсовские озера»

На голубом глазу

Но у некоторых захватчиков территории базы СКА документы вполне себе есть. Только, как уверены в администрации Токсово, они выданы по поддельным основаниям.

28 февраля во Всеволожском суде состоялось заседание по иску двух граждан – Андрея Сластина и Вадима Савчука, которые ничтоже сумняшеся требуют от Министерства обороны РФ и администрации сервитута для свободного проезда к своим участкам 47:07:0502087:30 и 47:07:0502087:32. И ничего, что их участки стоят прямо на лыжной трассе, по которой в этот самый момент бегут лыжники. «Представитель истцов заявил суду, что сама лыжероллерная трасса была построена этими двумя замечательными людьми, и Минобороны РФ и клуб СКА никакого отношения к этому не имеют», – поведали нам местные жители, посетившие заседание.

И это еще что! Владелица других 11 участков на трассе, госпожа Анжелика Боброва, на суде по своим наделам вообще заявила, что никакой трассы СКА и вовсе в природе нет! А есть коттеджный поселок, в котором находятся участки, где она «ведет строительство». В 2004 году, добавим, она сумела наскоро залить на обочинах трассы несколько фундаментов и поставить заборчики. Но нынче фундаменты порядком обветшали, а часть заборов была снесены жителями. Однако суд счел возможным отменить ее право собственности только в отношении 2 участков. Те участки, где некие артефакты «хозяйственной деятельности» сохраняются, суд пока оставил за Бобровой. Вполне возможно, что и наглость Сластина с Савчуком принесет свои плоды. Недавно в их деле появился еще один фигурант.

«Согласно выпискам из ЕГРП, участки 47:07:0502087:30 и 47:07:0502087:32 с сентября 2018 года находятся в ипотечном залоге у «Промсвязьбанка», – сообщил Сергей. – Вот так поворот! Судя по всему, с участием «Промсвязьбанка» создана мошенническая схема либо по легализации самозахватов, либо по обналичиванию их через банковские структуры!»

Стоит добавить, что в оформлении документов есть противоречия. Номер кадастрового квартала – 47:07:0516001 – не совпадает с префиксами номеров самих участков. На данный момент оба участка находятся внутри третьего участка 47:07:0516001:38, принадлежавшего Минобороны и переданного муниципалитету лишь в 2017 году. В этом участке нет «дырки» под участки :30 и :32, что свидетельствует о подтасовке. Участки Савчука и Сластина были в числе тех 21, которые в 2003-2004 гг. фигурант уголовных дел, токсовский рейдер Михаил Сокирко «нарисовал» на территории лыжероллерной трассы и перепродал заказчикам – Бобровой, Казьмину, Сластину, Савчуку и другим. В качестве подставных «продавцов» при сделке использовались его 21 сослуживец по Санкт-Петербургскому военного инженерно-техническому университету (ВИТУ). Это якобы им токсовская администрация в 1996 году нарезала участки прямо на лыжных дорожках. Тут еще одно несоответствие: по документам ЕГРП участки Сластина и Савчука возникли не в 1996, а в 1997 году. Интересно, что в материалах уголовного дела № 5110 все 21 офицер признаны «введенными в заблуждение». Хотя за свои посреднические услуги они получили от 300 до 500 долларов каждый. Подозревался в преступлении только сам Сокирко, которого в 2006 году чрезвычайно кстати для других фигурантов неизвестные ударили металлической трубой по голове, в результате чего он впал в кому. После этого дело было заморожено.

Между тем один из невинно введенных в заблуждение офицеров, Александр Рубан, не перепродал свой участок (хотя следствие в 2007-2009 гг. утверждало, что перепродал). Еще одним невинным следствие сочло экс-начальника базы СКА Алексея Казьмина. А ведь он не только перекупал участки у невинных офицеров, но, как мы помним, чуть позже захватывал территорию базы с другой стороны – будучи председателем двух СНТ. Интуитивно понятно, что за лица в действительности были инициаторами и бенефициарами захвата берега Хеппоярви. Однако почему-то ни суд, ни органы прокуратуры не в силах не только наказать, но даже остановить их.