Коренные народы против арктической железной дороги

arcticrailway Арктическая железная дорога. Фото: ctfs.org.ua

Автор: Анна Киреева

Больше года назад был представлен проект арктической железной дороги, маршрут которой должен проходить через финские города  Оулу и Рованиеми, а также норвежский  Киркенес. Длина путей составит 445-465 км, а открыть новый маршрут можно будет в 2030 году. Инвестиции в проект оценивались порядка €2,9 млрд.

Однако в начале февраля 2019 года группа экспертов выпустила отчет, согласно которому проект был назван нерентабельным. По мнению рабочей группы, для покрытия ежегодных расходов на содержание такой железной дороги объем перевозок по ней должен составлять около 2,5 млн тонн в год.

«Такие объемы нельзя считать реалистичными без каких-либо существенных изменений в хозяйственной деятельности в данном регионе или в стоимости перевозки различными видами транспорта», – цитирует отчет сайт «Баренц Обзервер», но при этом подчеркивается, что в основе выводов лежат предварительные данные.

Рабочая группа рассмотрела различные сценарии развития объемов перевозок. Лучшим вариантом будет увязка Арктической железной дороги от Киркенеса на побережье Баренцева моря до Рованиеми с планируемыми туннелем Хельсинки-Таллинн и железной дорогой Rail Baltica.

По словам мэра Киркенеса Рюне Рафаельсена (Rune Rafaelsen), выводы отчета не стали для него неожиданностью.

«Главный вывод отчета, основанного на предварительных данных, заключается в том, что проект будет дорогим. Уверен, что мы вернемся к обсуждению проекта через полгода. Он откроет путь транспортировке большого объема грузопотока. Если север Норвегии хочет стать логистическим хабом, то железная дорога Киркенес-Рованиеми – это единственная возможность. Это даст толчок дальнейшему развитию арктических проектов и свяжет море с сушей», – рассказал он «Беллоне.Ру».

Согласно отчету, создание Арктической железной дороги повлечет различные последствия для окружающей среды и коренного населения. В исследовании подчеркивается уникальность и уязвимость природной среды  на севере, которые потребуют особого внимания.

В сентябре прошлого года Союз саамов принял резолюцию, в которой говорилось о том, что железная дорога повлияет на доходы и существование оленеводческих общин на всем пространстве от Рованиеми до Киркенеса.

По мнению Президента саамского парламента Тиины Санила-Айкио (Tiina Sanila-Aikio), данный проект разделил людей на два лагеря, и  даже среди представителей коренных народов нет единого мнения на его счет.

«Чего мы хотим достичь, какие ценности мы хотим уважать и передать следующему поколению, если этой ценностью не является природа? Природа – основа саамской культуры. Железная дорога изменит ландшафт, земли и водные объекты. Будем ли мы оставаться коренными народами, если мы не сможем продолжать жить, как жили раньше, и передавать этот образ жизни будущим поколениям?», – отметила она на Киркенесской конференции, завершившейся вчера на севере Норвегии.

«Мы еще не до конца понимаем процессы, связанные с изменением климата, и не можем оценить их влияние на нашу жизнь. Данный проект – это не просто строительство железной дороги, он приведет к увеличению транспортировок нефти и газа, он приведет за собой  горнорудную промышленность, ускорение развития проектов по лесозаготовке и т.д. Первый, кто пострадает от изменения климата – коренные народы. Особенно здесь, в Арктике», – отметила она.

Мэр Киркенеса отметил, что прекрасно понимает опасение саамов, поскольку любая промышленная деятельность влияет на уклад их жизни. Он уверен, что можно прожить без железной дороги между Киркенесом и Финляндией, но для всего общества, включая саами, он принесет большую пользу.

arctic road Справа налево: Рюне Рафаельсен, Эско Лотвонен, Тиина Санила-Айкио. Фото: Анна Киреева/Беллона

«Я понимаю опасения Тиины. У нас в Сёр-Варангере много десятилетий идет добыча железной руды, но при этом развивается оленеводство. Все решаемо, и я уверен, что нам удастся найти решение, которое устроит всех».

С ним согласен и мэр города Рованиеми Эско Лотвонен (Esko Lotvonen), для которого выводы доклада также не стали сюрпризом.

Отвечая на претензии представителей коренных народов, он отметил, что еще не все исследования проведены, и необходимо все тщательно изучить.

«Нам нужен диалог, необходимо провести тщательную оценку воздействия на окружающую среду, учитывать культурные вопросы – но это обычная работа. Я понимаю, что мы должны укреплять саамскую культуру. Если будет негативное воздействие, то его надо будет компенсировать. Но я не думаю, что саамская культура умрет при строительстве железной дороги», – рассказал он, отметив, что до того, как стать мэром Рованиеми, он был губернатором Лапландии, и при реализации проектов всегда учитывались пожелания и потребности саамского народа. – «Нам всегда удавалось прийти к соглашению и найти компромисс».

Подобные увещевания, однако, не убедили Президента саамского парламента.

«Для меня шок слышать, что этот проект можно реализовать без ущерба для окружающей среды. Я вам не верю!», – ответила она политикам.

Тиина рассказала, что саамы постоянно сталкиваются с дискриминацией при реализации проектов, их права не соблюдаются, и страдает традиционный образ жизни.

«Без земли и водных объектов не будет саамов. Мы не сможем жить как коренной народ. Вся история наших народов – это компромиссы, которых от нас требуют все больше.  Почему мы постоянно должны адаптироваться к ожиданиям других людей?».

По ее словам, если железная дорога будет построена так, как планируется, без обхода самых уязвимых участков территорий под землей или над ней, то это приведет к массовым акциям протеста среди коренных народов.