News

В России не существует единой системы ликвидации накопленного экологического ущерба

Спрессованные бочки из-под горюче-смазочных материалов, брошенные военными на арктических островах. Государственный заказник «Земля Франца-Иосифа».
Спрессованные бочки из-под горюче-смазочных материалов, брошенные военными на арктических островах. Государственный заказник «Земля Франца-Иосифа».
Р. Ершов / www.rus-arc.ru

Опубликовано: 21/04/2016

Автор: Наталья Парамонова

Прошлый, или накопленный, экологический ущерб возник в результате хозяйственной деятельности предприятий на территории России в прошлом, в основном во времена Советского Союза. В различных странах бывшего СССР процесс ликвидации последствий накопленного экологического ущерба протекает по-разному, однако в РФ нет системы, которая позволит очистить территорию страны от опасных отходов, негативно влияющих на окружающую среду и здоровье населения.

Статья подготовлена специально для 61 номера издаваемого «Беллоной» журнала «Экология и право».

Что в РФ грязно?

Самый большой вклад в загрязнение территории РФ внесли предприятия черной и цветной металлургии, горнодобывающие, химические и нефтехимические предприятия. Площадь почвенного покрова, загрязненного цветными металлами и фтором, достигает в России 3,6 млн га. Это цифра вдвое больше площади всех сельскохозяйственных земель в Липецкой области.

Содержание свинца в почвах Иркутска, Свирска, Рудной Пристани, Черемхова, Каменска-Уральского Свердловской области более чем в 10 раз превышает предельно допустимые концентрации. Такое же превышение ПДК по меди обнаружено в Ижевске, Петербурге, Рязани, Нижнем Новгороде, Кирове, Томске, Рудной Пристани и Ревде (Свердловская область). Десятикратное превышение ПДК сразу по трем компонентам (меди, никелю и кобальту) зафиксировано в Мончегорске Мурманской области.

Фтором загрязнены земли вокруг предприятий алюминиевой промышленности в Краснотурьинске Свердловской области, Братске, Новокузнецке, Волгограде, Красноярске. По данным обследования территории вокруг Кандалакшского алюминиевого завода, содержание фтора в верхнем слое почвы превышает фоновый уровень в 3 раза на расстоянии до 20 км.

По суммарному показателю загрязнения почв в городе и в радиусе 5 км от него к чрезвычайно опасным относятся Мончегорск, Ревда и Белово Кемеровской области.

Кроме того, к источникам повышенного загрязнения относят полигоны по размещению твердых бытовых отходов, отвалы и шламохранилища предприятий горнодобывающей, металлургической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности.

Значительно загрязнены территории воинских частей армии, авиации и флота, занимающих в нашей стране 13 млн га. Наибольшие концентрации загрязняющих веществ обнаружены в Уральском военном округе – гарнизон Шадринск, Забайкальском военном округе – гарнизоны Степь, Безречный, Домна и Дальневосточном военном округе –  гарнизон Анастасиевка.

Наиболее распространенными загрязнителями почв и земель на объектах Вооруженных сил являются горюче-смазочные материалы (ГСМ). Очистке от них подлежит более 50 тыс. га. Значительная часть компонентов ГСМ просачивается в грунт из-за изношенности хранилищ и трубопроводов, при заправке авиационной техники.

Под взлетными полосами некоторых аэродромов скопились «техногенные месторождения» основного авиационного топлива – керосина. Так, в подземной керосиновой линзе у Энгельса Саратовской области, расположенного на Волге, находится не менее 20 тыс. тонн топлива. В Ейске Краснодарского края на берегу Таганрогского залива аналогичная линза тянется к Азовскому морю.

Общая площадь загрязненных сельскохозяйственных земель составляет около 75 млн га, из которых 60 млн га были загрязнены за счет вредных выбросов предприятий в атмосферу и размещения отходов производства на землях, пригодных для сельского хозяйства. По данным портала ecodelo, общая площадь сельхозугодий в РФ в 2012 году составляла 225 млн га, т. е. загрязненные площади составляют 30% от плодородных земель, находящихся в обороте.

Оценка ущерба

«Несмотря на значительные масштабы и последствия проблемы прошлого экологического ущерба (ПЭУ) в России, ни на федеральном уровне, ни в отдельных регионах или отраслях промышленности нет собственной базы данных, обеспечивающих всесторонний учет или общую оценку последствий этой проблемы», – говорится в докладе Всемирного банка на тему ПЭУ 2007 года.

После этого доклада Министерство природных ресурсов Российской Федерации провело инвентаризацию объектов ПЭУ и получило перечень из 340 объектов прошлого экологического ущерба, которые занимают площадь в 77,6 тыс. га с объемом накопленных отходов и загрязнений 371,9 млн тонн.

«Отбирая в рамках первичной инвентаризации объекты прошлого экологического ущерба, Минприроды опиралось на несколько критериев: участок находится в государственной или муниципальной собственности, там не ведется никакой хозяйственной деятельности, а также нет собственника, которому может быть предъявлен иск о возмещении вреда. Если была вероятность наличия собственника, то такие объекты в первичную инвентаризацию не включались», – пояснил глава Минприроды Сергей Донской в интервью Газете.ру.

Он также отметил, что из всех объектов ПЭУ были выделены 194 горячих точки, где точно надо вести работы по ликвидации накопленного ущерба.

Работы по устранению накопленного экологического ущерба должны были вестись в рамках федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба», но пока финансирование программы отсутствует. В бюджете РФ она находится в листе ожидания.

Общая сумма, которая потребуется для ликвидации накопленного в РФ экологического ущерба, по оценкам Минприроды, данным до 2013 года, составляет 97 млрд рублей.

Между тем подобные оценки нельзя назвать достоверными хоть в какой-то степени. В каждом случае экологического ущерба заражение территории шло по разным сценариям. Образовавшиеся загрязнения соответствуют своему технологическому процессу, например, обогащению золота или угля, но и в этих промышленных циклах есть различия. Поэтому в каждом конкретном случае, прежде чем приступить к работам по ликвидации, придется провести работу не только по инвентаризации горячих точек, но и разработать проект ликвидации ущерба.

Нет ответственных

Практика ведения хозяйства в советском государстве не предполагала ликвидацию экологических последствий деятельности предприятий. Приоритетом для страны было развитие промышленности, добыча сырья и обеспечение бесперебойной работы всего производственного комплекса. Создавались хранилища для опасных отходов, но не разрабатывалась система их переработки и нейтрализации. В результате, при распаде СССР предприятия перешли из государственной собственности в частную, но вопрос о том, за чей счет будет устраняться нанесенный природе ущерб, не был решен.

С одной стороны, это может быть обязанностью государства, с другой стороны – бизнес, приобретая в собственность промышленные предприятия, также может быть обязан устранить накопленный экологический ущерб.

Глава Минприроды Сергей Донской уже после проведения инвентаризации объектов с накопленным экологическим ущербом отмечал, что этот термин пока не формализован.

Как отметила председатель Счетной палаты России Татьяна Голикова, указанные нарушения обусловлены, в том числе, и правовой неурегулированностью вопросов возмещения (ликвидации) вреда окружающей среде, связанного с прошлой хозяйственной деятельностью. «Такие понятия, как «накопленный вред окружающей среде», «накопленный экологический ущерб», «объекты накопленного вреда окружающей среде», «ликвидация накопленного вреда окружающей среде», законодательством не определены. При этом проектом федерального бюджета на 2016 год на ликвидацию накопленного экологического ущерба в рамках госпрограммы «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы» запланировано 2,8 млрд рублей», – сказала она.

В настоящее время в РФ существует два механизма финансирования ликвидации накопленного экологического ущерба – государственная субсидия и деньги бизнеса.

Государство выделяет деньги на приоритетные для себя объекты НЭУ. С бизнесом ситуация не ясна. Минэкономразвития в 2014 году приготовило проект изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», которые должны были обязать бизнес устранять НЭУ на принадлежащей им территории. Вступление закона в силу планировалось в 2016 году, но поправки не были приняты, поэтому бизнес пока не обязан устранять экологические проблемы, оставленные СССР.

Государственный пример

После того как Минприроды определило 340 точек НЭУ, было решено провести 26 мероприятий, призванных решить проблемы НЭУ хотя бы в нескольких самых актуальных точках.

Мероприятия вошли в распоряжение Правительства Российской Федерации № 2462-р. Финансировать уборку должны были совместно из бюджета страны и бюджета субъекта РФ, на территории которого находится объект НЭУ. Согласно документу основные деньги выделяет государство в размере 2,4 млрд рублей, в то время как регион должен был потратить всего 71 млн рублей.

Самые масштабные работы должны были проводиться на Беловском цинковом заводе (Кемерово). Здесь почва в радиусе одного километра загрязнена тяжелыми металлами. Реабилитация и рекультивация земель должна была быть проведена на территории 4,4 га. Однако по тендеру на выполнение работ, который был объявлен в 2015 году, до сих пор нет результата.

Во Владимирской области собирались очистить и сделать снова пригодными для сельского хозяйства земли, загрязненные иловыми осадками очистных сооружений. Выполнение этих работ улучшило бы среду обитания для 200 тыс. человек.

Показательно так же планирование ликвидации свалки нефтесодержащих отходов вблизи Набережных Челнов и ряда других крупных свалок. В перечень работ по постановлению правительства входила ликвидация свалок, а также работы на  заповедных территориях. На каком основании те или иные объекты были включены в перечень, не ясно, как и не ясно, насколько работы были выполнены. Минприроды не предоставило информацию о выполнении работ по упомянутому постановлению.

Если судить по данным о проведении тендеров на выполнение работ по распоряжению правительства, то перспектива начать работы есть по двум из 26 пилотных проектов устранения ПЭУ.

Опыты по ликвидации

Надо сказать, что сколько-нибудь систематического опыта ликвидации экологического ущерба в РФ нет. Поэтому расскажем о трех проектах, которые все-таки удалось осуществить.

Самым нашумевшим был проект по очистке арктических островов. Работы по этому проекту ведутся с 2010 года. Причиной загрязнения российской Арктики стали находившиеся там военные базы, которые и оставили после себя множество бочек из-под горюче-смазочных материалов, мусор, технику и бытовки.

В ходе проекта был вывезен мусор с пяти островов архипелага Земля Франца-Иосифа. Работы по очистке должны были обойтись в 8,5 млрд рублей и продлиться 8 лет.

Последний раз о вывезенном из Арктики мусоре высказывался глава военного ведомства Сергей Шойгу в 2015 году, который уточнил, что на программу было потрачено 700 млн рублей. Сроки окончания очистки Шойгу обозначил так: «За многие годы там скопилось столько, что дай бог нашему поколению это все завершить».

Интересна судьба проекта по ликвидации неорганизованной свалки промышленных отходов «Черная дыра» (Нижегородская область). Эту свалку создали химические предприятия Дзержинска, которые просто стали сливать в карстовую воронку свои отходы.

Президент России распорядился ликвидировать свалку. Для исполнения этого поручения объект внесли в программу финансирования и выделили деньги на проектные работы по устранению ущерба. Однако эти работы предполагали сжигание отходов, и против этого взбунтовались эксперты. В результате проверок один из чиновников Дзержинска и руководитель компании, подготавливающей проект по «Черной дыре», были осуждены.

После этого был разработан новый проект ликвидации опасной свалки, но будут ли проводиться по нему работы, пока не ясно. Дело осложняет и то, что нельзя зафиксировать окончательную цену работ, так как точный состав токсичных отходов не известен.

Третий пример – город Закаменск в Бурятии. Здесь федеральные средства пошли на ликвидацию отходов Джидинского вольфрамо-молибденового комбината. Всего в рамках госпрограммы на этот проект предполагалось выделить 3 млрд рублей.

Отходы комбината – это зараженный песок, который исполнители работ должны были обезвредить и перевезти на другую территорию для дальнейшей переработки. Однако при выполнении проекта по ликвидации экологического ущерба жители Закаменска вместо очистки получили новую проблему.

Как поясняют жители города, сваленные груды зараженного песка со временем покрылись плотной коркой. Она не позволяла ветру разносить песок, но была хрупкой.

В ходе работ по вывозу песка корку вскрыли, и теперь при сильном ветре по Закаменску гуляют песчаные бури. Осложняет ситуацию то, что песок предварительно не был обеззаражен, хотя это и было предусмотрено планом работ.

Противостояние жителей Закаменска, властей и ликвидаторов тянулось до 2014 года. Отсутствие упоминаний о проблеме в дальнейшем можно связать только с прекращением финансирования мероприятий по ликвидации ущерба.

Заключение

Со времени публикации доклада Всемирного банка в 2007 году Россия признала существование проблемы, определила перечень объектов, где необходимо провести работы, начала разрабатывать правовую базу для осуществления этих мероприятий и даже подготовила несколько пилотных проектов по ликвидации загрязнений.

Однако подхода, который бы гарантировал систематический процесс очистки территории страны от прошлого ущерба, пока нет. Как нет и методов ликвидации, которые не нанесут окружающей среде еще больший урон. Как, например, попытка применить сжигание для решения проблемы «Черной дыры» в Нижнем Новгороде.