News

«Академик Ломоносов»: «110% от номинальной мощности реакторной установки – это ошибка?»

ПЭБ «Академик Ломоносов», Мурманск.
ПЭБ «Академик Ломоносов», Мурманск.
Андрей Золотков

Опубликовано: 12/12/2018

Автор: Андрей Золотков

Вчера на территории ФГУП «Атомфлот» (г. Мурманск) состоялось очередное заседание Общественного совета по безопасному использованию атомной энергии в Мурманской области.

На удивление это заседание привлекло достаточно много членов Общественного совета, секретарь совета Сергей Жаворонкин не досчитался только 1 человека. Можно предположить, это мероприятие заинтересовало многих, потому что в программе числилось посещение плавучего энергоблока (ПЭБ) «Академик Ломоносов», который в данное время проходит швартовые испытания у причала ФГУП «Атомфлот». Не остались равнодушными и журналисты мурманских средств массовой информации – когда еще выпадет такая редкая возможность и посетить уникальный объект, и задать вопросы специалистам, и пофотографировать. Правда, полярная ночь не очень удачное время для съемки на открытом воздухе.

Преодоление строгой проходной, на удивление, прошло очень оперативно и без особых задержек. Сразу погрузились в автобус и отправились в северном направлении по территории «Атомфлота», к дальнему причалу, где был пришвартован ПЭБ.

Но нас провезли мимо ПЭБ и высадили у нового на вид здания, предназначение которого сразу и не определишь. Оказалось, сопровождающий нас директор по эксплуатации флота ФГУП «Атомфлот» Олег Дарбинян решил начать с экскурсии по новому цеху, который вот-вот должен быть сдан в эксплуатацию. Полное название – доковый цех для ремонта винторулевых комплексов универсальных атомных ледоколов (УАЛ). Здесь будут работать с гребными валами и винтами атомных ледоколов, причем не только действующих, но и находящихся в постройке, а также будущего атомохода «Лидер». Это совершенно новое направление работы в производственной деятельности предприятия – на протяжении всего времени существования гражданского атомного флота данные операции осуществлялись на судоремонтном заводе, расположенном у морского вокзала Мурманска. Стоимость цеха – 467 млн руб., и он построен на собственные средства «Атомфлота».

Общественный совет на территории ФГУП _Атомфлот_ Общественный совет на территории ФГУП «Атомфлот», Мурманск. Credit: Андрей Золотков

У «Атомфлота» в связи с затоплением плавдока ПД-50 на 82-ом судоремонтном заводе в Мурманске тоже возникли проблемы с обслуживанием атомного лихтеровоза «Севморпуть», который теперь негде доковать. А впереди – новые УАЛ, которым тоже требуется плавучий док, но такового с подходящими размерами нет в Кольском заливе, а времени осталось совсем немного – не более 3-х лет. Этот вопрос сейчас находится в активной проработке.

Далее на нашем пути был «Академик Ломоносов». У трапа группу встречал главный строитель заказа Александр Ковалев. После короткого вступления о самом плавучем энергоблоке участники ознакомительного путешествия оказались в машинном отделении ПЭБ. И свои дальнейшие пояснения Александр Ковалев начал с неожиданной ремарки о том, что недавно в СМИ по ошибке Концерна «Росэнергоатом» появилась информация, что на ПЭБ в ходе испытаний мощность реакторных установок будет подниматься до 110% от номинальной. На самом деле речь идет о генераторах, которые, согласно требованиям Регистра, необходимо испытывать на повышенной мощности.

А теперь подробности. Эта история с «процентами» началась с опубликования 6 декабря на сайте «Росэнергоатома» пресс-релиза, в котором имелся следующий текст:

«Энергетический пуск – это победа всего «Росатома», – отметил заместитель генерального директора – директор по специальным проектам и инициативам Концерна «Росэнергоатом» Павел Ипатов. – Это крайне важный этап, который осуществляется в рамках комплексных испытаний, и является по сути функциональной проверкой всего оборудования. Он проводится последовательно в несколько этапов: первый этап осуществляется на уровне 1-10% от номинальной мощности, а заключительный – на 110%. На каждом этапе проводится освоение режимов работы оборудования, автоматических регуляторов, системы безопасности и других устройств и систем, обеспечивающих возможность и, главное, безопасность дальнейшего подъема мощности энергоблока».

Доковый цех _ФГУП _Атомфлот_ Доковый цех ФГУП «Атомфлот». Credit: Андрей Золотков

Но как обратиться к такой организации, как «Росэнергоатом», если ты не согласен с их заявлением? Начинать многомесячную переписку? Автономная некоммерческая организация «Центр поддержки экологических проектов «Беллона» воспользовалась возможностями Твиттера, тем более у Концерна он появился совсем недавно. В адрес автора вышеприведенной цитаты были заданы следующие вопросы:

– упоминание об испытаниях на 110% от номинальной мощности – это ошибка автора пресс-релиза, или так оно и будет;

– известно, что на любой российской АЭС при намерении увеличить мощность реакторной установки на 4-7% выполняется специальный длительный по времени проект с общественными обсуждениями и государственной экологической экспертизой, поэтому упоминание о 110% выглядит несколько странно, тем более что в России ни на одной реакторной установке не проводилось повышение мощности на 10% от номинальной;

– как я помню (со времени работы в ФГУП «Атомфлот»), существовали определенные ограничения на мощность ядерной энергетической установки атомных ледоколов при нахождении в акватории Кольского залива, и, если не изменяет память, эта цифра составляла около 40% – получается ли так, что на ПЭБ «Академик Ломоносов» эти правила не распространяются, хотя тип установки КЛТ-40С очень близок к установкам атомных судов «Таймыр», «Вайгач» и «Севморпуть»;

– имеются ли разрешительные документы на проведение испытаний реакторных установок ПЭБ «Академик Ломоносов» на мощности 110% от номинальной в городской черте Мурманска, потому что территория ФГУП «Атомфлот» совсем недавно была внесена в городскую черту, и можете ли Вы их предоставить.

Как ни странно, «Росэнергоатом» отреагировал, но в бюрократическом стиле – пишите запрос. На деле все оказалось немного по-другому: руководители работ на ПЭБ были проинформированы о досадной ошибке в пресс-релизе, и постарались сразу же снять все возможные вопросы, что и сделал Александр Ковалев. Вот только неизвестно, будут ли внесены исправления в сам пресс-релиз, или читатели по-прежнему будут видеть текст о намерении Концерна проводить испытания реакторных установок на «110 процентах от номинальной» из уст заместителя Генерального директора Росэнергоатома, бывшего руководителя Балаковской АЭС?

Центральный пост управления ПЭБ Центральный пост управления ПЭБ. Credit: Андрей Золотков

Еще на ПЭБ нам показали отделение вспомогательных механизмов, где расположены котельная установка, испарители и другие механизмы, предназначенные для обеспечения жизнедеятельности блока. Заключительным этапом стало посещение центрального поста управления, где можно было увидеть, как происходят управление реакторными установками и видеоконтроль за работами в реакторных отсеках. Стоит отметить, в тех местах, где мы побывали, никаких запретов на фотосъемку не было, а персонал достаточно подробно и доброжелательно отвечал на все вопросы.

Далее все переместились в конференц-зал «Атомфлота», где были представлены подробные доклады о деятельности АО «Балтийский завод» (г. Санкт-Петербург) и о проектной деятельности ПАО «ЦКБ «Айсберг» (г. Санкт-Петербург) по созданию будущего атомного ледокола «Лидер».

Объемный доклад о настоящем и будущем ФГУП «Атомфлот» представил Олег Дарбинян. Он подробно рассказал о планах по росту грузопотока на Северном морском пути (СМП), который уже в районе 2024-25г.г. может достичь 60-70 млн тонн, а к 2030 году может перевалить за цифру 100 млн. В связи с этим необходимо очень подробно проработать на такой грузопоток расстановку атомных и неатомных ледоколов на восточном направлении СМП. По оценкам «Атомфлота», к 2035 году для обеспечения круглогодичной навигации предполагается иметь в составе флота 5 УАЛ, 4 ледокола на сжиженном природном газе и 3 атомохода «Лидер».

Коснулись и темы судов атомно-технологического обслуживания: новая плавучая технологическая база (ПТБ) находится в стадии проектирования, это судно можно построить чуть позже, учитывая схему обращения с ОЯТ и первую перезарядку УАЛ в 2028 году, но оно должно появиться не позднее 2030 года. Сейчас идет процедура продления сроков эксплуатации действующих ПТБ «Имандра» и Лотта» до 2025 года, и в планах есть дальнейшее продление эксплуатации до 2030 года. Что касается начала пробных работ по выгрузке ОЯТ из хранилища ПТБ «Лепсе» на СРЗ «Нерпа», по мнению Олега Дарбиняна, это может случиться не ранее апреля-мая 2019 года.

Будем надеяться, что при внедрении всех вышеперечисленных проектов ядерная безопасность будет оставаться первым приоритетом для ФГУП «Атомфлот» и других подразделений «Росатома».