Электромобиль – это по-прежнему диковинка на российских автомагистралях

tesla_people-1. Презентация Tesla Model S у Парк Инн отель в Мурманске. Фото: Bellona

В 70-х годах была такая популярная песня «автомобили, автомобили буквально все заполонили». И, действительно, автомобили заполонили наши города и дороги. Но совсем недавно мировые автомагистрали стали заполонять электромобили, которые в нашей стране никак не желают появляться в сколь-нибудь заметном количестве.

Который год подряд в мире отмечается увеличение темпов роста личного электрического транспорта. По данным Центра исследований солнечной энергии и водорода Баден-Вюртемберг (Centre for Solar Energy and Hydrogen Research Baden-Württemberg – ZSW), на конец 2018 в мире насчитывалось порядка 5,6 млн электрических и гибридных автомобилей. Это на 64% больше, чем в конце предыдущего года.

Самое большое количество пришлось, как не удивительно, на Китай – 2,6 млн, второе место принадлежит США – 1,1 млн. Если взять европейские страны, то по Норвегии сегодня колесит порядка более 195 000 электромобилей и 95 000 гибридов, по Германии – 142 000.

teslas-nikel Электромобили Tesla во время автопробега в Мурманской области Фото: Анна Киреева

Оглядываясь на эти цифры, стоит помнить, что с появлением концерна Tesla сам рынок автомобилей сильно изменился – появилось такое понятие как отложенный платеж. Период ожидания составляет от года до двух, а лист ожидания по всему миру просто огромен.

Российская статистика не утешительна: согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», на 1 июля 2018 года в России насчитывалось всего 2 530 электромобилей. Тем не менее, по сравнению с началом 2017 года (920 шт.) это хороший рост. Если говорить об объемах рынка, то по итогам 2018 года в России было продано 144 новых электромобиля, что на 51,6% больше, чем в 2017 году (95 шт.).

Гораздо лучше выглядит объем рынка электромобилей с пробегом: в 2018 году он составил 2 239 единиц. Этот результат в 2,1 раза больше, чем в 2017 году (1049 шт.).

bodytextimage_car_pollution.jpg Photo: photo: yandex.ru

Зачем пересаживаться на электромобиль?

Подобный вопрос от российских автовладельцев можно услышать довольно часто несмотря на то, что сам электротранспорт уже снял многие вопросы и сомнения. Те, кто хоть раз проехали в современном электромобиле, смогли оценить его комфорт и бесшумность, а любители быстрой езды не могли не насладиться мгновенным разгоном. Автомобили Tesla бьют рекорды по безопасности во всех краш-тестах, а опыт электромобилистов из арктических стран, например, Норвегии, показал, что в сильные морозы электромобили заводятся гораздо проще, чем авто с двигателями внутреннего сгорания.

Но, конечно, основная цель всех стран, правительства которых стремятся пересадить автовладельцев в электрокары – это улучшение экологической обстановки в крупных городах, а значит, и здоровья их жителей. По разным данным, именно на автомобильные выхлопы может приходиться до 90% выбросов в городах.

Кнутом, пряником и собственным примером

В каждой стране выбраны различные методы стимулирования. Началось все с так называемого «пряника» в виде бесплатных парковок, зарядок, въездов и выездов из городов, выделенных полос движения, отсутствия транспортных налогов, таможенных пошлин, прямых субсидий при покупке электрического авто, налогового вычета и многих других приятных моментов.

Не обошлось и без «кнута»: большинство европейских стран официально объявило дату полного запрета на продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. В частности, Норвегия планирует ввести такой запрет в 2025-м, Швеция – в 2030-м, Великобритания изначально планировала в 2040-м, но решила ввести запрет на 8 лет раньше. Кроме того страны постепенно запрещают въезд в центр своих столиц и крупных городов на автомобилях с двигателем внутреннего сгорания.

Китай, помимо прочего, решил, что правительство страны и представители правящей партии должны поощрять покупку и использование электромобилей, в том числе и собственным примером. Рост доли возобновляемых источников энергии и числа так называемых «автомобилей новой энергии», которые выбрасывают в атмосферу значительно меньше загрязнений – один из шагов на пути к «прекрасному Китаю».

Также к 2020 году в Китае (преимущественно в густонаселенной восточной части страны) планируется построить сеть зарядных станций, которая способна обеспечить энергией до 5 миллионов электрических автомобилей.

Но вернемся к России, где с 2012 года реализуется всероссийская программа развития зарядной инфраструктуры для электротранспорта. Были даже ожидания, что, в связи с этим, к 2020 году в нашей стране может насчитываться порядка 200 000 электромобилей.

Первая в Мурманске зарядная станция для электромобилей Фото: Bellona

К сожалению, программа реализуется крайне медленно, поэтому сегодня в России зарядная инфраструктура развивается, в основном, с помощью энтузиазма отдельных компаний и организаций. Так, в частности, произошло в Мурманске, где экологическое Объединение Bellona у отеля Парк Инн Полярные Зори в 2017 году установило первую и пока единственную зарядную станцию.

Тем не менее, несмотря на высокую стоимость электромобилей, нерешенную проблему с зарядной инфраструктурой, а также отсутствие каких-либо серьезных льгот для электромобилистов, число продаваемых электромобилей в нашей стране в прошлом году выросло вдвое.

Кто покупает электрокары?

По словам владелицы электромобиля Tesla Model S, председателя Ассоциации развития Электромобильного беспилотного подключенного Транспорта и Инфраструктуры (Санкт-Петербург) Ии Гордеевой, российских владельцев электрокаров можно условно разделить на две категории.

Первая и сама многочисленная – жители Дальнего Востока. Они привозят японские праворульные электромобили с пробегом, чтобы сэкономить. Например, стоимость подобного Nissan Leaf будет начинаться от 600 000 рублей.

«БЕЛЛОНА» уже сообщала, что во Владивостоке несколько лет назад прошла уникальная для России акция протеста: владельцы электромобилей вышли на демонстрацию не с политическими или социальными лозунгами, а с требованием установить в городе зарядные станции, как того требует Постановление Правительства.

Вторая группа электромобилистов, по словам Гордеевой, состоит из людей, которые очень интересуются технологиями и машинами.

«Электромобилисты сидят на большом количестве форумов, это отдельная субкультура. У них свои правила, своя жизненная позиция. Если ты приехал на зарядку, ты всегда начнешь общаться с тем, кто там уже заряжается», – рассказала она Беллоне.Ру.

«Нам нужна господдержка»

Конечно, первым препятствием на пути широкого распространения электромобилей является их стоимость. Так, Nissan Leaf в России стоит порядка 2-3 млн руб., что сопоставимо (только по стоимости – уровни автомобилей совершенно разные) с Tesla Model 3, MBW i3 стоит около 4,5 млн рублей, Jaguar I-Pace – 7 млн, Tesla Model S – до 8-9 млн в зависимости от модели и комплектации.

Gordeeva Ия Гордеева

По словам Гордеевой, сейчас электромобили не могут быть веянием моды для обеспеченных людей, как это случилось пару десятилетий назад с мобильными телефонами, поскольку пользоваться столько дорогим «гаджетом» до сих пор некомфортно: нет уверенности в возможности его зарядить за пределами крупных городов, нет сервисных и дилерских центов. «Сейчас это, скорее, развлечение, а не мода», – считает она.

Наличие инфраструктуры – вторая проблема россиян, которые задумываются о покупке электромобилей, но не всегда определяющая.

«Посмотрите на Петербург. Сейчас количество зарядных станций тоже выросло до 50-ти, но количество электромобилей не увеличивается. Поэтому формировать систему зарядной инфраструктуры нужно одновременно с системой государственной поддержки для владельцев таких авто, без этого не обошлось ни в одной стране мира», – уверена Гордеева.

Сегодня в некоторых городах и регионах есть признаки такой поддержки, например, где-то электромобилисты не платят транспортный налог, где-то для них сделаны бесплатные парковки. Но это «капля в море».

Даже робкие попытки законодательно ввести льготы для электрических машин заканчиваются неудачно. Осенью 2018 года депутаты Мурманской областной Думы рассматривали законопроект о нулевом транспортном налоге для владельцев электромобилей и гибридов (в Мурманской области зарегистрирован 1 электромобиль). Однако правительство Мурманской области посчитало, что данный законопроект не соответствует критериям бюджетной и социальной эффективности.

По словам Ии Гордеевой, ситуация довольно быстро может измениться в лучшую сторону, если государство сделает несколько шагов: отменит ввозные пошлины для электромобилей (сегодня они составляют 48% для новых автомобилей и 16% для подержанных), выделит субсидии на покупку электромобилей для частных лиц, разрешит возврат 13% подоходного налога при покупке электрокаров.

Неплохо было бы обязать компании с госучастием закупать электромобили в свой автопарк – для этого может быть установлена обязательная норма. Движение по выделенным полосам и бесплатная парковка тоже бы помогли, как показывает опыт Евразийского Союза.

Эксперт уверена, что вопрос, что должно быть первым – курица или яйцо, зарядная инфраструктура или электромобили, уже снят.

«Электромобильный транспорт и инфраструктура для него должны развиваться вместе», – уверена она.

Анна Киреева

anna@bellona.ru