В своем последнем интервью главному редактору журнала «Экоград», оценивая результаты государственного совета, состоявшегося 27 декабря прошлого года, а проводил его Владимир Владимирович Путин, Яблоков сказал:
– Государственная политика в области экологической политики оказалась у разбитого корыта.
Впервые я увидел его в 1992 году. В Москве собрались экологические журналисты на какую-то очень важную встречу. Он не мог сидеть на месте, его бойцовский характер не давал ему сидеть спокойно. Он ходил вокруг длинного стола, где сидели журналисты и говорил:
– Ребята, нужно писать острее, нельзя найти острую тему, написать статью, и тут же забыть о ней. Вцепляйтесь зубами в проблему, ищите свидетелей, находите экспертов, не давайте забыть об экологической беде. Подключайте юристов – пусть они помогут оценить экологический ущерб. Нам нужны судебные процессы против загрязнителей природы.
И привел пример такой острой темы, которую журналист нашел, и она стоит того, чтобы начинать полноценное журналистское расследование. И назвал публикацию. Я вздрогнул. Это была моя публикация в «Московских новостях». О «грязной бомбе» Ленинграда.
Поэтому наш Патриарх ушел, оставив тысячи, десятки тысяч учеников и последователей. Его книги стоят на полках тысяч библиотек. На наших с вами полках. И уже теперь мы понесем те знания, тот опыт, который оставил Алексей Владимирович. Мне кажется, что самый главный труд его жизни это книга «Чернобыль: последствия Катастрофы для человека и природы». Это наиболее полный в мировой литературе обзор медицинских, экологических и биологических исследований по последствиям Чернобыльской катастрофы для населения и природы. И уже за одно это мир будет помнить Патриарха.
Он был неистов. Даже в последние годы, когда болел раком. Я запомнил его в Осло. Он уходил по лестнице, ведущей вверх. Остановился, оглянулся. Был печален.
Патриарх всегда говорил правду. И это его нам завещание.