News

«Тувакобальт»: проклятье предгорий Танну-Ола

grayeme

Опубликовано: 06/06/2018

Автор: Александр Анатольев

Хову-Аксынское месторождение в Туве, обнаруженное вскоре после вхождения республики в состав Советского Союза, стало настоящим проклятием для природы и местных жителей. Построенный для переработки руды комбинат «Тувакобальт» имел не только неэффективное и планово-убыточное производство, но и огромное негативное воздействие на окружающую среду. Предприятие прекратило свою работу четверть века назад, но его опасные отходы до сих пор отравляют окрестные земли и реки.

В начале лета после дождя в предгорьях хребта Танну-Ола, где расположился тувинский сумон Сайлыг (или село Огневка, как его еще называют), лужи высыхают быстро. Вода задерживается разве что в заброшенных картах-хранилищах бывшего комбината – огромных прямоугольниках размером 250-350 м на 110-165 м с обваловкой по краям, чтобы задерживать воду. Когда-то хвостохранилища были огорожены колючей проволокой, но в «голодные» девяностые «колючку» растащили, и с тех пор у жителей левобережной части Сайлыга появилась новая напасть – практически ежегодный падеж скота. Клиническая картина скоротечной болезни одинакова: после выпаса на участке хвостохранилищ, куда в жаркие дни скот беспрепятственно идет за водой, уже вечером у животных начинается сильный понос. И через два дня, несмотря на все усилия ветеринаров, животные погибают.

А поздней осенью на тех же заброшенных хвостохранилищах можно встретить тушки погибших мигрирующих птиц. Они прилетают сюда, чтобы подкрепиться (часть хвостохранилищ заросла), и вскоре умирают от отравления.

В чем же причина этих странных смертей? По данным ученых, в первые 10-12 лет после закрытия горно-металлургического комбината «Тувакобальт» весной и в начале лета на поверхности открытых хвостохранилищ концентрация мышьяка доходила до 29,5 мг/л, что равноценно 590 ПДК. Гидробиологическими обследованиями устанавливалась их полная безжизненность и чрезвычайная ядовитость. Летом 2003 года выпало необычно много осадков и, в отличие от прежних лет, когда вода стояла лишь в углублениях хранилищ, ее избыток привел к просачиванию токсичных отходов в подземные воды с последующим попаданием в протекающую рядом реку Элегест. Результатом этого стала гибель рыбы в реке (впрочем, несколько подобных случаев отмечалось и ранее, в 1980–1990-х годах, когда «Тувакобальт» еще работал)[i].

Высокая концентрация мышьяка в органах домашних животных в Сайлыге, обнаруженная в ходе обследования, в 4,5–7,3 раза превышала ПДК для пищевых продуктов, в связи с чем специалисты не рекомендовали использовать это мясо в пищу, а загрязненную территорию – эксплуатировать в качестве пастбищных угодий[ii]. Впрочем, через 15 лет лабораторный анализ образцов мяса овец в том же Сайлыге, выполненный в ФГУ «Государственная станция агрохимической службы «Тувинская» на атомно-абсорбционном спектрофотометре «Квант-АФА», не зафиксировал превышения ПДК по токсичным тяжелым металлам и мышьяку[iii].

***

Месторождение арсенидных никелькобальтовых руд в северных предгорьях хребта Танну-Ола было открыто в 1947 году, через три года после вхождения Тувинской Народной Республики в состав СССР. В 1956 году рядом с месторождением появился поселок городского типа Хову-Аксы, созданный для специалистов будущего горно-обогатительного комбината, которому дали название «Тувакобальт». В 1970 году предприятие было введено в эксплуатацию, однако проектная схема переработки мышьяковых руд кобальта, никеля и меди на комбинате не была реализована, так как реальное содержание кобальта в руде (0,4%) было в 3 раза ниже проектного[iv].

А еще через два года, после отработки 46 блоков по жилам южного участка, ГОК «Тувакобальт» официально был переведен в категорию планово-убыточных предприятий Министерства цветных металлов СССР «в связи с высокой себестоимостью производимого товарного продукта при низких внутригосударственных ценах на кобальт, неполнотой и низкой степенью извлечения ценных компонентов из руд, необеспеченностью подготовленными к выемке промышленными запасами кобальтовых руд нужного качества, непомерными затратами комбината на содержание сформированной инфраструктуры»[v].

Еще в ходе опытных испытаний до начала работы комбината «Тувакобальт» было установлено, что мышьяк, содержащийся в кобальтовых арсенидных рудах и в хвостах их переработки, способен переходить в водные растворы[vi]. И тогда же встал вопрос об обезвреживании соединений мышьяка для условий комбината[vii].

На начальном этапе работы комбината его шламовые отходы вывозились автосамосвалами в открытые с поверхности траншейные захоронения рядом с предприятием. Затем был построен пульпопровод, который перекачивал шламовые отходы в пять специальных прямоугольных карт-хранилищ бассейнового типа, насыпное песчаное дно которых было закрыто полиэтиленовой пленкой для уменьшения фильтрации. «Поверхности карт №1 и №2 вскоре после заполнения были рекультивированы засыпкой слоем грунта и почвы мощностью примерно 0,5 м. Остальные три карты остались открытыми и в настоящее время подвергаются воздействию солнца, талых и ливневых вод, а также ветровой эрозии, которая с особой силой в виде пыльных бурь проявляется весной», – отмечает Владимир Забелин, ведущий научный сотрудник лаборатории биоразнообразия и геоэкологии Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН[viii].

Как же так оказалось, что опасные отходы были брошены на волю всем ветрам в открытых хранилищах, без надлежащей рекультивации территории? Производство на предприятии «Тувакобальт» было остановлено в 1993 году, но из-за обострения межнациональных отношений в Республике Тыва комбинат не был выведен из эксплуатации в штатном порядке, а оказался буквально в одночасье брошенным своими работниками и инженерным составом (как и поселок Хову-Аксы, который стоял на балансе комбината и был заселен в основном русскими сотрудниками предприятия[ix]). Ликвидационных мероприятий при закрытии комбината не производилось, за исключением бетонирования устьев отдельных горных выработок.

По официальным данным, после 20 лет работы комбината «Тувакобальт» в результате использования нерациональной технологии образовалось 1,7 млн м3 твердых отходов, содержащих в среднем до 3,3 % токсичного полуметалла – мышьяка[x]. Отходы в виде тонкодробленной руды размещены в пяти картах-хранилищах общей площадью 8 га и объемом 898 тыс. м3 и содержат в себе 4 тысячи тонны кобальта и никеля, 2 тысячи тонны меди, по 200 тонн висмута и сурьмы, 75 тысяч тонн мышьяка. Все эти металлы способны образовывать токсичные соединения. Пыль с токсичными соединениями из хвостохранилищ переносится в направлении близлежащего села Сайлыг. По данным лаборатории Иркутского госуниверситета, концентрация мышьяка в почвах на площади более 7 км2 превышает 50-350 мг/кг при местном геохимическом фоне менее 10 мг/кг. В мясе домашних животных превышения составляют до 14 ПДК[xi].

Еще в 2002 году сотрудниками Объединенного института геологии, геофизики и минералогии им. А.А. Трофимука СО РАН (Новосибирск) были опробованы шламы «Тувакобальта» всех пяти карт захоронения с поверхности (31 проба) и почв прилегающей к ним с юго-запада пастбищных угодий площадью примерно 2 квадратных километра (57 проб). Выяснилось, что почвы пастбищ загрязнены металлами, поступающими в процессе ветровой эрозии с поверхности хвостохранилищ заброшенного комбината. В результате на участках, прилегающих к картам захоронения, в почвах были установлены превышения содержаний ПДК для мышьяка – до 500 раз, кобальта – до 5, меди, цинка и никеля – до 3 раз. Наибольшая интенсивность аномальных содержаний была отмечена для мышьяка, наиболее значимыми по площади распространения и интенсивности оказались аномалии цинка[xii].

В июне 2017 года новосибирскими учеными снова было проведено контрольное опробование почв вокруг хвостохранилищ комбината «Тувакобольт». «Ветровая эрозия карт-захоронений отходов ГОКа «Тувакобальт» представляет наибольшую опасность для окружающих территорий, – резюмировали специалисты. – Сформированные аномалии мышьяка и тяжелых металлов в почвах расположены в господствующем направлении ветров, содержания мышьяка в почвенном покрове превышают ПДК в 10-300 раз, для цинка нет ни одной пробы, содержание в которой было бы меньше ПДК»[xiii].

Еще одну опасность представляет загрязнение подземных вод токсичными элементами из хвостохранилищ «Тувакобальт» и попадание их в открытые водоемы. Владимир Забелин приводит результаты исследования песчано-глинистых донных осадков Саяно-Шушенского водохранилища на реке Енисей, расположенного в 160 км ниже устья реки Элегест, куда могут попадать токсичные соединения из хвостохранилищ[xiv]. Концентрация мышьяка почти во всех пробах составляет 1,0-3,95 ПДК. Во многих пробах почти по всей площади ложа Саяно-Шушенского водохранилища отмечено повышенное содержание цинка (1,0-1,63 ПДК) и в отдельных пробах – кадмия (1,01-1,97 ПДК). В небольших пока концентрациях в донных осадках фиксируются кобальт, свинец, железо, марганец, а в водах – медь при содержании, постоянно превышающем ПДК в 2–3 раза[xv].

***

Необходимость провести техническую рекультивацию хвостохранилищ комбината «Тувакобальт» назрела давно. Этот пункт кочевал из одной экологической программы республиканского правительства в другую, сроки реализации все время сдвигались. Наконец, в 2013 году глава республики Шолбан Кара-оол сумел найти взаимопонимание с федеральными властями и добился включения работ по рекультивации хвостохранилищ комбината «Тувакобальт» в рабочий вариант документа, который готовило Министерство природных ресурсов РФ. «Тувакобальт» был внесен в перечень 50 «горячих экологических точек» страны, требующих неотложных мер для снижения угроз не только окружающей среде, но и здоровью людей. Однако в связи с экономическим кризисом, вызванным наложением на Россию санкций, и снижением нефтяных доходов, федеральная программа «Экологическая безопасность» была утверждена в радикально сокращенном виде, и ликвидация накопленного экологического ущерба «Тувакобальта» в нее не вошла.

В 2014 году постановлением тувинского правительства была утверждена республиканская программа «Охрана окружающей среды на период 2015-2020 годов». В перечень мероприятий, финансируемых и реализуемых в 2017 году в рамках этой экологической программы, была включена работа по разработке проектно-сметной документации «Техническая рекультивация отходов комбината «Тувакобальт». По итогам 2017 года по результатам конкурса была выбрана подрядная организация по составлению проектно-сметной документации. После составления проектно-сметной документации должны быть объявлены торги по технической рекультивации отходов комбината.

«В марте я написал обращение в Росприроднадзор по поводу угрозы попадания токсичных веществ из хвостохранилищ комбината вместе с грунтовыми водами в приток Енисея, реку Элегест, – отмечает эколог Александр Колотов, член Енисейского бассейнового совета. – И получил ответ, что правительством Республики Тыва уже достигнута предварительная договоренность с представителями красноярской компании «Квант» о возможности ликвидации отходов бывшего комбината «Тувакобальт».

Однако уже в апреле на Красноярском экономическом форуме (КЭФ) глава Тувы Шолбан Кара-оол заявил, что отходы кобальтового комбината в поселке Хову-Аксы, содержащие тысячи тонн токсических и тяжелых металлов, являются перспективным сырьем для современной промышленности, и регион рассчитывает на появление инвестора. По его словам, к отходам «Тувакобальт» проявляла интерес группа компаний Олега Дерипаски[xvi].

Однако сейчас и сам Олег Дерипаска, и основные его производственные активы находятся под санкциями США, что уже приводит к оптимизации расходов в его группе компаний. Означает ли это, что потенциальный инвестор – ликвидатор «Тувакобальта» исчез, так и не появившись? Или же токсичное наследие тувинского комбината передадут специально созданному федеральному оператору по обращению с опасными отходами 1 и 2 класса?

Ну а пока, спустя четверть века после закрытия комбината, лужи в картах-хвостохранилищах «Тувакобальта» по-прежнему ядовиты, а токсичные тяжелые металлы до сих пор отравляют окрестные земли и реки…

Список использованной литературы:

[i] Забелин В.И. Распределение токсичных химических элементов в природных и антропогенных средах на территории бывшего ГОКа «Тувакобальт» // Состояние и освоение природных ресурсов Тувы и сопредельных регионов центральной Азии. Эколого-экономические проблемы природопользования. Вып. 14. – Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2016. – С. 119–128

[ii] Ондар У.В. Разработка методического описания на базе рентгенофлуоресцентного анализа для контроля загрязнения мышьяком объектов окружающей среды: Дис. … канд. хим. наук. Иркутск, 2001

[iii] Ооржак Ч.О. Содержание тяжелых металлов в мясе овец окрестностей Хову-Аксынского месторождения (Республика Тыва) // Научные исследования: от теории к практике : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 5 (6). – С. 331-332

[iv] Миронов В.Е., Пашков Г.Л., Ступко Т.В., Пашков Д.Г. Аммиачная гидрометаллургия. Новосибирск: Наука, 2001

[v] Лебедев В.И. Необходимость возрождения кобальтового производства в Туве на базе освоения запасов руд Хову-Аксынского месторождения и техногенных отходов ГОК «ТУВАКОБАЛЬТ» // Евразийское Научное Объединение, № 1 (13), январь 2016. -с.141-144

[vi] Шимит Б.Д. Изучение растворимости мышьяка, содержащегося в рудах и хвостах Хову-Аксинского кобальтового месторождения, в воде и растворах, аналогичных по составу промышленным водам и дистиллерной жидкости: Отчет. – Хову-Аксы: Фонды ГОКа «Тувакобальт», 1965

[vii] Бузур-оол Д.Б., Шимит Б.Д. К вопросу по обезвреживанию мышьяка в условиях комбината «Тува-кобальт»: Отчет. – Хову-Аксы: Фонды ГОКа «Тувакобальт»,1971

[viii] Забелин В.И. Распределение токсичных химических элементов в природных и антропогенных средах на территории бывшего ГОКа «Тувакобальт» // Состояние и освоение природных ресурсов Тувы и сопредельных регионов центральной Азии. Эколого-экономические проблемы природопользования. Вып. 14. – Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2016. – С. 119–128

[ix] С бывшего комбината «Тувакобальт» вывезен смертоносный контейнер, излучавший радиацию в 100 раз выше допустимых норм // Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн», 23.06.2005. URL: https://www.tuvaonline.ru/2005/06/23/hovu-aksy.html

[x] Государственный доклад о состоянии окружающей среды Республики Тыва в 2009 году. Кызыл, 2010. — URL: http://www.npa.rtyva.ru/page/65.html

[xi] Монгуш А.Д. Необходимость внедрения экологического аудита в промышленные отрасли (на примере Республики Тыва) // Современное состояние и перспективы развития бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита: материалы Международной научно-практической конференции. Иркутск: Байкальский государственный университет, 2015. С. 83-87.

[xii] Гаськова О.Л., Бортникова С.Б., Бессонова Е.П. Почвенные аномалии в районе хранилища отходов комбината «Тувакобальт», Хову-Аксы, Тыва // Поверхность. Рентгеновские, синхротронные и нейтронные исследования. – 2003. – № 11. – С. 115–120

[xiii] Шевко Е.П., Кальная О.И., Аюнова О.Д. Пути миграции элементов и оценка опасности хвостохранилищ Ni-Co-арсенидных руд месторождения Хову-Аксы // Региональная экономика: технологии, экономика, экология и инфраструктура. Материалы 2-й Международной научно-практической конференции. Кызыл: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук, 2017 — С.370-377

[xiv] Забелин В.И. Распределение токсичных химических элементов в природных и антропогенных средах на территории бывшего ГОКа «Тувакобальт» // Состояние и освоение природных ресурсов Тувы и сопредельных регионов центральной Азии. Эколого-экономические проблемы природопользования. Вып. 14. – Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2016. – С. 119–128

[xv] Кальная О.И., Аюнова О.Д. Формирование водно-прибрежных экосистем Саяно-Шушенского водохранилища в пределах Тувы // Управление ресурсным потенциалом регионов на базе геоинформационных технологий. – Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2010 – С. 89–98

[xvi] Тува рассчитывает на переработку отходов кобальтового производства советской эпохи // ТАСС, 14.04.2018 г. URL: http://tass.ru/ekonomika/5125124